






Арктический флот России: новые типы кораблей
Изменение
международной обстановки и рост напряженности в мире, по-новому ставит многие,
казалось бы, давно решенные вопросы. К их числу относится и оборона Арктики,
ставшей в последние годы предметом противоречий между несколькими арктическими
державами. По мере того, как будет увеличиваться экономическое значение
Арктического региона, в частности, обусловленное ростом добычи нефти и газа на
шельфе, да и вообще другими ископаемыми ресурсами, которых в регионе много и
они практически не тронуты, значение обороны Арктики будет только расти. Не
исключена вероятность вооруженных провокаций и столкновений в этом регионе.
Нужно
напомнить, что в годы Второй мировой войны командование Кригсмарине
организовало выход рейдера «Адмирал Шеер» в советские арктические
воды и нападение на порты в устье Енисея. 27 августа 1942 года гитлеровский
рейдер атаковал порт Диксон, но не смог прорваться к важному порту и разрушить
его. По некоторым сведениям, собранным уже после войны, немецкие подводные
лодки широко оперировали в арктических водах, нападали на караваны, полярные
станции, высаживали на берег партии, и даже имели в островах в советской
Арктике стоянки и временные базы (некоторые из них были найдены после войны).
Уже 70 лет назад Арктика имела большое значение, а теперь, в силу экономических
и политических изменений, ее значение радикально возросло. Так что вероятные
боевые действия в Арктике — это не фантастика и не сюжет только для учений.
Эскадренный
ледокол
В
последние годы весьма многое делается в оборонной сфере в Арктике: проводятся
крупные учения, восстанавливается аэродромная сеть, постепенно усиливаются
войска и состав Северного флота. Но эти успехи показывают и слабую сторону
арктических военных приготовлений — ограниченные возможности действий флота в
акваториях, покрытых льдами. Во время похода основных сил Северного флота к
острову Котельный в Море Лаптевых в октябре 2013 года, эскадра забрала с
собой четыре атомных ледокола: «Ямал, «Вайгач», «50 лет
Победы» и «Таймыр» — весь действующий атомный ледокольный флот
России.
В этом
месте возникает вопрос: «А если война, то что делать будете?». Боевые
действия могут начаться в такой момент, когда атомные ледоколы будут в море или
на обслуживании, или еще по каким причинам их нельзя будет собрать в кулак и
отправить на проводку Северного флота во льдах. Такая ситуация не только
вероятна, но и вполне может быть целенаправленно использована или даже
организована разведкой вероятного противника. Иметь сильный Северный флот и
оказаться неспособным в решающий момент использовать его на большей части
акватории Ледовитого океана — это могут быть предпосылки тяжелого поражения.
Учения
2013 года наглядно показывают, что военно-морским флотам нужны свои ледоколы,
которые будут не только входить в состав соответствующего флота, но и будут
полноценными боевыми единицами. Почему бы не ввести новый класс боевых
кораблей, скажем — «эскадренный ледокол», то есть ледокольное военное
судно, либо обеспечивающее проводку эскадры во льдах, либо самостоятельно
действующее в акваториях, покрытых льдами (это может быть помощь гарнизонам
отдаленных островов, прикрытие хозяйственных объектов, проводка и прикрытие
конвоев и т.п. задачи). Появление в составе Северного флота 2-3 эскадренных
ледоколов резко расширит его боевые возможности и позволит действовать по всему
Ледовитому океану почти в любой ледовой обстановке.
В качестве
прототипа для эскадренного ледокола можно предложить дизель-электрический
ледокол ЛК-25, водоизмещением 22,2 тысяч тонн. Мощность установки 25 МВт,
скорость хода 17 узлов, проходимость льда до 5 метров, возможность непрерывного
движения во льдах до 2 метров толщиной. Комплекс вооружения может быть
аналогичен вооружению ракетного крейсера (комплекс «Вулкан»,
торпедные аппараты, реактивные бомбовые установки, АК-130, АК-630, ЗРК
«Оса-МА» и «Форт»). Такой боевой корабль может не только
ходить во льдах, но и самостоятельно выполнять боевые задачи. Такая боевая
единица будет веским аргументом против любого противника в арктических водах.
В России
много лет обсуждается вопрос о развитии ледокольного флота и строительстве
новых ледоколов. Под споры, на практике дело повернулось в сторону отхода от
атомных гигантов. Судоходные компании, работающие в арктических морях, строят
суда ледового класса, способные по большей части обходиться без ледоколов,
приоритет отдается строительству дизель-электрических ледоколов, которые
дешевле, проще в обслуживании и не имеют ограничений на заходы в морские порты
(суда с атомной силовой установкой такие ограничения имеют). Возможно,
целесообразно, в свете такой тенденции и роста напряженности в мире, обратить
строящиеся и запланированные к постройке ледоколы ЛК-25 в военные суда и
направить на пополнение Северного флота? Если боевых действий в Арктике не
случится, эти ледоколы будут иметь мирное предназначение и могут проводить
гражданские суда, так сказать, для пущей безопасности судоходства.
Арктический
«москитный флот»
Под
«москитным флотом» обычно понимается флот из сравнительно небольших
судов или катеров, быстроходных и маневренных. Понятие появилось в годы Первой
мировой войны, и тогда же было продемонстрировано, что небольшие суда могут при
грамотном применении справиться с гораздо более сильным противником. Скажем, 10
июня 1918 года итальянский торпедный катер потопил австро-венгерский линкор «Сент-Иштван»,
судно, несопоставимо большее по размерам и огневой мощи. Подобные истории
повторялись и в последующем. Конечно, есть сторонники и противники
«москитного флота», высказываются аргументы за и против него. Но в
целом, практика целого ряда военно-морских флотов показывает, что
«москитный флот» весьма хорош для обороны побережья, для контратак в
стиле «ударил — убежал», а в благоприятных условиях годится и для
нападения. Причем это относится как к надводным, так и к подводным кораблям.
Само
сочетание «москитный флот» для Арктики на первый взгляд выглядит
странно и даже нелепо. Однако, учитывая протяженность береговой линии,
множество островов и архипелагов, шхер и фьордов, здесь есть все условия для
тактически правильного использования небольших, скоростных и маневренных
кораблей. Наконец, лед. Покрытые льдом акватории могут быть и должны
восприниматься не как досадное препятствие, а как выгодный фактор и союзник. Он
помогает передвигаться с большей скоростью и позволяет при необходимости
оторваться от преследования уходом на ледовое поле, недоступное для кораблей
вероятного противника.
Понятно,
что и суда арктического «москитного флота» должны отличаться от
классических прототипов. Это, конечно, суда на воздушной подушке. Описывать все
их преимущества для Арктики нет нужды — они очевидны. В России разрабатываются
и строятся суда на воздушной подушке всех типов и размеров, от небольших
катеров до малого десантного корабля «Зубр» проекта 12322,
водоизмещением 555 тонн, способный перевозить три танка или 140 человек и 10
БТР. Два таких судна сейчас в составе Балтийского флота ВМФ России. Планируется
на базе судостроительного завода «Море» в Феодосии, в Крыму,
возобновить производство судов этого типа.
Почему же,
при всех своих достоинствах: возможности двигаться по морю, суше и льду,
скорости до 60 узлов, не использовались для усиления Северного флота? Видимо,
по той причине, что они создавались как десантные корабли, с акцентом на
перевозку пехоты и бронетехники, и в них просто не усматривали другого предназначения.
Хотя, по своим размерам и водоизмещению МДК «Зубр» близок к малым
ракетным кораблям проекта 1234, но резко превосходит их в скорости: 60 узлов
против 35 узлов максимально у малых ракетных кораблей.
Малый
ракетный корабль, несмотря на свои весьма скромные размеры, имеет
радиолокационный комплекс «Титанит», артиллерийскую установку АК-725,
ЗРК «Оса-МА» и главное оружие — ПКР «Малахит»,
«Термит-Э» или «Оникс». Аналогичный комплекс вооружения
может быть установлен и на МДК «Зубр» и получится боевая единица,
почти идеальная для атак в стиле «ударил — убежал». Оснащенные ОГАС,
торпедами «Шквал-Э», глубинными бомбами, ракетными противолодочными
комплексами, он могут стать очень неплохими малыми противолодочными судами.
Даже в
Баренцевом море, в котором обычно действуют намного более крупные корабли, у
судов такого типа будет много целей и много работы. Если на всех российских
архипелагах, окаймляющих Баренцево море, создать сеть промежуточных баз, где
такие суда могут дозаправиться и пополнить боекомплект, то под их ударами будет
вся акватория этого моря. Тем более, что при переделке «Зубра» из
десантного в ракетное или противолодочное судно, можно увеличить запас топлива
и увеличить тем самым дальность плавания. Они годятся и для обороны главных баз
Северного флота, и для контратак.
Для
действий в глубинных морях Ледовитого океана, покрытых льдами, где вероятность
встретить надводный корабль противника очень низка, акцент можно сместить с
противокорабельных ракет на артиллерийское и зенитное вооружение. У судов этого
типа может также оставаться отсек для десанта или груза. Даже один такой
корабль с сильным артиллерийским и зенитным вооружением резко усилит любой
арктический гарнизон, позволит отбить нападение или пресечь высадку десанта.
Такие суда могут охранять ключевые точки судоходных трасс, бухты и стоянки
судов, порты, устья рек, острова с размещенными на них базами и аэродромами.
При их противодействии, широкие аэромобильные операции вероятного противника в
Арктике станут весьма рискованным делом.
Хотя
развитию военной техники присущ определенный консерватизм и новые типы
вооружения и боевых кораблей далеко не сразу прокладывают себе дорогу в жизнь,
тем не менее, об этом нужно думать и такие корабли нужно строить и вводить в
строй наших флотов, хотя они могут быть весьма недешевыми. Лучше, однако,
потратить деньги на новые корабли, чем в случае войны оказаться неспособным
защитить свое арктическое побережье.
Оригинал материала опубликован на ленте АПН.
