Аттракцион после краха
Наверное, это замечательно, что одна из по-настоящему сильных
нижегородских транспортных компаний запустила маршрут речного трамвайчика «Александровский
сад – пристань «Южная»». Я специально съездил на Автозавод – хотелось
узнать, что же встретит меня на этом причале.
Я увидел очередь, число людей (в середине дня) явно превышало
вместимость одного судна. На причале было больше сорока человек, а судно еще не
появилось, и до момента отправления оставалось около полутора часов. Я
поинтересовался у ожидавших: куда же они едут? И когда мне ответили, что едут в
центр, спросил: не проще ли пройти десять минут и оказаться на остановке 40-го
автобуса – максимум через час они будут в центре?
Ответ был очевиден – люди просто истосковались по тому, что
называется речными прогулками.
Они не будут по такой высокой цене (сто рублей) регулярно
ездить на работу или на учебу в центр с Автозавода – это абсолютно неразумно. Но
само появление этого маршрута выявило потребность нижегородцев в пользовании
речным транспортом для прогулок, для того, чтобы увидеть город с реки. Мы давно
не имели возможности проплыть по Оке вдоль города – на протяжении почти
двадцати лет; «ракеты» давным-давно отменены.
Совершенно очевидно, что маршрут речного трамвайчика не будет
иметь решительно никакого транспортного значения, но будет доставлять большую
радость нашим землякам, как прогулочный маршрут.
С другой стороны, крах речного транспорта, в котором можно
обвинить руководство области во главе с Шанцевым – очень печальное явление.
Почему я называю имя нынешнего губернатора?
Он получил нашу область с работающим речным транспортом, пусть
и ограниченно работающим, – у нас были линии речного транспорта и вверх по
Волге, и вниз по Волге, и даже на некоторых участках Оки. Это именно при нем прекратилось
финансирование всяких скоростных линий, а затем и всяких пригородных линий. Последняя
линия, которая сгинула, – это «Нижний Новгород – Бор», ее не стало в этом году.
Перевозчики получали хоть какую-то дотацию. Этой дотации не
стало, в результате наши земляки обрели массу проблем. Никто ведь не спорит,
что лучше всего ехать, например, в Васильсурск, в Макарьево или в Разнежье на «метеоре».
Сейчас этой возможности нет. По дороге в Васильсурск человек вынужден делать
две пересадки – в Воротынце и в Лысой Горе. Если он желает обойтись без парома,
дорога увеличивается в два раза – ему придется ехать по территории Чувашии и
Марий Эл.
Наверное, можно было бы в определенные часы организовать рейсы
и до Городца, и до Сокольского, и до Чкаловска. Несмотря на то, что воды в этом
году мало, суда на воздушной подушке и суда на подводных крыльях позволяют это
сделать. Дорога по реке до Городца раньше занимала 55 минут. Сейчас же люди, не
имея такого выбора, едут в автобусе иногда по два часа. Наверное, можно было бы
открыть и другие линии, которые были бы востребованы нашими земляками.
Например, линии судов на воздушной подушке, которые бы связывали Дзержинск и
Павлово; линии по Ветлуге и Суре. Но этого нет, и это очень печальное упущение
в транспортной системе нашей области.
К сожалению, появление внутригородского маршрута речного
трамвайчика в Нижнем Новгороде никак не отразится на решении этой проблемы.
Трамвайчик – это развлечение, аттракцион, как американские горки, как карусель с
лошадками. Но пусть этот аттракцион будет – я всей душой за это. Просто на
самом деле мы не можем гостям города сейчас показать Нижний с реки – это очень
печально. А ведь это имидж города, который сейчас пытаются изобразить «городом,
где растет туризм».
Могут ли в Нижегородской области возродиться речные пассажирские
перевозки? Это возможно лишь при наличии политической воли. Если есть
политическая воля, появляются какие-то деньги, какие-то дотации, появляются
суда. Если политической воли нет – то все исчезает.
Я был на прошлой неделе в Карелии, и убедился, что там «метеоры»
продолжают работать. Они обслуживают линии на остров Валаам, на остров Кижи.
Кроме того, существует один небольшой социальный маршрут. Нельзя сказать, что
это здорово, что это замечательно, — но это проявление политической воли. В
руководстве Карелии решили, что «метеоры» действительно нужны. У нас же решили,
что они не требуются никому, и этот флот был уничтожен, разрезан… Мне даже
страшно и больно говорить о судьбе этих замечательных судов, которые были
созданы в нашем городе.
Что же касается речного трамвайчика, то если речные суда у нас
будут иметь городские или областные дотации, то в Нижнем Новгороде речной
транспорт может возродиться. Но он возродится только в том случае, если стоимость
поездки с Автозавода в центр города будет сопоставима со стоимостью проезда в
автобусе.