Будем экономить
Осень для областных властей – время принимать важное
решение, как и на что будет жить Нижегородская область в следующем году. Бюджет-2016 обещает быть непростым: должно хватить и на масштабные
проекты, и на каждодневные нужды.
На прошлой неделе законотворцы обсудили проект областного
бюджета на 2016 год в нулевом чтении. О том, какой
будет областная казна в следующем году, мы поговорили с Александром
ШАРОНОВЫМ, депутатом Законодательного собрания Нижегородской области,
председателем комитета по бюджету и налогам.
Время считать деньги
— Александр Георгиевич, на каком этапе
обсуждения главный финансовый документ области? Что такое нулевое чтение?
— Этой процедуры официально в
законодательстве нет. Есть первое чтение, где предметом обсуждения служат
доходная и расходная часть бюджета, соответственно, дефицит или профицит, а
также межбюджетные отношения. Детали по статьям депутаты обсуждают во втором
чтении. Таким образом, нулевое чтение – это предварительная, совещательная
стадия, которая необходима, чтобы в целом проговорить подходы к формированию
бюджета. По многим экономическим параметрам пока сохраняется неопределённость.
Мы с правительством находимся в режиме обсуждения, обмена мнениями.
— Сегодня можно хотя бы в общих чертах
сказать, каким будет областной бюджет-2016?
— Предполагается, что доходная и расходная
части бюджета-2016 останутся примерно на уровне этого года, с точностью до 1-2%
по большинству статей. Тарифы ЖКХ будут расти примерно на 7%.
Соответственно, расходы на оплату ЖКУ мы закладываем в полном объёме. Все
прочие расходы также сокращаем, чтобы сбалансировать бюджет.
Дефицит казны-2016 должен быть чуть
меньше, чем в этом году. 2015-й мы должны
закончить без снижения индекса физического объёма в промышленности (показателя,
характеризующего изменение объёма промышленной продукции в сравниваемых
периодах – Ред.). Это неплохо. По итогам девяти
месяцев Нижегородская область показала двухпроцентный рост индекса, притом, что
в целом по России этот показатель снизился примерно на 4%. Хотя четвертый
квартал несколько ухудшит наш результат просто потому, что база для сравнения в
2014 году будет высокой – в октябре-декабре прошлого года произошёл подъём в
промышленности. В сельском хозяйстве области рост в этом году составил почти
3,5-4%.
— Как на областной бюджет повлияет
экономическая ситуация в России в целом?
— Сейчас есть много прогнозов на будущее, и
все они разные, причём разумные основания есть у любого из них. Например, что
пик кризиса остался позади. Возможно, это так. Будет дальше лучше или хуже,
пока неизвестно. Взвесив всю имеющуюся информацию, мы пришли к выводу, что в
следующем году доходы и расходы области будут примерно такими же, как и в этом
году. Отсюда и проект бюджета.
«Если надо, будем экономить»
— Как проходит исполнение бюджета этого
года?
— По-разному. Например, в России сейчас
продолжают обсуждать так называемый налоговый манёвр в нефтяной отрасли. Он
предполагает снижение экспортной пошлины на нефть, уменьшение акцизов, а также
повышение налога на добычу полезных ископаемых. В нашей области есть крупные
налогоплательщики, на которых это скажется, что в свою очередь непременно
аукнется на объёмах налога на прибыль. В этом году с ним вообще достаточно
напряжённо.
Налог на доходы физических лиц
недовыполняется по сравнению с планом на этот год. Во-первых, нет того роста
зарплат, который предполагался. Во-вторых, есть влияние латентной
безработицы, когда человек юридически не увольняется, но либо уходит в
административный отпуск, либо работает неполную рабочую неделю. Рабочее
место вроде бы не исчезло, но заработки стали меньше, соответственно, и налог
на доходы уменьшился. Сборы НДФЛ недовыполняются в этом году примерно на 6-7%.
В течение года областному парламенту
приходилось сокращать расходы бюджета, один раз сразу на 4 млрд руб. Но мы при
этом и добавляли деньги. Самая крупная добавка составила 1,5 млрд руб. Это
процесс постоянный. Например, на прошлой неделе к нам поступили 350 млн руб. из
федеральной казны. В целом год мы прожили в рамках тех планов, что у нас были.
Это здорово, потому что бюджет мы принимали в октябре-ноябре 2014 года, а
готовили летом. Помните, как развивались события в экономике во втором
полугодии прошлого года? Вероятность попасть с прогнозом была очень низкой. Так
что те корректировки, которые вносили в бюджет в этом году, фактически просто
привели его в соответствие с теми реалиями, что обозначились в первом
полугодии.
Мы надеемся, что в следующем году таких
существенных ухудшений в экономике не будет. Что будет, ухудшение или
оживление, точно никто не знает, но скорее всего это будут небольшие изменения.
— Сохранится ли социальная направленность
бюджета?
— У бюджета всегда социальные приоритеты,
какими они ещё могут быть? Бюджет, в целом, — это распределение собираемых
налогов на общественно значимые отрасли. Даже если они меняются в своих
соотношениях, они всё равно не перестают быть социально важными. Например, если
добавились деньги в сфере образования, но убавились в здравоохранении,
изменилась социальная направленность бюджета или нет? Или если мы заложили чуть
больше на культуру, но чуть меньше на спорт?
Конечно, в бюджете следующего года есть
определённое перераспределение расходов по отраслям. По отдельным статьям
предусмотрено сокращение расходов до 12% к уровню текущего года. На
государственное управление мы заложили на 40% меньше, чем в этом году. Это
результат мер по сокращению госаппарата. На медицину планируем потратить из
казны почти на 2 млрд руб. меньше. Это не значит, что всё плохо. Это просто
следствие перераспределения расходов между областным и федеральным бюджетами.
Мы станем тратить чуть меньше, потому что федералы будут тратить чуть больше.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования получит ту же самую
сумму, что и прежде, зато у нас появится возможность добавить немного средств
на другие сферы.
— Что будете делать, если в казну поступит
меньше доходов: экономить или увеличивать дефицит за счёт займов?
— Будем сокращать расходы. С помощью займов
решить ситуацию не удастся, потому что у нас есть и свои законодательные
ограничения по наращиванию госдолга, и министерство финансов РФ накладывает
свои ограничения по предельному долгу, его структуре и так далее. Тут поле для
манёвра достаточно небольшое. Так что будем экономить.
Анна Баташева
Оригинал этого материала опубликован на сайте Законодательного
собрания Нижегородской области.