Будем ли выполнять Послание президента РФ Федеральному собранию РФ?
Алексей Лихачев, депутат Государственной думы РФ:
Будем ли мы выполнять Послание президента — вопрос, скорее, риторический, причем, на него ответить можно по-детски, вопросом на вопрос: а есть ли у нас выбор?
Итак, что в своем Послании определил президент, как главные цели страны? Их можно разделить условно на три части.
Первое — это совершенно новый уровень социальной политики, новые стандарты и новые принципы решения социальных проблем в стране. Несравненно большее количество денег, соучастие государства в частных инициативах граждан, например, пенсионный капитал; ответственность государства за новый уровень жилищно-коммунальной системы, причем, ответственность и Федерации, и муниципальных центров; продолжение реализации национальных проектов, мега-проекта "Демография". Все это можно назвать одним словом — новая социальная политика, социальная политика стандартов развитого европейского государства.
Вторая тема, без которой невозможно решить первую, — это реструктуризация экономики: уход от углеводородной зависимости, переход к экспорту высоких технологий, высокотехнологичной продукции, продукции глубокой переработки; и более активная интеграция России в международную экономику, участие в международном разделении труда, определение тех точек прорыва, на которых Россия может стать ведущей экономической державой.
Третья, вытекающая из двух первых, задача — совершенно новая роль России в мире. Никто не возьмется сейчас назвать номер, за которым страна будет, образно говоря, в "списке влиятельности мировых держав" — второй, третьей, в пятерке или семерке… Понятно одно, что задачу мы должны ставить перед собой крайне амбициозную — быть первыми во всем. Тоже очевидно, что это невозможно решить ни за год, ни за два, и без прорывных решений в экономике, без укрепления обороноспособности, без нового качества социальной политики, естественно, мировым лидером быть нельзя.
Резюме. По-другому должны жить люди, по-другому должна работать экономика и по-другому должна чувствовать себя Россия в мировом сообществе — вот такими лозунгами можно выразить основной смысл Послания президента.
Как их реализовывать? Понятно, что именно под этот шаблон должен быть "подобран" будущий президент.
Я думаю, что мы должны выбирать не столько грамотную личность, являющуюся специалистом в той или иной проблематике, рассматривать не только его политическую или экономическую историю, сколько сравнить масштаб личности этого человека, сопоставить его с масштабом стоящих перед страной задач. Таким образом, инструмент №1 по реализации Послания президента Путина — как ни странно, будущий президент.
Инструмент №2 — новая партийная структура с доминантой "Единой России", с обязательной ролью оппозиции, будь то левая оппозиция, будь то правая оппозиция власти. Более того, слово "партиизация", совсем недавно еще неупотребляемое — это тоже актуальный лозунг ближайших лет. Не только избрание парламентов федерального и регионального по партийным спискам, не только возможность победившим партиям работать с президентом по назначению губернаторов в регионах, но и партийное федеральное Правительство, и партийные правительства в субъектах — это то, без чего невозможно построить ни цивилизованной демократии, ни эффективной экономики. По крайней мере, я так считаю.
И третий момент, который, на мой взгляд, можно отнести к инструментам реализации Послания президента — это активизация гражданских институтов. Это не просто построение эффективной демократии инструментом выборов, гражданским контролем за теми или иными процессами, это действительно новый уровень участия гражданских институтов и в формировании, и в реализации повестки дня нашей страны. Есть формальные структуры, некоммерческие организации, Общественные палаты федеральные и региональные, роль тех или иных институтов-интеллектуалов, можно так выразиться — вот все это должно стать этажом выше. А без активизации потенциала человека, без того, чтобы люди реально захотели и почувствовали в государстве партнера для решения задачи: "Изменить жизнь к лучшему!" — без этого путинской планки не достигнуть, на эту высоту не прыгнуть.
Таким образом, президент и новая обновленная государственная власть, партийная система, ответственная и получившая доверие населения, новый уровень и роль гражданских институтов — это тот механизм, который, где в прямую, где косвенно президент предложил для реализации целей, обозначенных в Послании.
При этом смешно говорить, что Послание на год, смешно говорить, что Послание на четыре года будущего президента. Это Послание на среднесрочную, как минимум, перспективу, то есть на 10-15 лет, и то многие задачи носят перманентный характер, решать их придется всем будущим поколениям.
Так вот давайте попробуем ответить на вопрос: а у нас есть выбор не решать поставленные Путиным в Послании задачи? Ответ есть. В этом случае, не решая поставленные президентом задачи, мы будем обречены на обсуждение вопросов следующего уровня. Первый — мы все-таки обогнали Аргентину по производству мяса или еще у нас есть продовольственные проблемы в стране? Мы примерно сравнимы с Бразилией по качеству строения или мы все-таки растеряли строительный потенциал, и Бразилия нас немного обгоняет? Мы способны предложить хотя бы напоминающий уровень продвижения интеллектуальной собственности, в частности, компьютерных технологий, которым сегодня владеет Индия, или все-таки мы в этом смысле от Индии с точки зрения интеллектуальной собственности отстаем? Вот если мы хотим находиться в группе этих стран, то можем не решать задачи, поставленные Путиным. Если мы хотим говорить о том, что наша страна находится среди группы 3-5 ведущих мировых держав, нам нельзя не решать задачи, сформулированные в Послании.
Но это задача, решить которую может только все общество в целом, это решить может только обновленная власть, в первую очередь, по всей стране, а не только внутри Садового кольца: власть современная, модернизированная, ответственная, некоррумпированная. И эти проблемы способна решить только экономика, способная ответить на сегодняшние мировые вызовы: на обострение конкуренции, на интернационализацию экономического пространства, на новый совершенно уровень интенсивности труда и совершенно новое качество интеллектуальной собственности и нематериальных активов.