




Будильник для автопрома
Автомобилестроение и развитие компонентной базы для авто являются первоочередными направлениями, на которые предписывает обратить внимание Стратегия развития Нижегородской области, принятая областным правительством. В условиях разговоров о давлении зарубежных конкурентов и несовершенстве законодательства, в условиях сетования на отсутствие поддержки государства, в которых уже несколько долгих лет существует отечественный автопром, нижегородские чиновники приступили к подготовке своего претендента на иностранные инвестиции.
Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев подчеркивает: «От успешности развития автомобильной отрасли во многом зависит благосостояние нашего региона – она дает 90 процентов доходов в бюджет».
Кто не успел – тот опоздал
В нижегородскую дверь сегодня постучался автомобилестроительный регион Германии Саксония, на чьей территории расположились производственные мощности BMW, Porsche Volkswagen, а также около 500 предприятий-производителей автокомпонентов.
«Стратегические планы развития крупнейших немецких автопроизводителей предусматривают создание на территории РФ производственных мощностей и развитие сети поставщиков для выполнения требований по локализации», — отмечается в пресс-релизе факт, который правительство Нижегородской области называет шансом вывести региональный автопром на качественно новый уровень.
Команда губернатора Шанцева берется подтолкнуть поставщиков и сборщиков к активной деятельности.
К сентябрю 2006 года из нижегородских автомобильных предприятий будет отобрано пять-шесть компаний, которые будут принимать активное участие в совместном проекте Нижегородской области и Саксонии «Автомобильная инициатива». При содействии германской стороны, на автозаводах-участниках проекта будет выстроена новая система управления, которая позволит выполнять западные требования к качеству продукции и производительности. Времени на все про все дается 12-15 месяцев. Не успеют нижегородские предприятия подготовиться – опоздают, упустят шанс сотрудничества с лидерами мирового автопрома. Регион, в свою очередь, упустит инвесторов.
Вольно или невольно, первые итоги работы по проекту «Автомобильная инициатива» правительство Нижегородской области представило журналистам 12 апреля 2006 года, когда исполнилось 45 лет со дня первого полета человека в космос. Готовность предприятия к сотрудничеству с иностранцами будут испытывать со всех сторон, совсем как космонавтов – зарубежные партнеры, намеренные покупать комплектующие у российских автозаводов или создавать с ними совместные предприятия, к качеству и производительности выдвигают очень жесткие требования.
По словам директора фирмы «Центр приоритет» (оказывает консультационные услуги в области менеджмента качества) Вадима Лапидуса, чтобы соответствовать немецким стандартам, предприятию, как минимум, необходимо обеспечить практически бездефектное производство (несколько единиц на миллион) и повысить производительность каждого работника минимум в пять раз.
«Чтобы соответствовать европейским стандартам, нашим предприятиям необходима коренная революция, а для этого потребуется сделать очень многое», — заявил Лапидус.
Так что при всей верности подхода, политика может только создать условия, а для того, чтобы стать желанными партнерами для иностранных инвесторов, инициативными должны быть и сами предприятия. Предприятия должны сами решить не менее важный вопрос технического оснащения.
В сегодняшних условиях жесткой борьбы за инвесторов, которую ведут субъекты РФ, очень важно, кто первым решит проблему соответствия европейским стандартам качества, кто первым подготовит региональные предприятия к партнерству с зарубежьем. В сфере производства автокомплектующих серьезными конкурентами нижегородского региона являются Ленинградская и Московская области, отмечает министр инвестиционной политики облправительства Сергей Крысов.
Представительный презентующий
Неотъемлемой частью кампании облправительства по привлечению иностранных инвестиций в регион является презентация Нижегородской области.
Регион в целом – это продукт, который необходимо продавать. Отсюда – большое внимание Стратегии развития, которая закрепила конкурентные преимущества области, стала символом стабильности и целенаправленности движения к цели, стала незаменимым помощником, если кому бы то ни было требуется доказать привлекательность нижегородского края.
Согласно Стратегии, преимуществами региона, важными для развития автопрома, являются: географическое положение области, логистические ее особенности, наличие традиций и максимальный доступ к потребительскому рынку (область находится в центре проживания наибольшего количества платежеспособного населения России). Также отмечаются новые подходы в работе с инвесторами, закрепленные законодательно.
Но вопрос не только в том, чтобы было, что презентовать, но и в том, кто презентует. Нижегородскую область на форумах и ярмарках, а также в кабинетах Правительства РФ представляет сам губернатор Шанцев. Представлять мегапроект по нижегородскому автопрому поручили заместителю министра инвестиционной политики области Дмитрию Сватковскому. Таким людям попробуй не поверь.
О статусе и рейтинге Шанцева, думаем, говорить не стоит. О новом сотруднике команды Шанцева Сватковском несколько слов скажем. Чемпион мира в современном пятиборье, олимпийский чемпион работал заместителем директора Исполнительной дирекции Международных спортивных юношеских игр стран СНГ, Балтии и регионов России, занимал должность президента благотворительного фонда «Пять колец». Сватковского, наряду с гимнастом Алексеем Немовым, называют одним из «наиболее перспективных менеджеров из поколения 30-летних олимпийских чемпионов».
«Инвестиционная деятельность такова, что сначала нужно провести массу переговоров о намерениях. И только после этого ты получишь конкретный и ощутимый результат», — приводит пресс-служба облправительства слова Шанцева.
На днях губернатор выступил с презентацией «Конкурентные преимущества и приоритеты развития Нижегородской области» на IX Российском экономическом форуме в Лондоне и тут же отправился во Францию, захватив с собой Сватковского.
Создать позитивный образ региона – одно из самых важных направлений работы нынешнего облправительства.
Стратегическая цель – разбудить автопром
«Бизнес как профессиональный спорт – в нем должны быть только лучшие. А возможность тренироваться есть у всех», — подытожил на пресс-конференции Вадим Лапидус, посмотрев на олимпийского чемпиона Сватковского.
Это он возвратился к вопросу об эффективном управлении. Говоря об основных препятствиях на пути автопрома к европейским стандартам качества, Лапидус выделил особенность российского менталитета, которая мешает сократить число рабочих на предприятии. Сегодня эффективный менеджмент подразумевает оптимальное количество работников.
Кроме того, не стоит забывать, что Нижегородская область должна быть готова принять предложение инвестора, и если смотреть на проблему с этой стороны, то в сфере производства автокомпонентов найдется немало вопросов, требующих решения.
Например, вопрос предоставления земельного участка под строительство предприятия.
«В регионе с этим возникает много проблем системного характера, которые имеют долгую историю. Например, территория вокруг Дзержинска является «лесом первой категории». Лесов практически нет, но и завод строить нельзя», — говорит Сергей Крысов.
Министр отмечает, что облправительство проводит серьезную работу в направлении подготовки региона к тому, чтобы принять предложение иностранных инвесторов, но для того, чтобы был результат, активность правительства должна встретиться с активностью производителей.
В направлении развития предприятий автопрома нижегородская исполнительная власть играет роль некоего навязчивого будильника, который побуждает бизнес проснуться и начать активно действовать. Начать работать в соответствии со Стратегией развития Нижегородской области, определяющей (пусть не прямо), сколько и к какому сроку должно быть сделано.