Бюджетные маневры
Ольга Сулима — министр
финансов Нижегородской области
Уходящий год был очень
напряженным в части исполнения доходной части бюджета области. Это было связано
в первую очередь с изменением законодательства Российской Федерации – по налогу
на прибыль ввиду создания консолидированных групп налогоплательщиков, по налогу
на имущество организаций — в связи с исключением из налогообложения движимого
имущества, применением ускоренной амортизации. Всего в 2013 году неисполнение
по налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета области составило
около 7 млрд. рублей к первоначальному бюджету.
В целях обеспечения
сбалансированности бюджета и необходимости реализации Указов президента
Российской Федерации от 7 мая 2012 года, мы вынуждены были в течение всего года
сокращать доходы бюджета и проводить бюджетные маневры по расходам. Высвобожденные
в ходе уточнений областного бюджета средства направлены на необходимое
повышение заработной платы работникам бюджетной сферы. Провели огромную работу
по замещению потерь по доходам другими доходными источниками, в том числе, за
счет финансовой помощи из федерального бюджета.
В результате проведенной работы
целевые значения показателей повышения оплаты труда отдельным категориям
работников бюджетной сферы (соотношение к средней заработной плате по региону),
утвержденные в "дорожных картах" на 2013 год – выполнены. Кроме того,
направлены средства на строительство и реконструкцию детских дошкольных
учреждений, переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Для меня это,
пожалуй, самый значимый итог года — в условиях жестких бюджетных ограничений
найти возможность для реализации приоритетных направлений государственной
политики, и в первую очередь связанных с улучшением качества жизни наших
граждан.
Еще одним важным событием
является поддержка на федеральном уровне нашей инициативы по внесению изменений
в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части увеличения норматива отчислений
от налога на доходы физических лиц в бюджеты субъектов Российской Федерации за счет
снижения норматива отчислений в местные бюджеты. Эта необходимость была связана
с последовательным увеличением в последнее время объема расходных обязательств
региональных бюджетов.
В 2012 году с местного на
региональный уровень были переданы полномочия по содержанию учреждений
здравоохранения, с 1 января 2014 года за счет региональных бюджетов будут
исполняться полномочия по финансовому обеспечению дошкольного образования. При
этом, несмотря на то, что объем расходных обязательств местных бюджетов из года
в год значительно снижается, а областного увеличивается, перераспределения
доходных источников между местными и региональными бюджетами первоначально не было
предусмотрено.
Для того чтобы субъекты
Российской Федерации и органы местного самоуправления смогли сбалансировать
свои бюджеты на 2014 год, правительство области вышло с предложением о внесении
изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части увеличения норматива
отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты субъектов Российской
Федерации, что в результате и было принято на федеральном уровне.
И, конечно, одно из значимых
событий года это переход к формированию трехлетнего бюджета и бюджета в
доступном для граждан формате. В текущем году мы разработали трехлетний бюджет —
областной бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Это
позволит нам обеспечить преемственность бюджетной политики правительства
области, ее долгосрочную сбалансированность и стабильность. Для местных
бюджетов это тоже положительный момент — все межбюджетные трансферты
распределены между муниципальными районами и городскими округами также на
трехлетний период.
По проекту бюджета на 2014 год
и плановый период 2015 и 2016 годов министерством финансов был подготовлен
информационный сборник "Бюджет для граждан", который знакомит
население области с основными положениями главного финансового документа –
областного бюджета. В сборнике в доступной форме представлено описание доходов,
расходов бюджета и их структуры, приоритетные направления расходования
бюджетных средств, объемы бюджетных ассигнований, направляемых на
финансирование социально-значимых мероприятий в сфере образования, здравоохранения,
социальной политики и в других сферах. Этот сборник предназначен для всех
граждан нашей области и еще в большей мере позволяет повысить открытость и
прозрачность нашего бюджета.
Несмотря на возникшие трудности
с исполнением бюджета, 2013 год стал для меня очень плодотворным и насыщенным.
Ведь в период трудностей мы стараемся максимально использовать и развивать
имеющиеся ресурсы и резервы, уделяем большее внимание оценке достигнутых
результатов и, соответственно, движемся вперед.