Что такое «хорошо»?
Что такое
«хорошо» и что такое «плохо»? Думаю, этот
вопрос может встать в один ряд с извечными «что делать?»
и «кто виноват?» Поимка взяточника с поличным – это
хорошо или плохо? Факт взятки — это повод заявить о плохой работе
власти (дескать, проворовались) или о хорошей (мол, правда
торжествует)? Именно в ответах на эти вопросы проходит тот самый
водораздел, где кончается объективность и начинается предвзятость.
Вроде бы
все очевидно: поймали на взятке чиновника — значит власть плохая! А
если бы взяточника не поймали, власть была бы хорошей? На
мой взгляд, если государство прикрывает взяточника, оставляя
его на свободе, — грош цена такому государству. Вот тогда власть
действительно плохая! Получается, что трактуя факт взятки как
показатель ущербности власти, мы загоняем сами себя в логическую
ловушку. А чиновникам в ответ остается развести руками и
процитировать знаменитый афоризм Юрия Лужкова: «И в шапке
дурак, и без шапки — дурак!»
Государство
должно иметь механизмы самоочищения, которые реализуют
правоохранительные органы. Или, скажем так, должны реализовывать. И,
если в XVII веке за неисполнение договора
или подкуп должностного лица вполне могли залить расплавленный свинец
в глотку, то сегодня иногда умудряются изыскать возможность мирно
«порешать» проблему.
Можно до
хрипоты спорить, плохие или хорошие у нас чиновники, а также
сотрудники правоохранительных органов, и так и не придти ни к чему.
Потому что не должность делает конкретного человека плохим или
хорошим и даже не система (помните знаменитую фразу времен
перестройки: «Во всем виноват аппарат!»), а собственные
морально-нравственные качества личности, которые либо есть, либо их
нет. Практика показывает, что «в семье не без урода», а
«паршивые овцы» найдутся всегда и везде. Но стоит ли
из-за них мазать черной краской всех без разбора?
Здесь мне
интересными показались цифры. По статистике, недавно обнародованной
ГУВД, на 385 тысяч государственных и муниципальных служащих в
Нижегородской области сегодня приходится 56 дел в судах. Выходит, что
на 56 явных «плохо» приходится 384 944 «хорошо».
Ну, или, по крайней мере, «удовлетворительно». Очевидно,
что на такую армию чиновников 56 – это немного. Но, проводя
подобные подсчеты, нельзя забывать и о том, что «ложка дегтя
портит бочку меда». Другими словами, даже одно громкое
коррупционное уголовное дело сразу бросает тень на всех госслужащих.
Из-за этого и начинаются разговоры на кухнях о касте неприкасаемых, о
чиновничьем произволе и т.д. и т.п.
Упрямые
факты говорят о том, что сфера государственного управления не
является самой коррупционноемкой. По данным недавнего опроса,
проведенного ТПП Нижегородской области, лидируют по злоупотреблениям
правоохранительные органы (об этом заявили 57,8% респондентов), затем
следуют здравоохранение (55,9%), образование (39,6%), ЖКХ (37,6%),
суды (22,6%). Госорганы находятся в самом конце списка: госпожнадзор
(12,5%), санэпиднадзор (12,5%), исполнительная власть (12,4%).
Конечно,
если априори считать, что все чиновники воры, и просто большую их
часть еще не поймали с поличным, то тогда и разговоры о путях
преодоления коррупции теряют всякий смысл. У тех, кто так думает,
руки чешутся выжечь проблему каленым железом. В свое время Гитлер
пытался очистить арийскую расу, физически уничтожая сумасшедших и
душевнобольных. Однако скоро их число достигало прежних значений. С
коррупционерами та же история. Их просто не может не быть. Даже в
Китае, где за это пускают пулю в затылок, продолжают воровать.
Коррупцию
нельзя победить, но можно снизить ее показатель до минимума. По
крайней мере, в странах северной Европы это сделать удалось. Рецепт
оказался прост – ужесточение антикоррупционного
законодательства плюс максимальная прозрачность деятельности
госслужащих. В России в этом направлении в последнее время тоже
делаются определенные шаги. Штрафы за взятки выросли до небес, а
громкие дела следуют одно за другим. И это очень хорошо! Вороватый
чиновник теперь десять раз подумает, прежде чем «взять на
лапу». И от этого выигрывают все, кроме взяточника.
Нижегородская
область вполне заметно продвинулась в плане транспарентности. К
примеру, Инвестсовет при губернаторе у нас работает в режиме
открытого обсуждения, а в некоторых ведомствах в кабинетах
сотрудников даже ставят видеокамеры.
Пожалуй,
самым ярким подтверждением эффективности работы областного
Инвестсовета стало плохо скрываемое недовольство руководителей ряда
городов и районов. У некоторых по-прежнему велик соблазн «порешать»
дела у себя в кабинете, где начальник – царь и бог. На
Инвестсовете же он поставлен в условия, когда приходится быть «слугой
народа», а не собственной алчности. Именно в таких условиях
инвесторы чувствуют себя немного комфортнее: у желающих вставить им
палки в колеса и положить документы «под сукно» в
ожидании мзды теперь куда меньше возможностей. Возможно, во многом
поэтому и объемы иностранных инвестиций в регион за восемь лет
выросли в девять раз. Просто теперь не нужно терять впустую 2-3 года,
как раньше. И коррупционную составляющую из сметы расходов потратить
можно на что-то более полезное и важное.
Я далек от
того, чтобы идеализировать ситуацию в нашей области. Изъянов немало.
К примеру, срок одобрения проекта мог бы составить не 2-3 месяца, а
2-3 дня, как это происходит где-нибудь в Сингапуре или богатых
странах Персидского залива. Но движение налицо, и оно происходит явно
в интересах общества.
Меня
радует последняя статистика: по числу выявленных взяток наш регион
лидирует в ПФО. Это значит, что работа идет, и у нее есть конкретные
результаты. Каждый честный человек должен пожелать силовикам успешной
работы в этом направлении, или, как говорили герои советских
мультфильмов про Маугли, – «счастливой охоты!»
Взяточники должны чувствовать себя как волки в Якутии, где их число
сегодня принудительно доводят до 500. Главное, что выбор есть: не
хочешь за решетку – переходи с мяса на растительную диету.
Другими словами — живи честно!
В
унисон с нижегородской статистикой оказались и результаты федеральных
социологов. Согласно исследованиям фонда «Индем», с 2005
года во всероссийском коррупционном рейтинге Нижегородская область
опустилась с 3-го на 64-е место, а число нижегородцев, которые
сталкиваются с фактами взяток, снизилось за восемь лет на 30%.
Выходит, прозрачность власти и периодические «посадки»
виновных работают на наше «хорошо»! И это очень неплохо!