«Чёрный сентябрь»: оплата «коммуналки» идёт в рост
ЖКХ по-прежнему остаётся болевой точкой
всей страны. Кроме ежегодной плановой индексации тарифов, перенесённой в этом
году с уже привычного нам 1 января и разбитой на два
этапа (первое повышение уже произошло в июле, следующее состоится в сентябре) в
первом осеннем месяце нас ожидает ряд нововведений, которые непременно скажутся
на размере оплаты коммунальных услуг в сторону его увеличения.
При этом создаётся впечатление, что
федеральный центр не особо заботит то, как региональные и муниципальные власти
будут объяснять местным жителям очередной скачок цен. Пока российское
правительство разрабатывает новые постановления, отдуваться за последствия
вынуждены, как обычно, на местах.
Никакой заметной информационной
кампании на тему того, за что, сколько и почему именно столько мы будем платить
за коммунальные услуги, от имени инициаторов данных изменений (что было бы, на
мой взгляд, вполне логично) не ведётся.
Гасить пожар общественного недовольства, который, как обещают нам политологи,
должен вспыхнуть ближайшей осенью, регионам, по-видимому, предстоит
собственными силами. Нам же придётся самим разбираться в хитросплетениях
законодательства сферы ЖКХ.
Отопление: страсти накаляются
С началом отопительного сезона в стране
накалятся не только батареи, но и социальная атмосфера. Плата за отопление
станет заметно выше. Причин тому сразу несколько.
Во-первых, уже этой осенью мы перейдём
на так называемую «сезонную оплату», т.е. платить за отопление будем только в
отопительный период – в течение 8 месяцев, а не круглый год, как это было
ранее.
Правильность такой реформы вроде бы не
вызывает сомнений. Платить за холодные батареи летом, как минимум, нелогично.
Однако в результате плата за отопление увеличится в полтора раза. Для
наглядности приведём пример с конкретными цифрами.
Возьмём некую условную сумму, которую
мы платим за отопление в год – например, 12000 рублей. Ранее эта сумма
равномерно распределялась на все 12 месяцев. Получается, что мы платили за
отопление по 1000 рублей в месяц. Теперь же эти самые 12000 рублей будут
распределяться уже не на 12, а на 8 месяцев. Выходит, что ежемесячно мы отдадим
из своего бюджета за отопление уже не 1000, а все 1500 рублей, т.е. сразу на
50% больше. Зато платить за отсутствующее по факту отопление летом мы отныне не
будем.
Во-вторых, к 50%-му росту собственно
платежа в результате перехода к новой системе прибавьте плановую индексацию
тарифов в июне – на 6% и в сентябре – ещё на 3,2%.
В-третьих, к сентябрю Региональная
служба по тарифам Нижегородской области должна разработать новые нормативы на
потребление тепла с учётом большего количества групп домов. Предполагается, что
вместо 6 существующих в настоящий момент групп их станет 15. В какую группу
попадёт конкретный дом, зависит от множества критериев: площади, объёма
помещений, года постройки, материала и площади ограждающих конструкций,
состояния инженерных коммуникаций и др. Для каждой группы – свои нормативы. Чем
больше тепла потребляет дом – тем выше норматив. А чем выше норматив – тем
больше счёт в квитанции. Кстати, разница между самым высоким и самым низким
нормативом может достигать четырёх (!) раз. Неудивительно, что кто-то даже не
заметит, насколько вырос платёж за отопление, а для иных категорий потребителей
повышение окажется просто непомерно большим.
При этом если дом потребляет много
тепла, это ещё не означает, что жители живут в полном комфорте. Скорее,
наоборот: в квартирах довольно прохладно, а тепло, поглощённое домом, попросту
выходит на улицу. Например, через щели в оконных рамах, разбитые окна в
подъездах или «дырявые», изношенные швы строительных конструкций. Такими
недостатками чаще всего обладают старые «хрущёвки»,
«народные стройки» и ветхий фонд. В таких домах, в основном, проживают наименее
защищённые слои населения, для которых рост платежа за отопление станет
наиболее заметным.
Опять-таки, эффект от нововведения
двоякий. С одной стороны, большее количество групп домов позволит сделать
нормативы более правдивыми и приближенными к фактическому потреблению тепла.
В свою очередь, это приведёт к тому,
что жителям домов, построенных по современным стандартам с использованием
энергосберегающих технологий, даже в некоторой степени удастся сэкономить.
Других же это мотивирует позаботиться о повышении энергоэффективности
дома, чтобы снизить количество потребляемого впустую ресурса – например,
утеплить фасад, поменять стеклопакеты и пр. Заодно, глядишь, и в квартирах
станет теплее. Для третьих появление новых нормативов – ещё один
стимул установить общедомовой и индивидуальный
приборы учёта.
С другой стороны, для жителей,
проживающих в домах, поглощающих большое количество ресурса, счёт за отопление
может возрасти в разы.
С 1 сентября 2012 года вступает в силу
Постановление Правительства от 6 мая 2011 года №354 «О предоставлении
коммунальных услуг…», обязывающее коммунальщиков выставлять потребителям счета
за общедомовые нужды (ОДН) отдельной строкой, а также
предлагающее формулы для их расчёта. В случае с отоплением, ОДН – это горячие
батареи в подъездах, подвалах и на чердаках, а также потери тепла в «дырявых»
домах, о которых уже говорилось выше. В Постановлении описан также порядок
предоставления коммунальных услуг и взаиморасчётов потребителей и ресурсоснабжающих организаций.
***
«Сглаживать» болезненный переход к
новой системе оплаты отопления местным властям предстоит самостоятельно. Пока
Нижегородская область справляется с этим лучше соседей: наш регион – один из
немногих, где предоставляются субсидии семьям, 18% бюджета которых идут на
оплату коммунальных услуг (во многих других регионах льготный «порог» составляет
22%).
Однако вскоре этих мер может быть уже
недостаточно, да и невозможно бесконечно тратить бюджет на льготы и субсидии.
Поэтому Правительство области, Региональная служба по тарифам и ресурсоснабжающие организации должны объединить усилия,
чтобы разработать эффективные меры, которые помогут нивелировать негативные
последствия федеральных реформ.