Дагестанский салафизм. Перспективы исламской революции
(Продолжение
разговора. Первая
часть см.«Он
ждал момент для объявления газавата». Политический суфизм в
Дагестане.)
Авраам Шмулевич
– Что из себя представляют
дагестанские салафиты (напомню, что в российских
медиа их часто именуютваххабитами)?
Нурмагомед Гусейнханов
— Салафитов делю на три лагеря: мирные, радикальные, третьи
– модные.
Авраам Шмулевич — А подробнее? Что
значит модные салафиты?
Нурмагомед Гусейнханов
— Мирные –
это последователи созидательного джихада, это дауват (произносится
также как дагват, даават, араб. دعوة —
призыв,
приглашение, имеется в виду призыв в Ислам, проповедь основных
положений Ислама, как мусульманам, так и неверным – А.Ш.),
миссионерская деятельность, бизнесмены, программы по сиротам,
нуждающимся.
Модные салафиты –
это те, кто, не обладая стремлением к глубоким знаниям, становятся
сопричастными ради того, чтобы выделиться из толпы, и
самоидентифицировать себя с чем-то протестным, тургеневские отцы и
дети в горизонтальной плоскости и вертикальной, то есть среди
ровесников и среди поколений.
Радикальные состоят
из трех частей — внедренные извне, внедренные
изнутри, и романтики, робин гуды.
Насчет внедрённых
извне – были эмиссары и вояки из-за рубежа, их
периодически ловили, убивали, опознавали.
Есть внедренные
изнутри, российскими спецслужбами – сами логически
подумайте, ФСБ оставит просто так без внимания все это? Нет, конечно.
Все из салафитов чисты? Нет, конечно, есть и компра, и,
соответственно, есть и внедренные агенты, которые тоже периодически
то теряются, то выявляются. После передачи КТО (режим
контртеррористической операции – А.Ш.) к минобороны,
некоторые, кто себя вольготно чувствовали из ваххабитов, исчезли,
либо были убиты.
И романтики,
загнанные в угол произволом органов, часто свято верящие в свою
правоту – о джихаде, халифате, свержении существующей системы,
сепаратизме. Примкнувшие в силу романтики, нравится им дух свободы, и
идеи имирата, молодой пыл, энергия вследствие нереализованности в
мирной жизни. Большинство из этих «романтиков» —
временщики, до первой очереди, но в их рядах есть действительно
идейные, последовательные борцы за халифат, шариат и т.д.
Лесное
подполье не есть нечто новое, а есть модернизированная форма
робин гудства – абречества, которое имеет древние корни в
Дагестане, все один к одному.
Но привнесены
некоторые элементы тупого арабского, именно ливанско-палестинского
шахидства, так называемого. Хотя подрывать женщин, детей это не
шахидство, а б@@@@@@о тупое, скажу более корректно — не мужское
дело.
Один араб специалист, который втихаря в Дагестане изучал
моменты шахидства, вынес вердикт — для шахидства повода нет,10-15 %
психологическая обработка, 85-90 психотропные вещества-и готовые
бомбы топают, подъезжают для самоподрыва.
Авраам Шмулевич –
Все ли салафиты поддерживаю это «тупое шахидство», взрывы
«живых бомб», убийства женщин и детей?
Нурмагомед Гусейнханов
–Нет, далеко не все. К примеру, был такой амир
Дагестана-Раппани Халилов, из идейных. Его слова: нам не нужны
мертвые шахиды, нам нужны живые воины Аллаха. Немного прожил после
этих слов.
Авраам Шмулевич –
«Немного прожил после этих слов»…То есть, Вы
считаете, что именно спецслужбы направляют вооруженное сопротивление
на, так сказать, «шахидский путь», когда главным образом
военных действий становятся самоподрывы?
Нурмагомед Гусейнханов –
Я считаю, что в большинстве своем это результат действий спецслужб,
либо это должен быть человек, кому выжгли душу, и он стал киборгом
для мести. Я считаю, что все равно присутствуют психотропные
вещества, с должной идеологической обработкой. Это привнесенная
модель в Дагестан. В бою да, и раньше и всегда люди, и женщины с
кинжалами кидались на пули, сабли, штыки, кидались в пропасть, чтоб
не попасть к врагу на поругание… Но заранее напялив взрывчатку,
идти на самоподрыв, когда нет единой оценки ситуации исламскими
учеными… Считаю работой тех, кто извлекает с этого выгоду, а
выгода – это деньги. Чтобы не случилось – иди по пути
денег. Ищи кому это выгодно, и ищи среди своих – практически не
ошибешься.
Авраам Шмулевич –
Почему тогда происходят то, что вы считаете отклонением от истинного
ислама?
Нурмагомед Гусейнханов
— Я
бы охарактеризовал умму Дагестана как сообщество инвалидов. Почему?
Иман – т.е. крепость веры наблюдается, есть любовь к Творцу. Но
проникнувшись любовью к Творцу, муслим должен проникнуться любовью ко
всему, что создано Творцом….а этого не наблюдается, как не
наблюдается и усиления адаба (Адаб , араб. أدب –этикет,
воспитанность, этичное поведение).
Есть индивидуально
выраженный иман, т.е. вера, при наплевательском отношении к
сообществу. Я несколько раз укладывал в порядке обувь в мечети, э то
тоже из адаба,.. Халид Ясин (шейх Халид Ясин, также Абу Мухаммад ,
Абу Мухаммад Халид Ясин, род. в 1946 или 1950, афро-американец из
Гарлема, перешедший в ислам из христианства, известный исламский
миссионер и проповедник, «амир Бруклина». Некоторые его
сочинения включены вфедеральный список экстремистских материалов. —
А.Ш.) именно с этого начал, когда к нему в Эмиратах ввалились наши
салафы, и, побросав обувь, ринулись на мягкие места.
Еще много лицемерия
и там и тут, что греха таить, лицемерия хватает.
Все-таки,
десятилетия безверия сделали свое дело. У части и там и тут все
сводится к обустройству своих земных интересов.
Пример — ну
посмешищем стало — мюриды ходят по всему городу, и продают видео
исламского кино, как сетевой маркетинг сделали. У салафитов знаю
немало тех, кто и прелюбодействует и анашу курят и харамными бизнесом
занимаются,
Мюриды есть, которые
и спиртное себе позволяют и прелюбодеяние, и ничто земное им не
чуждо. Есть и там и там те, кто свято придерживаются норм чистоты.
Авраам Шмулевич
– По моим впечатлениям верующих мусульман Дагестана
можно отнести к трем категориям. 1. Салафиты. Те, кто
более или менее сознательно разделяют и понимают положения салафийи.
2. Суфисты.
Их власти называют «традиционный ислам». И неправильно,
по–моему, называют. Те, кто сознательно следует суфийским
теориям и практикам, идет за шейхами.
3. И те, кто просто
соблюдают основные положения ислама – делают намаз, платят
закят и прочее, к шейхам не ездят, но и не считают, что надо вести
джихад любой ценой, от самоподрывов и терактов против всех без
разбору их воротит. При этом в исламе они мало образованы. Делают то,
что принято. Именно их, мне кажется, правильно называть
«традиционным исламом». При этом они самая
неорганизованная часть.
Вы согласны с таким
делением?
Нурмагомед Гусейнханов
– Да, согласен.
Авраам Шмулевич –
Если в процентном отношении попытаться оценить — какой процент
населения Дагестана поддерживает суфиев, и какой салафов, а какой –
составляет это «молчаливое большинство»?
Нурмагомед Гусейнханов –
Статистика самая разная, некоторые районы в большинстве переходят в
салафию, как Ботлихский, Цумадинский, Унцукульский. Салафитов,
возможно, процентов 10-15 , суфистов, скорее, не более 20, остальное
– все остальное.
Но образуется
среднее течение из мирных салафов и продвинутых из традиционных
мусульман. Но процесс медленный, стало модным в последнее время
определение васатия, хотя оно тоже салафитское.
Но появилась еще
одна тенденция. Толпами еще повалили вчерашние псевомусульмане в
разные секты
Авраам Шмулевич
– О чем речь?
Нурмагомед Гусейнханов
– Свидетели Иеговы, адвентисты, евангелисты, и прочая
дрянь.
Авраам Шмулевич –
В Дагестане мусульмане массово, то есть в заметном числе, переходят в
крайние протестанты-харизматы?
Нурмагомед Гусейнханов
– Да. Счет идет не на десятки, а более, речь о сотнях.
Одного такого лидера иеговистов – аварца расстреляли пару лет
назад, по-моему будут и дальше стрелять.
Авраам Шмулевич
— Насколько велика пропасть между дагестанскими салафами и
суфистами?
Нурмагомед Гусейнханов
— Достаточно велика. Салафы не считают суфистов
полноценными мусульманами, и если и идут на соглашение, то для
получения трибуны, лояльности, больших возможностей для влияния на
умму.
Авраам Шмулевич
– В чем разница между ними? Если сравнить, что они из
себя представляет — и те и эти? Насколько однородны?
Нурмагомед Гусейнханов
— Салафиты на сегодня представляют собой достаточно
разобщенное сообщество, напоминает сборище вождей индейских племен –
тут ахлю сунновцы, там хизб ут тахрирцы, мушрики, ихваны, такфиристы,
и прочая, суфисты более едины в вероучении, но не так дружны, как
салафиты.
Назовем так:
суфисты, тарикатисты законопослушнее и мирнее, и в них отсутствует
активная форма протеста.
Авраам Шмулевич
– Меняется ли дагестанский ислам?
Нурмагомед Гусейнханов –
Суфисты – это не те мюриды, что за свободу шли на смерть, это в
большей степени рафинированная публика, но есть среди них
пассионарии, которые могут всколыхнуть сообщество мюридов.
Салафиты сперва
ругали суфистов, муфтиятчиков , за то что у них джипы, оружие,..
незаметно сами перешли на эту внешнюю показуху, то есть образ простых
парней с посохом ушел на задний план.
Нурмагомед Гусейнханов –
А Вы кого поддержали бы? Суфистов или салафитов? Учитывая вашу
образованность, опыт, практику? Образный вопрос, понимаю, что по
большому счету, всех послали бы, но если бы стал такой выбор?
Авраам Шмулевич –
Хороший вопрос. Хочется ответить, что салафов. Но что-то мешает,
салафам не хватает глубины.
Нурмагомед Гусейнханов –
Вы сказали, как и я. Я бы сказал – салафы —
это боевые машины ислама, суфисты — это мудрецы ислама.
Вот
для этого и делается диалог, чтобы салафам дать глубину, а суфии
чтобы ширковать (от
словаширк, от араб. شرك «шарик»
, т.е. товарищ – придание Аллаху товарищей (равных) или
поклонение чему-либо помимо Аллаха, признание кого-либо равным Аллаху
в любом аспекте, признание в нем божественности, служение или
поклонение кому-то, кроме Аллаха – А.Ш.)
перестали. Это однозначно уже многие понимают, и шейхи реально
лишаются последователей.
Авраам Шмулевич –
Есть ли у салафов мистическая составляющая?
Нурмагомед Гусейнханов –
У салафов ни разу, никоим образом не видел этого,
Авраам Шмулевич
– Но, например, даже Астемиров (Анзор Астемиров, он
же амир Сайфуллах Абу Имран, командир боевиков. В
системе Имарата Кавказ занимал посты: Къадий Имарата Кавказ, Командир
Кабардино-Балкарского сектора Кавказского Фронта Имарата Кавказ. Убит
в ночь на 30 марта 2010 г. Организатор и командир операции по
нападению боевиков на столицу КБР Нальчик 13 октября 2005 г.) и не
только он, занимался изгнанием джиннов из людей.
Нурмагомед Гусейнханов
– Ну так это по Корану, чтением Корана, я сам видел,
как женщины орали, видел, как мужчины храпели как кони. Это только
чтением Корана.Хотя да, вы правы, это все равно ближе к мистицизму.
Браво, заставили обратить внимание на то, на что не обращал.
Авраам Шмулевич –
Кстати, по поводу вашего вопроса о том, кто мне симпатичен. Еще
джадидизм татарский. Они совмещали суфизм и, по сути, салафизм. это
были салафы по акиде (вероубеждению), ориентировались на ранний
салафитский ислам, и одновременно были близки к суфиям или сами были
членами члены тарикатов. Таи салафы- суфии. Целью их было, чтобы на
основе ислама можно было построить общество, сравнимое с Западом по
экономической и технологической мощи. Сейчас власти Татарстана на
основе, как они говорят, джадидизма выдвинули идеологию «евроислама»,
противопоставляют джадидизм «ваххабизму». Но в джадидизме
есть и иной потенциал. По сути они близки к современному российскому
салафизму, это тоже идеология исламской революции.
Нурмагомед Гусейнханов –
Наши салафы их отвергают.
Авраам Шмулевич –
Это не удивительно. Джадиды сегодня — это не мейнстрим. Официальное
духовенство исламских стран их очень не любит по понятным причинам –
за революционный потенциал, и за то, что они выступали против
произвола власти и за чистый ислам. Лесные ваши – догматики, и
не очень образованы в исламе, у них нет широты мышления, но,
наоборот, мыслят они по-сектантски. А легальные салафиты бояться
лесных, боятся что-то высказать, что те осудят. Кроме того, всех
сколько-нибудь выдающихся мыслителей у них (и в Чечне тоже) перебили,
от Абдул-Халима Сайдулаева до того же Астемирова. как только
появляется лидер с образованием и широким мышлением, который способен
осмыслить происходящее — долго он не живет.
Так мне кажется. Вы
согласны?
Нурмагомед Гусейнханов –В
десятку!
Появился в Дагестане
доктор по исламу Муртузалиев, шваркнули, Абу Умар Саситлинский тоже
может быть убит в любой момент. Хотя такие, как Абу Умар – есть
благо, с его подачи идет термин созидательный джихад.
Авраам Шмулевич –
Возможно ли примирение и объединение между двумя этии течениями
ислама?
Нурмагомед Гусейнханов –
Нужно, жизненно необходимо, в условиях Дагестана особенно.
Единение приведет к
единой мобилизации против внутренних клановиков, коррумпированного
уклада, и, если Кремль начнет борщить, обращаться у нас мусульманами,
как с людьми второго сорта, то должен быть единый фронт. Надеюсь, до
этого не дойдет, до войны, но вмешательство русских, как слон в
посудной лавке, все равно вызовет объединение и противодействие.
Кавказ без кавказцев — это такая же сказка, как песни Муцураева о
том, что 3000 чеченцев возьмут Иерусалим, помечтать никогда не
вредно, Кстати, у нас в официальной прессе раздували этот вопрос, что
за всем этим стоит Израиль, чтобы высвободить северокавказские земли
и организовать здесь новый исход.
Примирение возможно
и объединение также.
Есть то, что выше
розни внутрирелигиозной, это понятие родины, и протест против
действий, направленных на унижение чувства достоинства народов.
Внутри каждого
горца, у кого есть чувство достоинства, эхом отдается 25 август 1859
г, когда имам вынужден был сдаться в плен….
Оригинал
этого материала опубликован на ленте АПН.