Деньгами нужно управлять
Мало
кто из причастных к экономике не знает министра финансов Нижегородской области
Ольгу СУЛИМУ. Она рассказала еженедельнику «Курс», как обстоят дела с
региональным бюджетом, госдолгом, привлечением инвестиций и многое еще — про
перспективы, труды и надежды.
— Ольга Юрьевна, недавно прошли публичные слушания по
региональному бюджету. Финансовые вопросы — не самые понятные и простые,
неужели общественность действительно участвует в обсуждении?
—
Да. В основном это, конечно, общественные организации, такие как cовет
ветеранов, ассоциации участников военных конфликтов, представители ТОС
(территориальное общественное самоуправление). Большое внимание проявляется со
стороны глав муниципальных образований, сельских и поселковых советов, конфессий.
Есть, впрочем, и такие примеры гражданской активности: последние года три все
более активно участвуют молодые люди, задают очень грамотные вопросы по
бюджету. Есть и другие активисты. В целом я бы приветствовала более широкое
участие граждан в публичных слушаниях даже не потому, что это прописано в
Бюджетном кодексе. Прямое и непосредственное участие тех, ради кого,
собственно, бюджет и верстается, — это правильно. Кроме того, на этапе принятия
решения проще внести коррективы, чем в уже готовый и принятый депутатами
Законодательного собрания документ. На публичных слушаниях можно получить
ответы на все вопросы, понять логику формирования доходов и расходов.
Разобраться в бюджетном процессе можно, если захотеть.
— Так что же с бюджетом-2012?
—
Он выполнен. Доходы консолидированного бюджета — 130,2 миллиарда руб.
фактически, при первоначальном плане в 120 млрд и 127 миллиардах
скорректированных. Расходы — 142,9 млрд руб. Просрочек по заработной плате нет,
просроченной кредиторской задолженности у бюджета тоже нет. Обязательства перед
муниципальными образованиями выполнены.
Государственный
долг консолидированного бюджета — 51 млрд рублей, регионального — 45,8 млрд. По
факту — это 53% объема бюджета при установленном пределе в 65% согласно региональному
законодательству. По федеральному госдолг так и вовсе может достигать 100%.
Обслуживание
госдолга обходится в 4,5 млрд, экономия — 2,5 млрд рублей за счет того, что мы
рефинансировали долг, переведя обязательства по коротким кредитам в длинные и
уменьшив существенно процентные ставки. Кроме того, дополнительные доходы не
проедались, а направлялись на погашение задолженностей.
Все
разговоры о “тяжком долговом бремени” — не более чем разговоры, ангажированные
политически. Либо люди просто не понимают, о чем говорят.
Без
госдолга жить невозможно. Это — средства в развитие, это привлечение
инвестиций. Вся мировая экономика построена на кредитах. Другое дело, как
управлять обязательствами.
— Ольга Юрьевна, как обстоит дело с собираемостью
налогов в бюджет?
Есть
определенные проблемы. Так, Нижегородская область официально признана
пострадавшей от введения института консолидированного налогоплательщика. Есть
на этот счет соответствующее решение министра финансов Антона Силуанова. В
списке, кроме нас, еще 7 регионов, но мы понесли самые тяжелые потери. На
федеральном уровне буквально пару месяцев назад было серьезное совещание в
Совете Федерации, проводил его известный нижегородцам Евгений Бушмин по
ситуации с консолидированной уплатой налогов. Идея была благая — усиление
контроля за трансфертными ценами корпораций, минимизация возможностей ухода
через них от налогообложения. Ведь регионы России потеряли 16—18 миллиардов
рублей по налогу на прибыль. А корпорации ничего не потеряли, в том числе за счет
грамотной бухгалтерской и налоговой отчетности.
Надо
отдать должное Минфину РФ, депутату от Нижегородской области, главе Комитета по
бюджету и налогам Госдумы Андрею Макарову, которые включились в работу
совместно с губернатором Нижегородской области Валерием Павлиновичем Шанцевым.
Совместными усилиями региону компенсировано из федерального бюджета 0,8 млрд
руб. Это меньше, чем мы потеряли, но все-таки. А главное — признание
федеральной властью, что Нижегородская область понесла потери и не по своей вине.
Отмечу,
что не все корпорации пошли этим путем. “Сибур”, например, платит в бюджет
области в полном объеме, то же “Группа ГАЗ”, “Росатом”. Есть еще примеры.
Отмечу,
что и население не до конца выполняет свои обязанности. Физические лица
задолжали в бюджеты имущественных налогов почти на 2 млрд руб. Больше всего —
1,1 млрд — долг по транспортному налогу. Хотя мы его не увеличивали с 2009 года
и сейчас в регионах ПФО есть налог и повыше. Мы по этим вопросам работаем
совместно со службой судебных приставов, налоговиками. Задолженность снижается,
но потом опять нарастает: примерно в 0,4 млрд такой волной периодически
накатывается. Удивляет, что основные неплательщики — люди с достатком, у кого
машины по несколько миллионов рублей. Как правило, джипы, они тяжелые и
разбивают дороги не хуже дальнобойных фур.
С
другой стороны, расширяется налогооблагаемая база за счет новых производств,
увеличения рабочих мест. Безнадежности в увеличении сборов нет, есть тяжелый
кропотливый ежедневный труд, который раз за разом дает нужный результат.
— Расскажите о планах на размещение нового
облигационного займа.
— С удовольствием. Отмечу, что рублевые облигационные займы Нижегородской
области востребованы у инвесторов. Предыдущий, на 8 млрд рублей, мы разместили
за 22 минуты. Это своеобразный рекорд. Представляете — не прошло и получаса с
начала торгов, как в бюджет пришло 8 миллиардов рублей. У области хорошие
рейтинги, выставленные международными рейтинговыми агентствами, это позволяет
размещать займ на приемлемых условиях. Спрос же рождается уверенностью
инвесторов в развитии экономики Нижегородской области, минимальных политических
рисках. С 2006 года в общей сложности размещено займов на 60 млрд рублей, по
ставкам ниже коммерческих банковских кредитов.
Очередной займ — на 10 миллиардов, сроком на 7 лет. Впервые на такой длительный
срок. При ставке рефинансирования ЦБ в 8,5% мы намерены разместить не дороже
10% по купону. Август-сентябрь, не раньше. Сейчас конъюнктура не совсем
благоприятная. Дорого сумела “разместиться” Чувашия. Липецкая область
разместилась в мае под 7% годовых, но и объем — всего 1,5 млрд рублей.
— Вы на Госсовете озвучивали инициативу перераспределения налогов между
регионом и муниципалитетами. Есть ли новости?
— Прошли слушания, надеюсь, что на осенней сессии Государственной думы РФ будут
приняты соответствующие законы. Сейчас 20% НДФЛ остается муниципалитетам. Мы
надеемся, что 10% из них будет закреплено за региональным бюджетом. Потому что
мы сняли часть обязательств, особенно в социальной сфере, с местных бюджетов, и
было бы неплохо и деньги по этим обязательствам иметь.
По Нижнему Новгороду — разговор отдельный и сложный. Для понимания — 67% от
собираемых в региональный бюджет налогов уходят на областной центр. В 2013 году
мы увеличиваем заработную плату бюджетникам, в том числе персоналу в детских
садах. Хотя это относится и к полномочиям муниципалитета. Можно сделать вид,
мол, ничего не знаем, но людям от этого легче не будет. Интересы нижегородцев
важнее нюансов межбюджетных отношений. Поэтому мы пошли путем уточнения и
перераспределения средств законными методами. Надеюсь, Государственная дума нас
поддержит.
— Спасибо за интервью!
Оригинал
этого материала опубликован на в еженедельнике «Курс».