Египетская смерть. Часть 1
К итогу арабских
революций.
Народная революция в Египте завершилась. В результате
демократических выборов президентом страны стал радикальный исламист Мухаммед Мурси. Правивший 30 лет «тиран Мубарак»
свергнут, осужден к пожизненному заключению и пребывает в коматозе.
Новоизбранный президент Мурси, обещал ранее, что Мубарак своей смертью не умрет. Выполнит ли он свое
обещание, и насладится ли мир, уже видевший в петле Хусейна, лицезрением казни
старика — покажет время.
26 марта 1979 года вблизи Вашингтона, в президентской
резиденции Кемп-Дэвид был подписан мирный договор
между Израилем и Египтом. Стоявшая годы авангарде
антиизраильской и антизападной борьбы арабская страна, фактически признала свое
поражение и капитулировала перед еще недавним «священным врагом».
Давние события связанные с этим
договором, казалось бы далеки от «революции на площади Тахрир»
2011 года. Но это не совсем так.
Чтобы понять, «Тахрир как явление»
необходимо углубиться в историю Египта последних десятилетий. В 1952 году в
результате заговора патриотически настроенных
офицеров была свергнута египетская монархия. Пришедший к власти националист Гамаль Абдель Насер быстро изменил социально-политический
облик страны. Не считаясь с внешними угрозами
национализировал иностранную собственность, провел социальные и экономические
реформы. Поставив целью создать «арабский социализм» Насер создал
общедоступную, в том числе и в плане высшего, систему образования, создал
систему медицинского обслуживания насления. Он начал
индустриализацию страны, вкладывал средства в модернизацию сельского хозяйства.
При Насере резко выросли доходы малообеспеченных слоев
населения, практические исчезла нищета.
Заработали социальные лифты, резко расширился слой
национальной интеллигенции. Идеологической основой «Объединенной арабской
республики», — Насер был панарабистом и мечтал о
государстве всех арабов, — были идеи националистического авторитарного
социализма. Но со смертью Насера, его преемник Анвар Саддат резко поменял вектор развития страны. Начал в 1973
году «Войну Судного дня» с Израилем, окончившуюся катастрофическим поражением.
По мнению ряда аналитиков, Садат, начав эту войну,
сознательно ставил цель добиться поражения армии руководимой им страны.
Поражение армии было использовано как повод для разрыва отношений с СССР и
перехода в лагерь его геополитических противников, а также, что более важно,
смены прежнего курса на «арабский социализм» новым курсом на построение
рыночного капитализма. Под прикрытием шока от поражения в войне, Садат начал ультралиберальные
реформы в экономике, сопровождавшиеся тотальным насаждением свободнорыночных
отношений, что быстро привело к возникновению финасово-торговой
олигархии и резкому обнищанию значительной части населения.
Социальные программы были свернуты, как и программы
индустриализации и модернизации сельского хозяйства. Возникший слой олигархов,
на фоне тотального обнищания масс, создавал огромные состояния только путем
компрадорских махинаций по распродаже ресурсов страны.
В результате Египет начали сотрясать голодные бунты. Прежняя
сформировавшаяся в период насеровского правления
политико-военная элита стала роптать, многие ее представители стали в открытую
оппозицию Садату. А после договора в Кемп-Девиде Садат был вынужден
начать прямые репрессии против многих людей, еще недавно входивших в самые
высшие эшелоны государственной власти. Он явно терял властные позиции в стране.
И только странное убийство Анвара Садата , произошедшее на параде 6 октября 1981 года предотвратило
масштабный кризис Египта.
А кризис явно назревал. В финансово-экономическом и
политическом плане страна после 1979 года стала классической неоколонией, полностью подконтрольной США.
Началом и вершиной колониального закабаления Египта стал
мирный договор с Израилем в Кемп-Девиде. После
заключения этого договора в Египет начала поступать огромная финансовая помощь
из США. По ее размерам Египет занял второе место после Израиля. Помощь США
позволила несколько стабилизировать экономику, но в результате началось
государственное иждивенчество Египта за счет американского бюджета. Дотации США
фактически разрушали государство, превращая его в паразита, чье иждивенчество
порождало необоснованную эйфорию и бездеятельность.
Индустриализационные проекты
Насера были окончательно свернуты. Получившая образование новая интеллигенция
«из народа» сразу стала невостребованной. Произошла реархаизация
сельского хозяйства. Страна не могла обеспечить себя продовольствием и с каждым
годом все более зависела от его закупок за рубежом, осуществляемых на
американские деньги. Армия стала малобоеспособной,
ее, чтобы не пугать «союзника Израиль» не готовили к реальной войне с внешним
врагом.
Помимо многомиллиардной ежегодной
американской помощи Египту выделили в глобальной западно-мировой экономической
системе утешительную нишу: туризм. Выделение Египту роли «зоны отдыха» было
безопасным в конкурентном отношении и, опять таки, было скрытой дотационной
платой за переход в геополитический «лагерь сильных».
Все последние десятилетия вся экономика Египта держалась на
туризме. Он приносил доходы и в государственную казну, и кормил миллионы
египтян.
Однако этот, казавшийся незыблемым источник доходов сделал
экономику страны очень уязвимой перед внешними факторами. Что явно проявилось в
последние годы. Кризис мировой, а в последние два года и внутренний «ормилицу» — туристическую отрасль Египта довольно быстро
превращают в ничто.
Однако сразу после Кемп-Девида
населению Египта американские дотации и наводнение страны небрежно раздающими
доллары «туристосахибами» подавалось как высшее
благо. Ради которого можно и нужно поступиться и национальной гордостью и и честью и совестью. «Честь в
обмен» на деньги: таков условный лозунг Кеп-Девидских
соглашений. Договор с Израилем в Кемп-Девиде, по
которому Египет получил возвращение Синайского
полуострова в обмен на мир с Израилем – это было явным имиджевым
поражением – «утиранием плевка в лицо». Удар по национальному самолюбию
египтяне получили более чем реальный. Помимо откровенного предательства
«братьев-палестинцев», кемп-девидский договор
подразумевал и ограничения на количество и состав египетских войск на Синае, право израильтян на эксплуатацию синайских
природных ресурсов и т.д.
Однако национальное унижение египтянине
как-то вытерпели, вкус дармовых американских долларов перебил горечь унижения.
Но «саднящая рана» не затягивалась все последние десятилетия. Унижение в обмен
на деньги, — по сути акт проституции, 0
компенсировался только надеждами на некий экономический прогресс. О
духовно-ценностной сфере тут уже речи не было. Идея «Великого арабского
государства» Гамаля Насера после Кемп-Девида
стала издевательской насмешкой.
Вскоре пришло понимание, что обещания «золотого века после Кемп-Девида» так же оказались пустым звуком. «Счастье всем
» все не наступало. Шкурно-прагматическое обоснование
акта «продажи чести» вскоре обернулось очень злой издевкой.
Годы шли, и все более и более для египтян вставал очень злой вопрос: «Зачем мы
так унизились в 1979 году»?
На таком фоне в Египте усиливался кризис государственной
идентичности. Основанная на «борьбе с сионистским врагом» прежняя
государственно-патриотическая идеология быстро потеряла наполнение, в
египетском обществе настали настроения апатии и депрессивности. Государственная
идентичность у населения подменялась все более идентичностью
религиозно-клановой, а порой, — особенно в среде прозападно-либерально
настроенной части общества, — циничной «идеологией» агрессивного
социал-дарвинистского индивидуализма.
У основной же массы населения подспудная тоска по
«социальному государству с великой идеей», шла неотрывно с явным или неявным
желанием смыть позор капитуляции 1979 года. Плюс религиозно-радикальные
требования еще донасеровской партии «Братья
мусульмане», плюс заявки еще более радикальных ультраисламистов-салафитов,
плюс неудовлетворенность своим положением прозападной образованной молодежи,
плюс беспросветность нищеты пауперизированной части
общества, плюс еще множество причин…
На каком-то этапе все превысило критическую массу и произошел социальный взрыв. Пришел Большой Тахрир.
А основой всему был акт национального унижения совершенный в
далеком 1979 году. Кемп-Девид 32 года медленно
отравлял национальную ментальность. И отравил.
«Немножко проституткой» быть нельзя. Немой крик: «За что мы отдали свою честь в Кемп-Девиде»?
— напоминал вопль гомосексуального новичка-проситута,
которому не заплатил лишивший его девственности клиент.
Продажа чести страны за материальные блага подточила
духовный фундамент Египта. И в один из дней страна рухнула.
Египет стал наглядным примером того, как принятый в качестве
госидеологии бессовестный
либерально-материалистический прагматизм, — вещь вроде бы абстрактная, — привел
в итоге к реальному социальному кризису.
Оригинал этого материала
опубликован на ленте АПН.