16+
Аналитика
13.10.2021
Как Нижний Новгород оказался на первом месте в рейтинге по качеству жизни – вопрос.
03.03.2021
Компания будет получать деньги, а работу по уборке взвалит на плечи города.
21.07.2021
Что и нашло свое отражение в оценке вице-премьером реформ в Нижегородской области.
11.10.2021
Вместо ограничения прав непривитых граждан нужно даватиь более полную информацию о последствиях прививок
08.10.2021
Встраивание региона в нацпроект «Производительность труда» не должно стать очередной кампанией.
07.10.2021
Приход людей из команды губернатора в Заксобрание повысит взаимопонимание этого органа и правительства.
30.09.2021
Особое отношение главы региона существенно изменило расклад политических сил в Арзамасе.
30.09.2021
«Единая Россия» решает те проблемы, о которых КПРФ только говорит.
23.09.2021
Электоральная оценка итогов выборов в Государственную думу в Нижегородской области.
21.09.2021
КПРФ оказалась наиболее понятной в своей умеренной критике социальной политики.
20.09.2021
Благодаря Захару Прилепину «Справедливая Россия» переломила ситуацию и стала третьей политической силой.
17.09.2021
Единовременные выплаты перед выборами должны превратиться в постоянные.
16.09.2021
Нижегородцы должны иметь возможность регулировать климат в своих квартирах.
20 Сентября 2018 года
364 просмотра

Имитационные формы многопартийности

Имитационные формы многопартийности

«АПН – Нижний Новгород» публикует фрагмент выступления профессора НИУ РАНХиГС Александр Мазина на состоявшемся 12 сентября 2018 года заседании Нижегородского эксперт-клуба, посвященном теме «Выборы 2018 как индикатор грядущих изменений политического ландшафта в России».

У меня образ такой как-то родился — представьте себе, обсуждают достоинства и недостатки различных архитектурных конструкций: вот эта шире, эта выше, давайте поспорим, какая из них красивее. И предполагается, что они все сделаны из одного материала — из кирпичей. А на самом деле в одной конструкции кирпичи каменные, в другой — стеклянные покрашенные, а в третьей — ватные. И вот обсуждать их и сравнивать между собой, в общем-то, бессмысленно.

Почему я этот образ применяю? Я предлагаю задуматься над таким словом как партия. Вот мы сейчас рассуждаем, подразумевая, что партия — это нечто такое, что имеет однозначный смысл, то есть, партия — это часть. Между тем это совершенно не так. В Советском Союзе Коммунистическая партия никогда не была партией. Это была властная конструкция, которая жестко управляла обществом. Сегодняшняя партия «Единая Россия» — это тоже не партия — это правящая часть общества, это элита. Она структурирована, она объединена организационно, она имеет много ответвлений, но назвать ее партией, в принципе, нельзя. Можно ли назвать словом «партия» нашу системную оппозицию? Партия — это то, что выражает интересы.

Мне как экономисту если подходить, я могу подходить только с точки зрения интересов, помня, что субъект интересов и выразитель интересов — далеко не всегда одно и то же. Я бы выявил три группы. Отражает ли вообще партия у нас хоть в какой-то мере эти интересы экономические?

Первое — это уровень доходов, уровень накопленного богатства, в том числе коррупционного. И здесь можно делить общество на различные группы, у каждой из которых свои интересы, учитывая, что наши бедные люто ненавидят наших богатых, которые всячески стараются от них отгородиться, чтобы вообще глаза их не видели.

Вторая группа интересов — это, так сказать, по социальному вкладу в развитие общества. Это люди разных профессий, люди, которые играют разную роль в создании валового внутреннего продукта. Например, это чиновники, которые не создают продукт, это бюджетники, которые очень зависят от государства, это предпринимательское сообщество самого разного ранга — от маленьких до олигархов, это самозанятых. Первых со вторыми роднит то, что они — люди экономически свободные и стараются не зависеть от государства. Здесь важны и статус, и уважение. Например, врачи — почти никто из них не является богатым, но общество их уважает пока еще — просто профессию. Вот они как субъекты интересов могут найти выразителей своих интересов?

Я бы сказал, что есть и третья группа — это группа, которая имеет какие-то духовные интересы, не всегда связанные с их имущественным положением, с их положением в обществе. Человек просто может быть убежденным в каких-то вопросах или верить. Не так важно — взгляды это научные или вера.

От чего это зависит? Да мало ли от чего. От происхождения, от воспитания, от влияния общества, от пропаганды, от степени промытости мозгов — от чего угодно. И здесь тоже разные группы. Это люди, которые придерживаются либеральных ценностей, которые в нашем обществе сегодня очень сильно опорочены. Это люди, которые привержены коммунистическим взглядам, социалистическим. Кстати, это, пожалуй, единственная чисто идеологическая партия. Мы же не назовем идеологической партией ЛДПР. Это вождистская партия. И нам правильно сказал ее представитель: «Король умер! Да здравствует король!» Он очень точно выразился. Это может быть националистическая партия вплоть до довольно радикальных взглядов, ксенофобских, и так далее. То есть, понимаете, взгляды людей не всегда зависят от толщины их кошелька и от того, что соответствует их материальным интересам. Человек может голосовать за ту партию, которая, с его точки зрения, полезнее его Отечеству, которое он очень любит. Ну, могут быть какие-то политические интересы, помогающие добиваться власти на федеральном, региональном, местном уровне.

Я бы сказал, что большинство людей в обществе вообще не относятся ни к первым, ни ко вторым, ни к третьим, ни к четвертым, а представляют собой равнодушное большинство, которому, вообще-то говоря, как-то не очень все важно, но оно может склониться к одной из этих тем. То есть, в чем-то прислоняется, в чем-то может последовать и имущественно, и профессионально, и социально, и духовно. То есть, это не аморфная масса, которой на все наплевать. И ее можно увеличивать и уменьшать.

И вот в какой мере наша политическая система отражает их интересы, помогает им эти интересы выразить? Почти ни в какой. Более того, люди к этому привыкли и воспринимают это как норму, и не ждут ничего другого. Сам политический процесс (выборы — это лишь его часть) помогает отстаивать интересы, по-моему, очень-очень незначительной части. Это все имитационные формы многопартийности. У нас сложилась система в основе своей сословно-феодальная, в которой правящая группировка, называющая себя партией, не отдаст власть ни в каком случае, но надо, чтобы была имитация, и чтобы выглядело все прилично, чтобы выглядело, как многопартийность. Оно так и работает и будет работать дальше, безусловно, без каких-то изменений.

Люди новое ждут, но действительно — здесь отмечали — настроение людей меняется. Оно меняется, прежде всего, по экономическим причинам. Потому что люди живут все хуже и хуже. И, поверьте, будут жить и дальше хуже и хуже, потому что ситуация выправляться к лучшему не будет. Я имею в виду экономическую основу. Как это отразится на их поведении? Мне бы тоже очень не хотелось, чтобы это имело какие-то агрессивные выплески, чтобы люди выплескивались на улицу. Потому что я прекрасно знаю, что вслед за идейными выплеснется всякая шваль и мерзость, которая начнет просто грабить и бить всех, кто слаб и не может себя защитить. Это называется смута, а не революция. И вот, когда котел законопатят, чтобы пар не нашел выхода, то в результате может быть взрыв котла, а это и есть смута. Я очень этого боюсь, очень не хочу и вижу, что наша политическая конструкция в конечном счете может привести именно к такому результату, если не будет перестраиваться.

Откуда может идти перестройка? Только сверху, только сверху, только сверху. В России по-другому не бывает: это Россия.

По теме
10.09.2021
Большая часть избирателей не появится на избирательных участках.
08.09.2021
На протяжении долгого времени выборы становятся все менее интересными.
01.09.2021
Антипремия «Бандерлоги культуры» поможет сдержать проекты, которые травмируют городскую идентичность.
20.08.2021
Очередной глава ЕЦМЗ вынужден уйти после того как выписал себе незаконную премию.  

Смотреть видео онлайн

Смотреть русские видео онлайн