Интернет становится базовым источником информации
Роман
Пермяков, политтехнолог, генеральный директор digital PR-агенства
«Г.У.Р.У.», член агентства Политической Практики
«Полит.Тех»:
Новая
информационная реальность значительно изменила формы коммуникации
власти и общества, политика и его аудитории. Очевидно, что интернет
становится базовым источником информации. Уровень доверия к
интернет-источникам находится на рекордно высоком уровне, заметно
опережая показатели традиционных СМИ, доверие к которым снижается.
Аудитория
сети Интернет в Нижегородской области опередила по численности
аудиторию региональных ТВ, газет и журналов. Российские пользователи
сети Интернет в социальных сетях проводят в среднем 10 часов в месяц,
что составляет один из самых высоких результатов в мире. Средний
возраст интернет пользователя в России неуклонно растет, составляя
уже 31 год. Отметим, что с каждым годом растет удельный вес тех, кто
использует интернет как единственный и достаточный способ получения
информации, отвергая при этом все остальные источники информации.
Причем те, кто смотрит ТВ, обычно смотрит их фоново, находясь при
этом в своем планшете или у экрана монитора.
Таким
образом, по степени проникновения информации Интернет выглядит в
фаворе.
Этот вывод
подкрепляет и тот факт, что в Интернете пользователь обычно
неосознанно отключает все рекламные барьеры и фильтры, так как
чувствует себя информационно комфортно и безопасно (он представляет
себя субъектом коммуникации, а не объектом). Исследования блогосферы,
сети Интернет и данные социологических опросов в день выборов,
которые мы проводили, подтверждают, что воздействие интернет-агитации
на волеизъявление граждан растет (от 2 % на выборах в Заксобрание
Нижегородской области в марте 2011 года, до 5 % на выборах президента
в марте 2012 года).
Также
интернет-пользователи и читатели политических новостей в сети
Интернет по данным опросов являются самыми политически активными
гражданами, своего рода пассионариями, лидерами общественного мнения
и ЛПР. Таким образом, уже 5 % всех избирателей определяющим для себя
при выборе кандидата или партии считают информацию в сети Интернет.
Все дело в том, что уровень доверия к традиционным способам агитации
падает. Общий уровень электоральной усталости и недоверия,
наслаиваясь на низкие уровни доверия к традиционным СМИ,
обуславливают негативный резонирующий эффект, что в некоторых случаях
не только не способствует увеличению рейтинга, но и становится
причиной формирования высокого антирейтинга. В этой связи – во
многом интернет для современной аудитории – тихая гавань,
способ получения адекватной и объективной информации, магистраль с
двусторонним движением. Сеть ограничивает влияние традиционных
посредников, переносит коммуникации из вертикального в горизонтальное
положение, стирая границы между участниками общественного договора
под названием Интернет. Политическая интернет-коммуникация приводит к
трансформациям в современном коммуникационном процессе, которые
заключаются в изменении ролей коммуникантов — в этом виде
коммуникации адресат перестает быть просто реципиентом информации, он
становится ее продуцентом, что влечет за собой смену направления,
условий, задач коммуникации и ролей коммуникаторов.
Разумеется,
все выше перечисленное формирует новую электронно-компьютерную
разновидность политического дискурса в
сфере политико-властных отношений. Современные политики это понимают
– Интернет они воспринимают не как угрозу своему положению, а
как возможность прямого диалога с гражданами и способ получения
прямой обратной связи. Нужно понимать, что формирование культуры
сетевого политического диалога самых широких групп населения в сети
Интернет – это процесс объективный – остановить его
нельзя, запретить законодательно тоже весьма проблематично. Дело
только в степени участия того или иного политика в этом диалоге.
Каждый день
нижегородским политикам, властям, депутатам, общественным деятелем и
силовикам в сети Интернет задают десятки вопросов, оставляют
критические публикации, правда сказать, иногда этот негатив в сети
создается искусственно (об этом как-нибудь в другой раз). Каждый
такой вопрос от гражданина, оставшийся незамеченным, даст свой ответ
в избирательном бюллетене. Негатив в социальной сети имеет вирусную
природу, поэтому распространяется с примерно такой же скоростью, как
распространялся нашумевший вирус в Нижегородской области в этой году.
Приятно,
что в Нижегородской области многие из политиков уже оценили
возможности общения, которые дают социальные сети и Интернет. Так
персональный сайт главы администрации города Нижнего Новгорода Олега
Кондрашова за девять месяцев существования посетили уже 20 000
уникальных посетителей, что является весьма высоким результатом для
личных сайтов.
Это
подтверждает, что запрос со стороны интернет-аудитории к прямому
общению с властью в сети Интернет очень высок. Отмечу, что в развитии
интернет-ресурсов Олега Кондрашова можно назвать одним из лидеров в
ПФО. Личный сайт градоначальника постоянно обновляется и технически
совершенствуется. Функциональность сайта в том, что Олег Кондрашов не
только делится своими эмоциями и пишет о чем-то личном, но и
инициирует дискуссии – спрашивает мнение горожан по наиболее
острым и важным вопросам, взаимодействует с нижегородцами и реагирует
на их вопросы и замечания. Стоит понимать, что прямое общение с
аудиторией является самым эффективным и корректным способом диалога
власти и общества, которое не заменит отчетов от помощников и
консультантов.