Искусство лоббизма как индекс губернаторской эффективности
Согласно данным
Агентства экономических новостей, нижегородский губернатор Валерий
Шанцев по итогам марта очередной раз вошел в число лидеров среди глав
субъектов РФ по лоббированию региональных проектов. Не лишним было бы
проанализировать, что это личное рейтинговое достижение означает для
жителей Нижегородской области.
Начать с того, что
Валерию Шанцеву не привыкать лидировать в различного рода рейтингах –
причем не только в региональных и окружных, но и общероссийских. Он
постоянно размещается экспертами на видных местах и в рейтингах
влиятельности, и в рейтингах «политической выживаемости»,
и в рейтингах медиа-активности, и во многих других. Однако рейтинг
возможностей лоббирования занимает, полагаю, особое место в подобном
ряду экспертных исследований – как наиболее тесно связанный с
экономическим, и, следовательно, с социальным самочувствием региона.
В этой связи обращает
на себя внимание, что Шанцев, поделив в группе «сильная
эффективность» упомянутого лобби-рейтинга первое место с главой
Башкортостана, опередил столь сильных «соперников», как
главу Московской области вкупе с губернаторами Воронежской Пермской
областей. Для дополнительного сравнения: даже такой известный
политический «аксакал», как Рамазан Абдулатипов,
побывавший в свое время и председателем Совета национальностей ВС РФ,
и членом федерального правительства, и депутатом Госдумы, и
российским сенатором (то есть до предела, казалось бы, «обросший»
полезными для лоббирования связями) – занимает тем не менее в
лобби-рейтинге в качестве и.о. главы Дагестана всего лишь 15-16
место, и соответственно, с его 2,87 баллами, входит в группу «средняя
эффективность». А у Шанцева – 3,77 балла. Как говорится,
почувствуйте разницу.
Заслужен ли данный
рейтинговый результат Шанцева? На мой взгляд, вполне. Ведь в чем
заключается суть цивилизованного лоббирования – особенно для
губернаторов? В умении привлечь в регион серьезные частные инвестиции
– как иностранные, так и отечественные — это само собой. Но
прежде всего, по определению – в искусстве убеждения структур
федеральной власти в том, что такая-то и такая-то программа развития
либо тот или иной крупный проект необходимы именно нашему региону. А
под них – соответствующее федеральное финансирование. И Шанцев,
надо признать, с подобными задачами справляется весьма успешно.
Действительно:
последние 6-7 лет в Нижегородской области удается реализовывать
поистине масштабные проекты. Заметная часть средств на которые
поступает из общероссийской казны. Иначе, будем объективны,
грандиозные задумки или вообще бы не удались (региональный бюджет –
не резиновый) – или, по крайней мере, ощутимо бы застопорились
по времени. Но такого не происходит – и понятно, что это в
первую очередь благодаря тому, что у Шанцева наличествует
своеобразный талант «выбивать» для региона деньги.
Вспомним: мало кто
верил, что печально знаменитые долгострои-мастодонты (цирк,
метромост, собственно метро в верхнюю часть города, Борский мост, и
прочие) будут когда-нибудь «доведены до ума» и получат
реальную «путевку в жизнь», служа людям. Однако Шанцев
доказал обратное. То есть случилось же, дожили. Да, к хорошему
быстро привыкаешь, оно почти сразу воспринимается как нечто, само
собой разумеющееся. А скольких усилий это стоило? О подобном негоже
суетливо забывать. Хотя бы из чувства элементарной человеческой
благодарности.
С другой стороны,
регион, поступательно осуществляя собственное развитие, в свою
очередь становится гарантом того, что следующие новые проекты, на
которые необходимы серьезные средства, будут выполнены, как оно того
следует — и в обещанный срок. Значит, такой регион и средства
гарантированно получит. Взаимосвязь здесь прямая.
Ясное дело, в плане
успешного лоббирования Шанцев действует не в одиночку, в этом ему
активно помогает сформированная им команда, состоящая в подавляющем
большинстве своем из профессионалов. Да, не все у них порой
получается гладко. Не зря же сам Шанцев периодически критикует
отдельных членов своей команды, а недавно категорически заявил, что
«беспрецедентное финансирование должно давать и беспрецедентные
результаты». С чем трудно не согласиться. Другими словами,
планка отдачи в работе задана чрезвычайно высокая.
Сейчас на повестке дня
– реализация целого ряда социально и экономически важных для
региона проектов. В том числе региональная программа развития АПК, а
также программа развития здравоохранения области до 2020 года. Они
тоже требуют немалой доли софинансирования из федерального бюджета.
Кропотливый труд на пределе собственных возможностей – вот что
предстоит областной вертикали власти.
Зато «на выходе»
– увеличение рабочих мест, повышение зарплат и прочих выплат,
преобразование инфраструктуры, а в итоге — улучшение качества жизни
для жителей всего региона в целом. Игра стоит свеч. Остается
надеяться, что все получится.