Каноны во время чумы
Недавно епископу Таджикскому Питириму задали вопрос – если
друзья позовут на рок-концерт, можно ли православному пойти? Владыка отказал:
друзья поймут, а душе вредно и каноны запрещают. Тут на сайте батюшки поднялся
крик – да как же так, ведь не метал какой-то – благородный андеграунд и фолк, и
всё о добре, красоте и сложностях нашего мира. Нет, милые мои, нельзя, вредно.
Ну, нашим братцам нипочём – нельзя, но немного можно, однако
спросили – напомните, какое правило нарушаем? Пять правил шестого
Константинопольского Вселенского собора. Если просто – нельзя быть исполнителем
или зрителем развлечений, театра, смехотворства, плясок и участвовать в
языческих обрядах. На современном языке к таким забавам относится и рок.
Отойди, мирянин, а «если же кто настоящее правило презрит, и предастся
которому-либо из сих возбраненных увеселений: то клирик да будет извержен из
клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковного». Чётко и
безапелляционно.
Для епископов важно, чтобы паства в храмах молилась, а не
плясала на концертах, ибо сие равносильно бесовству. Для молодых священников
наоборот – приобщение молодёжи к вере, отсюда и христианские рок-фестивали.
Музыканты или зрители – из крещёных – считают, что надо всё же не путать
откровенно вредное и полезное: рок року рознь. Другие братья и сестры полагают,
что владыкам виднее, нюансы неважны, а что в стране духовная деградация – на то
даны и молитвы во спасение. Лебедь, рак и щука.
Кто же прав, если рок-фесты, такие как «Рок к небу» или «Троица»,
благословляет духовенство? Видно, в клире единства нет, а РПЦ – структура
иерархичная и разночтений быть не должно. Каноны, по сути, приравнены к
Евангелиям, однако в Византии рок не играли, но и атеистов не было. Увеселения
были синонимом язычества, но рокеры, в массе своей, не язычники, а многие –
православные. С другой стороны, все, что вне христианства, можно приравнять к
языческой вере в ложных богов-кумиров. Значит, кино, спорт, шоу, светские
праздники и всякое публичное действо, не освященное РПЦ, – запретные
развлечения, а зрителей из христиан – должно отлучать от церковного общения.
Навскидку – большинство православных. Пахнет средневековой охотой, да и
немыслимо сейчас. Что за дичь, где ошибка?
Если владыки не договорились, то вынужден мирянин сам решать.
На юморе и драме стоит всё искусство, но зачем христианину буйство страстей,
если духовник и Евангелия о том разъясняют? Лишь себя искушать, а полезнее с
собратом поговорить и батюшку расспросить. Прав Питирим, искусство – дело
искусительное, но выставки-фильмы священники посещают, на выборах голосуют и
на исповеди о зрелищах явно не спрашивают. Прямо порочный круг. Другой ракурс
нужен, иначе не разобраться.
От Христа крестились, реально спасаясь от ложной жизни, после
– христианство вогосударствилось, попало под влияние светской власти,
обмирщилось и стало вроде инструкции для совести. Вышла лайт-версия веры, но
многие делают вид, что особой проблемы нет, но любое отступление от заветов –
грех. Это уже на ханжество тянет. В клире-то понимают двуликость ситуации, но
терпят, ибо сейчас по-другому нельзя. Вот здесь и корень – бессилие церкви
перед реалиями. Чем не эпическая трагедия? Случаев масса, недавно отца Павла
(Адельгейма) убили, а митрополит Евсевий (Псковский) гонял его за правду о
церковных перегибах. Неполадки в пробирной палатке, позорище, а верующие лишь
глазами хлопают.
Не только по развлечениям каноны нарушены, но и по бракам с
иноверцами, участию в азартных играх, борделям, разводам супругов,
прелюбодеянию, абортам, ростовщичеству и прочее. Но как проверишь или
помешаешь, если уголовный кодекс не позволяет? Здесь причина бессилия церкви. У
нас принято считать, что тот достойный верующий, кто молится, в храм ходит да
посты соблюдает. Взгляд однобокий и мешает в худое вляпаться. Личное спасение –
часть веры, а соборное служение – другая, и одно без другого ущербно и неполно.
Полнота возможна, если община и государство совпадают, когда в стране
теократия. В противном случае – постоянно будешь грешить и исповедоваться, а
после – грешить вновь. Невозможно в гражданском житии оказаться правым, всё
время будешь на компромиссы идти.
О каком спасении речь, если православная община ныне – по
статусу – как неформальное объединение. Есть ещё иноверцы, байкеры, ролевики,
охотники – все толкутся в государственном сожительстве. И Конституция позволяет
исповедовать любую веру (ст. 28) или отказываться от неё. И что может Церковь?
Ничего, и принудить нельзя. Порицать можно, но за клевету или оскорбление
достоинства можно статью схлопотать. Ладно бы оккупанты были у власти, нет –
свои, но они же законы и поставили вразрез канонам. Весь буржуазный уклад поперек
православной идеологии, а по-церковному – на семи смертных грехах. Это же азы:
гордыня, сребролюбие, блуд, чревоугодие, зависть, гнев, уныние – верные
помощники в рыночной экономике и политической грызне. Однако епископы ищут
дружбы с властью. Не дружит у нас ум с сердцем, роют себе яму, а после
причитают о прелести, а кто из клира одёрнуть посмеет – приходов лишают,
преследуют, в глушь задвигают. И это соборное единение? Видимость одна.
Давно нарушена чистота веры, и здесь большевики ни при чём.
Четверть века по-новому живёт РПЦ, но никаких сдвигов, всё плачевно. Уже
«голубое лобби» в порядке вещей, в бизнесе партнёры-священники, до заговоров
дошло. С чего Архиерейский собор-2000 отменил Устав-1988 и присвоил всю полноту
власти? От алчности и гордыни. Впрочем, иначе при демократии не бывает:
меньшинство правит большинством, но по навязанному закону. Бис, бурные
продолжительные аплодисменты. А что же миряне?
А миряне пируют на поляне. Лично спасаются и от Бога чуда
дожидаются, чтобы враз облагородилось. Зажурчали бы молочные реки с кисельными
берегами, и можно в беседке чаи гонять с малиной, восклицая – лепота!
Маниловщина XXI века. А Господь-то чудо сотворил – от коммунистов избавил,
свободы вернул – трудись, чадо, во благо ближнего своего. В 90-ых принялись с
огоньком, рушили с размахом, помирали миллионами, в криминал окунулись по
маковку. И ведь сами – бес не путал, иначе всероссийский экзорцизм сотворили бы
и святой водой державу окропили. Отнюдь, друг дружку корим, а чтобы на
Поместном соборе с митрополитов отчёт потребовать и признаться в заблуждениях –
духа не хватает. Не то гордыня, не то уныние мешают. Лучше нос не высовывать и
втихомолку нервно шушукаться.
От такого примирения завелось еще два государственных греха.
Воистину, когда следует протестовать, а мы молчим — это грех молчания, который
делает людей трусами. На богословие уповаем, да вот не втискивается в него
Россия. Положим, всегда светское начало верховодило, так что с того,
прогибаться под него? Боязно паству потерять, ежели по Заветам жить, вот
Патриархия и благоволит князьям мира сего, а выходит наоборот – вера чахнет всё
более. Пора бы на улицах проповедовать, не в Азию ездить, а своих аборигенов
вразумлять. Если община впала в прелесть, одним окормлением не очистишься.
Не принято на Руси нести Свет Божий в клубы и на площади, да
увещевать нечестивцев прекратить забавы и властям отповедь давать, как Василий
Блаженный. Пусть иеговисты ищут заблудших и режиссеры модные наставления
внушают. Вообще, вопрос церковного вмешательства в мирские дела почти
крамольный. Как же – вокруг губернаторского дворца или на день города крестный
ход учинить! Что же только от засухи или эпидемии просить избавления? Земля за
полтора века так зачумлена – дышать трудно. Опять порочный круг: без
благословения епископа не пойдёшь, а оные к мирским владыкам с почтением и на
учредителей таких шествий большую епитимью обрушат. Кто-то заёрзает, мол,
вредно так, но живёт община либо во славу Бога, либо наоборот, иначе – сплошь
лицемерие.
Любой православный вопрос ведёт к общецерковной проблеме.
Можно отговориться цитатой из жития святых и подвижников, но жили они при
монаршем православии, а ныне толерантное многобожие – в одних поправках и
аналогиях заплутаешь. Возможно и согласится иной молодой отче в частной беседе,
что в двуличии живём, но лишь горечи добавит от бессилия на круговую поруку
молчания. Давно к семи смертным грехам стоит присовокупить трусость и потакание
мирским беспутствам. Но не посмеют: почти экстремизм, отмежевание от
государства, религиозная автономия. Всегда под каблуком власти церковники жили,
и как не мучит их до боли знакомое от Христа: «Никто не может служить двум
господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет
усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Мф.
6:24). А деньги, товарищи, пока никто не отменял.
В этом завете все ответы на все вопросы, лишь разберись по
делу. В Федерации любое начинание, если мимо денег, – неважно, а поблазнит
распил или откат, то такую формулировку раскатают – в ЮНЕСКО прослезятся.
Поговорки народ придумывал, когда глупость очевидна до невозможности, потому у
нас – на воре шапка горит, и гусь свинье не товарищ, и волк в овечьей шкуре, но
всё толкуем о своих бедах, врагах и грехах. Столетиями крамола зреет, умы
вскипают, тонны литературы о Христе, а сдвигов как не бывало. Сизифов труд:
если себя морочить и на правду глаза закрывать, никто слепоту не вылечит. Так
до старости и промаешься, приговаривая, мол, за грехопадение Адама страдаю, нет
же правды на Земле.
И не будет правды, если будешь теплохладным. Про таких давно
сказано: «Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст
Моих» (Откр, 3:16). Выплюнут за безразличие, и хоть заголоси о конце света.
Булками-то шевелить надо, защищать веру совместно, а не сидеть в сторонке,
язвительно вставляя шпильки в интернете. Гуляла в средневековье «чёрная
смерть», выкосив четверть населения Европы, но за два последних десятилетия в
России чуть не 20 миллионов сгинуло во мраке демократии. Болезни, аварии,
аборты, криминал, суициды. Иные бубоны разъедают души, и каноны во время
духовной чумы как меч должны охранять, а если оправдывать бездействие своим
унынием, то грош цена высокопарным речам о служении во спасение…
Оригинал материала опубликован на ленте АПН.