«Кара Божья», старообрядцы и неизбежность единения русских церквей
Мама у меня живёт в деревне
недалеко от Казани, и топит избу дровами. Так ещё отец покойный рассудил, ведь
газ могут и отключить, если лихие времена вдруг настанут, а дрова – всегда
найдутся в наших краях.
И
заготовка и колка дров у нас в деревне – своеобразная семейная забава, а не
какой-то тяжкий труд.
Вот, колю
я как-то дрова. Вечер воскресного дня, конец первой недели Великого поста –
Торжество православия. Хорошо так колются – одной левой! Правой рукой
ставлю на попа полешко, выпрямлюсь – хрясть! Наклонюсь, поставлю, выпрямлюсь –
хрясть опять с левой! Как на конвейере. И, вот, уж выпрямился и
замахиваюсь на очередное полено, а оно начни падать – правая инстинктивно
попридержать, а замах левой – не успел остановить – ну и тюкнул совсем слегка
по кисти колуном …
В
понедельник ещё суета с утра, а во вторник – думаю, пост ведь идёт – надо
помолиться на иконы до начала дня. И – на тебе – пальцы на повреждённой руке
как положено – не складываются. Так и крестился двоеперстием, как старообрядцы.
И только тут стал рефлексировать – почему же так получилось? И точно
понял, ведь вторая неделя поста пошла, а я не то что в день Торжества
православия в церкви на литургии не был, дровами занялся, а и на чтение
покаянного канона Андрея Критского не приходил в предыдущий вторник, и
всю первую строгую неделю в суете пустой провёл.
Вот, в
следующее воскресение уже пошёл на литургию, в нашу Варваринскую церковь,
прихожане знакомые после службы спрашивают – что с рукой, а получив ответ –
настаивают на походе в травм-пункт. Послушался, поехал и вышел оттуда – в гипсе,
перелом оказался! Вот, скажет кто-то: «Ккара Божья!». Но человек, ведь и сам
себя часто наказывает или предопределяет собственное наказание, или, ошибаясь,
преподносит себе личную науку.
И уж если
носишь крест нательный – надо ведь как-то соответствовать, подумал я. Вот и
стал я стараться исправиться – по воскресениям каждую неделю на утреннюю службу
ходить от начала и до конца и дважды был на чудной «пассии» — особой вечерней
воскресной службе по страстям Христовым. Но, крестясь, стукая гипсом по лбу –
иногда отвлекался – по старообрядчески приходится. А делать нечего –
двоеперстие теперь зафиксировано в гипсе, и никак иначе не перекрестишься.
И
вспомнилось первое относительно близкое знакомство с казанскими старообрядцами
осенью 2013 на Арском некрополе на уборке могил на знаменитых русских
купцов-старообрядцев, почётных горожан-меценатов. Вот, убрали мы гору мусора с
могилы Ивана Петровича Оконишникова, чья мельница, построенная им
ещё в 1895 г. в с. Печищи на берегу Волги под Казанью – до сих пор мелет
муку для нас!
Поставили
крест деревянный на месте могилы, настоятель старообрядческой общины
Старо-Поморского согласия г. Казани о. Александр (Хрычёв) пропел
панихиду. Пел, как у них и полагается, древнерусским знаменным распевом.
Только, вот, слышу, практически все слова молитв и песнопений – совпадают
и с нашей панихидой. Удивился! Раскололась церковь наша ещё в середине
XVII в., а тексты почти не изменились. Единственное, обратил внимание, на
панихиде у них дополнительно и довольно основательно поминаются погибшие
православные в разных случаях русской истории. Узнал потом, что и Богородицу
они почитают как мы, и Троица у них – единосущная и Нераздельная, что Христос –
Бог , а не просто «пророк», как у некоторых течений, и ещё много другого совпадающего.
И святые у старообрядцев с нами – все общие, но только до 1666 года.
Дальше, видимо, эта ветвь старообрядчества считала, что наступит конец света.
Три шестёрки, очевидно – давали повод. Позднее о. Александр подарил
мне «Краткий древлеправославный молитвослов», изучив который, я и вовсе понял,
что разделение русских церквей на современном этапе должна восприниматься как
нелепая вещь, искусственная.
Про
двоеперстие же – вовсе интересный диалог вышел как-то с моим товарищем по сбору
гуманитарной помощи Донбассу Ильясом Султановым. Человек этот, будучи
этническим татарином, некогда пришёл в православие, причём к одному из наиболее
строгих учений – их самых – старообрядцев Старо-Поморского
согласия, у которых со времён раскола и священства – нет, а вера – прежняя. И
стал он после крещения Иваном, и по всему видно – человек крепок в своей
вере. Вот, спрашиваю я Ивана:
— Скажи, в
чём разница. троеперстие – Святая Троица, а прижатый мизинец с безымянным –
человеческая и божественная природа Христа. Или двоеперстие – две природы
Христа, а три прижатых пальца пятерни – Троица?
— А ты
когда крестишься – что это символизируешь?
— Крест,
распятие.
— А Кто
был распят?
— Иисус
Христос.
— Ну, вот
видишь, не Троица же была распята на кресте, поэтому и креститься надо не
тремя, а двумя перстами, символизируя распятие Богочеловека.
Сложно
спорить. Батюшки наши – тоже в основном теряются, если просить логики.
«Греха нет большого, если двумя крестишься, но только другим, кто в храме видит
тебя – соблазн, сомнение, ведь Церковь учит следовать тому, как Она
установила.» — так в основном поясняют наши священники.
В любом
случае, теперь мне совершенно понятно, что сближение русских церквей – состоится,
раскол будет преодолён, и это – дело всех нас, русских людей – хоть
иерархов, монашествующих, священнослужителей, хоть простых мирян с обеих
сторон. Главное – Промысел Божий.
Мне же в
начале страстной недели хирург вернул руке прежний вид, сняв искусственную
конструкцию и теперь – в память и в науку – останется мне этот гипсовый
слепок кисти собственной руки, запечатлевший её как круглосуточно в
течение месяца в одном положении. В положении, изготовленном к
совершению крестного знамения двумя перстами – по-старообрядчески. Но главное –
не это. Главное для православного человека на страстной неделе сподобиться
сердечного покаяния, исповеди и причастия. Чтобы во всей полноте подготовиться
телом и духом к главному дню в году для православного русского человека –
Светлой Христовой Пасхе.
Оригинал этого материала опубликован на ленте АПН.