




Хизб-ут-Тахрир в Татарстане: идеология, структура организации, деятельность
Организация «Хизб-ут-Тахрир
аль-Ислами» («Партия исламского освобождения») была создана в 1953 году
шариатским судьей Таки
ад-дином ан-Набхани (1909-1977)
в Восточном Иерусалиме. Набхани вначале своей карьеры был членом международного
исламистского движения «Братья-мусульмане», однако впоследствии он создал свою
организацию, где центральной идеей поставил создание халифата – глобального, в
масштабах всей планеты, исламского государства. В истории Ближнего Востока
существовало уже два халифата – Арабский и Османский, правители которых носили
титул халифа – правителя всех мусульман, даже тех, которые не проживали на
территории этих государств. Также провозглашающая халифат партия
«Хизб-ут-Тахрир» свою деятельность осуществляет в странах Европы, особенно в
Великобритании, где располагается один из главных офисов организации. Второй
офис находится в Бейруте (Ливан), а русскоязычный информационный центр «Хизб-ут-Тахрир»
расположен в Стокгольме (Швеция), откуда и ведется модерация сайтов организации
на русском языке.
Несмотря на то, что в Коране
вообще ни разу не упоминается слово «халифат», создание халифата идеологи
партии считают религиозной обязанностью (фард) каждого мусульманина.
Поскольку сейчас халифата нет (последний турецкий султан Абдул-Меджид II был
лишен титула халифа в 1924 году), партия «Хизб-ут-Тахрир» выступает за присягу
своему лидеру. Сегодня организацию возглавляет палестинец Ата Абу Рашта.
Методика работы «Хизб-ут-Тахрир»
включает несколько этапов. Вначале они стремятся к организации культурных и
социальных мероприятий, связанных с исламом (благотворительные обеды, пикники,
культурные вечера, раздача еды или одежды малоимущим). Цель подобных акций –
расположить к себе окружающих. Зачастую их социальная работа направлена на
привлечение пенсионеров, которые начинают питать за оказанное им внимание
уважение и признательность, рассказывая об этом своим детям и внукам.
Культурно-просветительской работе они уделяют большое внимание.
На втором этапе, получив
расположение к себе, люди из партии «Хизб ут-тахрир» начинают рассказывать о
своей организации и тех, кто проявил интерес, приглашают в кружки (халакат)
по изучению религиозной литературы. Естественно, старики не являются для них
целевой группой идеологической обработки, они чаще нужны для прикрытия своей
деятельности, упор делается на молодежь. Второй этап – это идеологический
переворот в сознании людей, расширение своего влияния на население. Сделать это
можно уже более публично, например, провести митинг, пикет, автопробег, шествие
с демонстрацией своей атрибутики, обычно в форме флага. Цель – привлечь
внимание к организации. При этом используется либерально-правозащитная
демагогия и популизм. Сами представители партии начинают говорить, что они
выступают за права мусульман, могут изображать себя ярыми сторонниками
Конституции и светских законов государства.
Наконец, третий этап – захват
власти в свои руки с помощью уже сочувствующих им чиновников и общества. На
этом этапе они допускают использование оружия. Яркое доказательство тому –
активное участие «Хизб-ут-Тахрир» сейчас в войне против законного правительства
Сирии. При этом, несмотря на определенные идеологические различия, они легко
могут объединяться с другими радикальными течениями ислама, например, с
ваххабитами.
Внешне люди, состоящие в партии
«Хизб-ут-Тахрир», не отличаются от остальных мусульман. Если ваххабитов можно
зачастую отличить по коротким штанам и густым бородам, то члены «Хизб-ут-Тахрир»
носят костюмы и галстуки. Бороды обычно носят короткие, но при этом не
обязывают носить бороду своих последователей (можно встретить безбородых членов
партии). Слушать музыку, исполнять песни у них не запрещается, в отличие от
ваххабизма, поскольку они полагают, что если это поможет привлечь к себе больше
людей, то допустимо. Поэтому на их акциях можно увидеть и небольшие концертные
программы, где певцы выступают с репертуаром на исламские темы. Не запрещают
они и курение.
Структура «Хизб-ут-Тахрир»
представляет собой пирамиду, которая включает в себя семь ступеней: му‘тамад (главный руководитель в масштабах
одного государства), масуль (руководитель региональной
организации), муса‘ид (помощник масуля), накиб (руководитель города, района),помощник
накиба, мушриф (руководитель одного или
нескольких кружков (халакат)), шабаб (активист, уже воспринявший идеологию
до конца и ставший полноправным членом организации) и дарис (член кружка, являющийся пока
послушником. Первичной ячейкой организации являются, как уже было сказано,
кружки по изучению религиозной литературы –халакат, состоящие из 5-15 дарисов во главе с мушрифом. Занятия в халакатпроводятся два раза в
неделю. Раз в месяц происходит совещание мушрифов,
в ходе которого обсуждаются практические и организационные вопросы. Накиб
снабжает литературой, распределяет финансовые средства и принимает
пожертвования. В кружках помимо штудирования литературы проводят инструктаж на
случай ареста, поэтому занимающиеся там знают, как себя вести со следователем и
при задержании. Исходя из инструкций, люди из «Хизб-ут-Тахрир» всегда держат
наготове видеокамеру, чтобы снимать полицейских. Это их излюбленный прием
психологического давления на правоохранительные органы. Очень вызывающе ведут
себя со следователями. Попадание в КПЗ или тюрьмы воспринимается ими как
«боевое крещение» и как возможность продолжить пропаганду (дагват) уже среди
сокамерников. Вот почему, оказываясь в общих камерах, они незамедлительно
начинают вести вербовку новых членов для организации. При этом в опасных для
них ситуациях допустимо скрытие или отказ от членства в «Хизб-ут-Тахрир»
(принцип «такия» — скрытие своих убеждений), если это поможет избежать более
тяжких для члена организации последствий.
Иерархия «Хизб-ут-Тахрир» может
различаться в зависимости от государства или региона, может быть более сложной
или более упрощенной. Общим остается то, что есть нижнее, среднее и высшее
звено в организации.
В богословском плане главное
обвинение против «Хизб-ут-Тахрир», которое выдвигают представители
традиционного для коренных мусульманских народов России ислама, является отказ
признавать хадисы категории ахад (переданные одним передатчиком) и
следовать им. В тоже время большая часть суннитского вероучения построена
именно на хадисах категории ахад,
а хадисов мутаватир (переданные несколькими передатчиками)
существует совсем небольшое количество. Из-за сомнения в достоверности хадисов ахад идеологи «Хизб-ут-Тахрир» отрицают
мучения могилы, Даджаля (аналог Антихриста в исламе), обстоятельства прихода
Махди и Исы (Иисуса) [1].
В Татарстане «Хизб-ут-Тахрир»
появился с мигрантами из Узбекистана, одним из первых масулей был Алишер Усманов, развернувший свою
деятельность в 1996 году по приезду в Казань, начав работать в одном из местных
медресе. Поскольку организация в нашей стране была признана террористической и
запрещена только в 2003 году решением Верховного суда России, то длительное
время Усманов осуществлял свою деятельность вполне легально [2]. Именно с этого
времени можно говорить о начале распространения идеологии «Хизб-ут-Тахрир» в
Татарстане.
То, что распространение идеологии
«Хизб-ут-Тахрир» идет и через мигрантов, признают и правоохранительные органы /
спецслужбы. Экс-министр внутренних дел Татарстана Асгат Сафаров в своих
мемуарах пишет о том, что «набрав популярность в азиатских республиках,
«хизбутчики» перенесли свою деятельность в Россию». «Для этого они активно
использовали обращенных в новую веру гастарбайтеров из Средней Азии, в
большинстве своем узбекской национальности» [3]. В декабре 2006 года было
задержано 25 человек, причастных к этой организации в Казани, в отношении 12-ти
из них были приговорены к срокам от 4 до 8 лет, причем впервые в России было
предъявлено обвинение по статье «Приготовление к насильственному захвату
власти».
Выдающийся татарский богослов
Валиулла Якупов, убитый 19 июля 2012 года в подъезде собственного дома одним из
«амиров» Татарстана Робертом Валеевым, в одной из своих работ процитировал
пророка Мухаммада: «После меня халифат будет только 30 лет, а потом будет
просто царство». «Этот хадис оказался провидческий, — писал Валиулла-хазрат, —
После эпохи праведных халифов (634-661), хотя многие мусульманские
государственные образования носили наименование «халифатов» и многие
руководители были «халифами», на самом деле никакого отношения к сути этого
явления не имели. «Халифы» средних веков были заняты зачастую борьбой за власть
за трон и корону, не останавливаясь ни перед какими кровавыми жертвами. В этой
связи халифат исчез не в 1924 году, а гораздо ранее, как и предупреждал нас
святой пророк» — резюмировал покойный казанский теолог [4].
Анализ деятельности
«Хизб-ут-Тахрир» позволяет сделать вывод, что члены этой партии имеют
собственное толкование Корана и собственное мировоззрение. Как
религиозно-политическое движение эта организация характеризуется отрицательным
отношением к светской власти, стремлением к власти как основной стратегической
целью, идеологией формирования политической системы, наличием программы
строительства халифата и тактики борьбы, обладанием развитым пропагандистским
аппаратом и средствами агитации. По словам исламского теолога Саида Шагавиева,
«Хизб-ут-Тахрир» стремится «мусульман России раздробить и ослабить, поссорить
между собой, мусульманскую молодежь настраивают против государства и своего
духовенства» [5].
Мусульманский богослов Фарид
Салман отмечает, что члены партии «Хизб-ут-Тахрир» демонстрируют неуважение
к традиционным канонам российских мусульман даже во время пятничной
проповеди в мечети, когда могут демонстративно встать, прервать
выступление имама и начинают спорить с ним, явно с расчетом
на публичный эффект, доказывая, что духовенство в вопросах религии
неграмотно и говорит не истину,
а вот они ее знают. Характерная их особенность –
это вера в свою исключительность, в то, что именно
они знают правду. Часто при этом цитируется 3-я сура Корана,
где говорится: «…И пусть будет среди вас группа, которая призывает
к добру [исламу], приказывает одобряемое и запрещает порицаемое»
(Коран 3:104), полагая, что этот коранический аят именно о них.
В этом и проявляется их сектантская сущность [6].
При более близком рассмотрении
становится ясно, что «Хизб-ут-Тахрир» отказывается от насилия только на словах,
поскольку она ни разу не осудила другие группы, преследующие ту же цель и
применяющие насилие. Эта группа никогда не осуждала террористические акты. Как
пишет американский исследователь Зейно Баран, «во многом «Хизб-ут-Тахрир»
представляет собой элемент «разделения труда»: сама она занимается активной
идеологической подготовкой мусульман, тогда как другие организации осуществляют
планирование и проведение террористических актов. Несмотря на возражения против
такой характеристики, в настоящее время «Хизб-ут-Тахрир» фактически служит
конвейером для террористов» [7].
Наибольшую активность в
Татарстане организация проявила себя после теракта 19 июля 2012 года в Казани,
который осуществила группа «моджахедов Татарстана» против регионального муфтия
Ильдуса Фаизова и татарского богослова Валиуллы Якупова. Последний был убит в
подъезде собственного дома, а глава мусульман Татарстана ранен. Начавшиеся
оперативно-розыскные мероприятия правоохранительных органов, приведшие к
задержанию около сотни и аресту 7 подозреваемых (впоследствии отпущенных),
привели к тому, что этим поспешили воспользоваться представители партии
«Хизб-ут-Тахрир» во главе с Рустемом Сафиным, имамом казанской мечети
«Аль-Ихлас», в 2009 году осужденным за членство в «Хизб-ут-Тахрир» условным
сроком, но сумевшим сохранить за собой пост имама мечети. 29 июля, 5 августа и
19 августа он и его последователи организовали пикеты и митинги в Казани, на
которых от вначале звучавшей либерально-правозащитной демагогии участники
вскоре перешли к призывам к свержению светской власти и установлению халифата.
При этом использовалась символика «Хизб-ут-Тахрир». Несмотря на спецоперацию
ФСБ против боевиков из числа «моджахедов Татарстана», проведенную в Казани 24
октября 2012 года, «хизб-ут-тахрировцы» организовали массовые автопробеги с
флагами организации 26 октября и 22 декабря 2012 года. Ряд исследователей
склонны считать, что у исламистского сообщества Татарстана существует три
крыла: боевое (террористы из числа «моджахедов Татарстана»), политическое
(«Хизб-ут-Тахрир» и участники уличных акций исламистов) и лоббистское
(некоторые чиновники и представители бизнеса, идейно симпатизирующие исламистам
либо заинтересованные в перспективных инвестициях из зарубежных исламских стран,
предпочитающих вкладывать в те регионы, где сильны позиции исламистов). Однако,
видимо, настойчивое требование федеральных властей навести порядок и
приближающаяся Универсиада (7-16 июля 2013 года) вынудили пойти на решительные
действия: мечеть «Аль-Ихлас», превратившаяся в штаб-квартиру «Хизб-ут-Тахрир» в
Татарстане, была закрыта на ремонт, что ограничило возможности публичной
религиозной проповеди для активистов «Хизб-ут-Тахрир»; впоследствии она была
разобрана, а на ее месте начали строить новую мечеть «Миргазиян» (в память об
основателе и первом имаме мечети «Аль-Ихлас» Миргазияне Салаватове). Впрочем,
активисты продолжили свою деятельность на улице и в Интернете.
Накануне Универсиады члены
«Хизб-ут-Тахрир» провели свою акцию: вышли на центральную улицу Казани с
футболками «Хочу жить в халифате», сознательно позируя и шокируя прохожих [8].
Причем акцию возглавил бывший сотрудник милиции, в прошлом – даже депутат
Верховного Совета Республики Татарстан Анатолий Васильев (после принятия ислама
– Тауфик Василов). Сам он был привлечен за это к административной
ответственности, что, впрочем, совершенно не означает, что он прекратил свою
деятельность в рамках этого течения ислама.
25 сентября 2013 года состоялся
суд над лидером «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» («Партия исламского освобождения»)
в Татарстане Рустемом Сафиным, который получил 2 года колонии общего режима
[9], что абсолютно не означает, что деятельность террористической организации
прекращена в Татарстане. Это стало особенно очевидно 27 сентября 2013 года,
когда в ряде казанских мечетей активисты этой организации по окончанию
пятничного намаза принялись публично вести среди прихожан антироссийскую
пропаганду. Поводом стало решение Октябрьского районного суда Новороссийска от
17 сентября 2013 года о признании перевода Корана, выполненного Эльмиром
Кулиевым, экстремистским. В речах исламистов в мечетях звучали проклятия в
адрес российских властей, якобы запретивших Коран (несмотря на то, что решение
по поводу одного из переводов). Часть из них вышла с одиночными пикетами, где
на плакатах была повторены обвинения. Духовное управление мусульман Татарстана
несколькими днями ранее отреагировало на это заявлением о нежелательности
подобной меры со стороны российского правосудия, поскольку это дает повод радикалам
обвинять страну в государственной исламофобии. Со своей стороны татарстанский
муфтият предложил осуществить канонический перевод Корана на русский язык под
руководством мусульманского духовенства [10].
Из мусульманского духовенства
Татарстана публично деятельность «Хизб-ут-Тахрир» осудили четверо: убитый
ваххабитами богослов Валиулла Якупов (1963-2012), мусульманский теолог Фарид
Салман, имам Закабанной мечети г. Казани Саид-Джагфар Лотфуллин и нынешний
первый заместитель муфтия Татарстана Рустам Батров. Последний обвинил
приверженцев «Хизб-ут-Тахрир» в маргинальности, а также в том, что они своими
действиями такой символ ислама как шахада (свидетельство веры) в форме тахлиля (слова «Нет Бога, кроме Аллаха»)
«стремятся превратить в элемент экстремистско-политического дискурса» [11].
Что касается численности членов
«Хизб-ут-Тахрир» в Казани, то на сегодняшний день на учете в полиции состоят
«более 140 человек из группировки «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» [12]. При этом
неизвестно, принимаются ли по отношению к ним хоть какие-то меры. По нашим
оценкам, численность членов и сочувствующих «Хизб-ут-Тахрир» во всем Татарстане
составляет 400 человек.
Примечания
1. Мамиргов М.З. Книга исламских
сект и вероучений / Мурат Мамиргов. – М.: «Исламский мир», 2007. – С. 419-420.
2. Исламский законовед будет
сидеть // Время и Деньги (Казань), 2 июня 2005 года.
3. Сафаров А. А. Закат казанского феномена. История
ликвидации организованных преступных формирований Татарстана / Асгат Сафаров. –
Казань: Татарское книжное издательство, 2012. – С.287.
4. Якупов В.М. Неофициальный ислам
в Татарстане: движения, секты, течения / Валиулла Якупов. – Казань: «Иман»,
2003. – С.28
5. Шагавиев С. Опасность «Хизб-ут-Тахрир» для
мусульман России / Саид Шагавиев // Совершенствование деятельности
правоохранительных органов по предупреждению экстремизма: сборник материалов
межведомственной научно-практической конференции (5 мая 2010
г., Казань). – Казань: КЮИ МВД России, 2010. – С.145
6. Цит. по: Сулейманов Р. Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами в России:
идеология, организация подполья, экстремистская деятельность / Раис Сулейманов
// Сайт Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований
Российского института стратегических исследований: URL:
http://www.kazan-center.ru/osnovnye-razdely/16/286/
7. Баран З. «Хизб ут-тахрир»:
политическая радикализация ислама / Зейно Баран. – Б.м.: Центр Никсона, 2004. –
С.15
8. На улицах Казани стали
появляться исламисты в футболках с символикой "Хизб ут-Тахрир" //
Интерфакс-Религия, 19 июля 2013 года. URL:
http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=52019
9. В Казани осудили
имама-экстремиста из снесенной мечети "Аль Ихлас" // ИА REGNUM, 25
сентября 2013 года. URL: http://www.regnum.ru/news/1711828.html
10. Заявление ДУМ РТ по поводу
запрещения смыслового перевода священного Корана Эльмира Кулиева // Сайт
Духовного управления мусульман Республики Татарстан, 23 сентября 2013 года.
URL: http://dumrt.ru/node/9924
11. Батров Р. Разводка мусульман //
Сайт Духовного управления мусульман Республики Татарстан, 20 августа 2013 года.
URL: http://dumrt.ru/node/9479
12. В Казани объявили, что 140
членов "«Хизб ут-тахрир»" стоят на учете // ИА REGNUM, 28 ноября 2012
года. URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1598205.html
Оригинал материала опубликован на ленте АПН.
