Критика критике – рознь!
Исполнительная и законодательная (она же — представительная)
ветви власти в регионах живут по-разному. Где-то, что называется, «душа в
душу», где-то ругаются и ссорятся. Так уж исторически сложилось в России, что
исполнительная власть чаще всего пыталась показать свое первенство перед
властью представительной. В советские времена решения принимала собственно
власть политическая, олицетворяемая Коммунистической партией. Что в обкоме (или
горкоме) скажут, то в исполкоме, грубо говоря, и проштампуют. Представительную
ветвь власти, сосредоточенную при коммунистах в советах разных уровней где-то
на задворках властного дерева, тогда вообще всерьез мало кто принимал.
Вместе с лозунгом конца 80-х годов «Вся власть Советам!»
конфигурация властной системы стала другой, а в середине 90-х приняла
сегодняшний вид. Представительная власть окончательно стала второй ветвью
власти – после исполнительной. Хотя говорить сегодня об однозначном подавлении
одной ветви власти другой (что на федеральном, что на региональном уровня) я бы
не стал. «Давить и не пущать», как известно, не самая эффективная политика.
«Идти на компромисс и договариваться» — гораздо более продуктивный вид политических отношений.
Некоторые политики, идя на уступки своим политическим
оппонентам, считают, что тем самым демонстрируют свою слабость как
политического деятеля. Вероятнее всего, определенная доля правды в
вышеприведенном утверждении существует. Отдельным политическим деятелям,
общественным движениям и партиям, что называется, палец в рот класть ни в коем
случае нельзя – «откусят вместе с рукой». Как говорят в народе, один раз
уступишь – надолго «сядут на шею». Другое дело, что если политик абсолютно
уверен в своей силе, он априори не боится публичной критики собственных
решений, действий и поступков. Сегодня в Нижегородской области исполнительная и
представительная власть представляют собой конструктивный для развития региона
симбиоз взаимодействия двух властных ветвей. Хотите примеров – пожалуйста! На заседаниях
комитетов и пленарных заседаниях Законодательного собрания Нижегородской
области постоянно звучит критика в адрес чиновников всех мастей и рангов.
Порой складывается впечатление, что для представителей исполнительной власти и
народных избранников не существует запретных тем для публичного обсуждения.
Практически любое решение власти исполнительной, предлагаемое для рассмотрения
депутатами, горячо и заинтересованно обсуждается в областном парламенте.
Как мне кажется, это тот самый случай, когда в споре рождается истина. А она,
поверьте мне, часто рождается именно в ходе жарких споров в стенах областного
Законодательного собрания. Проекты областных законов проходят через «мелкое
сито» пристального депутатского рассмотрения, обрастая по ходу рассмотрения на
комитетах и в ходе «пленарок» весомыми и полезными дополнениями. Разве это не
демократия в исконном значении этого слова?
Безусловно, представители некоторых политических партий,
которые называют себя оппозиционными власти, нередко используют Законодательное
собрание региона как политическую трибуну для пропаганды собственных взглядов.
Я прекрасно понимаю, что чиновникам областного правительства порой совсем не
хочется слушать откровенную критику в свой адрес. Но критика критике – рознь!
Огульная бездоказательная ругань – это одно, а серьезная конструктивная критика
– это, знаете ли, совсем другое. В областном парламенте сегодня явно в почете
конструктив, а не раздор и взаимные оскорбления. Так было не всегда.
К примеру, в 2002-2005 годах в Нижегородской области
наблюдалось открытое противостояние двух ветвей власти: исполнительной в
лице губернатора Геннадия Ходырева и законодательной в лице непримиримого
депутатского корпуса. Взаимные перепалки между чиновниками и депутатами на
заседаниях областного парламента, переходящие порой в открытые оскорбления, явно
не пошли на пользу области. Не найдя ответа на сакраментальный вопрос «Кто в
доме хозяин?», две противоборствующие стороны так и не выявили победителя. В
итоге регион практически остановился в развитии, федеральный центр показательно
отвернулся от «шумной, но недоговороспособной территории», какой на тот момент
являлась Нижегородская область.
Сегодня былых противоречий между ветвями власти нет и в
помине. Нет, тишины как на кладбище на заседаниях регионального собрания
по-прежнему не наблюдается, депутаты порой спорят до хрипоты, отстаивая
собственную правоту. Другое дело, что процесс вошел в конструктивное русло.
Глава исполнительной власти в регионе, губернатор Валерий Шанцев очень
трепетно относится к депутатскому корпусу, старается идти навстречу пожеланиям
народных избранников. Безусловно, никакой идиллии между чиновниками и
депутатами в областном парламенте нет и в помине, но и ноги об региональных
законодателей, как это порой случается в других регионах, у нас, слава Богу,
никто не вытирает.
Результаты не заставили себя долго ждать – в настоящее время
регион развивается форсированными темпами, которые невозможны без политического
согласия между различными центрами влияния. Последний по времени характерный
штрих — заместитель председателя Законодательного собрания от фракции КПРФ
Владислав Егоров очень часто жестко критикует чиновников областного
правительства за те ли иные (как ему кажется) просчеты в работе. После того
как пришло известие о назначении Евгения Люлина заместителем нижегородского
губернатора, все ждали, что Егоров и другие оппозиционно настроенные депутаты
ОЗС в высшей степени жестко и негативно «оторвутся» в своих комментариях о
последних кадровых назначениях в областном правительстве. Однако «мистер «Нет»
областного парламента Владислав Егоров на этот раз оценил кадровые перестановки
в областном правительстве весьма и весьма позитивно, найдя в себе силы
наступить на горло собственной практически не меняющейся песне «на слова
КПРФ». Что лишний раз подтверждает, что областные власти идут правильным
путем.