Культура и бухгалтерия
Смена финансирования само по себе событие скучное – рассуждать
о нем профессионально могут разве что финансисты и бухгалтеры. Но жизнь всегда
становится ярче, когда в дело вмешиваются люди творческие.
В соответствие с Бюджетным кодексом, правительство
Нижегородской области с 1 января 2014 года передает на балансы муниципалитетов
10 учреждений культуры. Среди них: нижегородские — «Музей фотографии», «Музей
интеллигенции», «Музей творчества и быта народов Поволжья», «Нижегородский
острог», музеи им. Горького и Добролюбова, областная библиотека для слепых,
детский театр «Вера», а также мемориальный музей В.П. Чкалова в г. Чкаловск и
музей-заповедник А.С. Пушкина «Болдино» в Б.Болдино.
Успокоить бурное море эмоций лучше всего могут финансисты и
бухгалтеры, о которых было упомянуто выше. Цифры иногда лучшее лекарство для
нервов. Для меня очевидно, что 35,2 миллиона рублей областных дотаций музею в
Болдино, заложенных в проекте бюджета на 2014 год – это больше, чем 25
миллионов, выделенных в 2013-м и, тем более, 15,6 миллионов – в 2012 году.
Конечно, в Болдино таких масштабных работ, как в Чкаловске, не велось. Усадьба
А.С. Пушкина в Болдино — единственный подлинный дом поэта, сохранившийся до
наших дней, и главная задача сегодня – сберечь реликвию для потомков. Мне
приятно, что при этом не забывают и о живых людях – работниках
музея-заповедника, которым, например, в 2014 году, на треть будет увеличена
заработная плата за счет областного бюджета.
Есть и аргумент, который я считаю достойным особого внимания:
с переходом на муниципальный уровень музей-заповедник помимо местного бюджета
теперь может рассчитывать как на областное, так и на федеральное финансирование
— раньше такой возможности не было. По закону объект, находящийся в областной
собственности, не может получать средства из муниципального бюджета. Очевидно,
два бюджета лучше чем один. Считаю, что в условиях финансовой нестабильности в
стране — это не просто оправданный ход, но и сильное управленческое решение, которое
по сути дает музеям больше финансовых возможностей.
Насколько я понимаю, в областном Мингосимуществе, также как и
в Минкультуры, не видят никакой проблемы в смене финансирования, так как на
следующие годы в бюджете предусмотрено субсидирование объектов культуры. Другое
дело, мне кажется им важно обеспечить должный контроль над целевым
расходованием средств со стороны муниципалитетов. С этой целью с районами сейчас
предполагается заключить специальные соглашения, что вполне оправданно.
Вот и получается, что на фоне сухих цифр блекнут и сходят на
нет яркие эмоции. Я не понимаю, какой смысл кричать о неминуемой гибели музеев
в Нижнем Новгороде, если областной бюджет сохраняет (и увеличивает) их действующее
финансирование, а город получает возможность со своей стороны поддержать
культуру средствами, сэкономленными от передачи на баланс области переданных
ранее городских учреждений здравоохранения и передаваемых с января 2014 года
детских садов? В Нижнем эта экономия достигает впечатляющей суммы в 1,3 миллиарда
рублей ежегодно.
Эту экономию при всем желании трудно потратить только на музеи
— и другим отраслям можно неплохо помочь. Если посмотреть на состояние
объектов, то очевидно, что область передает муниципалитетам не развалюхи, как в
случае, когда муниципалитеты передавали области больницы, а, как правило,
приведенные в достойный вид объекты.
Что беспокоит, так это завершение реконструкции детского
театра «Вера» стоимостью 200 миллионов рублей. Впрочем, эта сумма значительно
ниже объема сложившейся в муниципалитете экономии и хорошо, что власти Нижнего
Новгорода теперь получают возможность внести свою лепту в хорошее дело. Тем
более, еще несколько лет назад театр был муниципальным, и эту работу надо было
провести намного раньше.
Многим до сих пор памятно то, что творилось с нашей культурой
в 90-е годы. Наверное, поэтому творческая интеллигенция и культурная
общественность так болезненно воспринимает некоторые новации, даже те, на
которые должны обращать внимание прежде всего бухгалтеры. Но сколько можно «дуть
на воду, обжегшись на молоке»? Времена изменились. Сегодня, похоже, есть
понимание, что культура не может финансироваться по остаточному принципу. Тем
более, когда речь идет о памятниках уровня музея-заповедника в Болдино. К
слову, он полвека (с 1949 по 1999 гг.) находился на балансе районных властей,
но думаю, пушкинисты и все любители творчества поэта, посещавшие усадьбу, даже
не догадывались об этом. Культурное наследие прошлого, безусловно, должно быть
сохранено для потомков. И оснований сегодня бить тревогу
лично я не вижу.
Я все чаще слышу мнения, что в культуре в настоящее время
происходит немало изменений в лучшую сторону. Помню, как Шанцев по сути
«спасал» исторический ДК в Балахне, помогал с выделением здания под музей
русского патриаршества в Арзамасе. Не говоря уже о мемориальном комплексе в
Чкаловске, который, вместе с помпезным ДК, по легенде подаренном городу самим
И.В. Сталиным, по сути дела, был воссоздан заново, восстал из руин. Причем без
федеральной помощи — на региональные средства.
Некоторое время назад в ряде СМИ активно обсуждалось открытое
письмо деятелей культуры, вступившихся за Болдинский музей-заповедник. Письмо,
адресованное федеральным властям, было подписано уважаемыми в стране
литераторами, режиссерами, авторитетными журналистами и пушкинистами и содержит
просьбу о передаче объекта на федеральный уровень финансирования. Честно
говоря, каждый день проходя мимо музея с федеральным статусом и в федеральной
собственности — Домика Петра, сердце кровью обливается. Неужели кто-то хочет
такой участи и для Большого Болдино?