Легко ли строить метро?
В течение первого
полугодия 2013 года станция метро «Горьковская» приняла
порядка 3 миллионов пассажиров: отрадно, что нижегородский
метрополитен подошел к этому рубежу. С вводом в действие станции
«Горьковская» пассажиропоток нижегородского метро вырос
практически в 3 раза. Время показало, что принятое Валерием Шанцевым
решение о продолжении строительства нижегородского метро после
многолетнего перерыва было правильным. Это действительно нужно людям.
Сейчас проектируется
станция метро «Стрелка», которая расположится в
непосредственной близости от нового футбольного стадиона. Завершено
проектирование станций «Оперный театр» и «Сенная»,
проектная документация уже прошла госэкспертизу. В принципе, мы в
любой момент готовы к строительству нижегородского метро в обоих
направлениях.
Недавно введенные в
действие станция «Горьковская» и метропроезд на
метромосте – очень сложные с технической точки зрения объекты.
Подводя итоги их эксплуатации, можно сказать, что все системы, в
целом, сработали без серьезных нарушений, в штатном режиме. Это
говорит о том, что строители выполнили свою работу на достаточно
высоком уровне.
Конечно, в процессе
эксплуатации выявился ряд недочетов, которые мы совместно с
сотрудниками метрополитена устраняем в рабочем порядке. Например, мы
столкнулись со сложностями в распределении пассажиропотока. С пуском
станции «Горьковская» метро стало настолько
востребованным, что возникло большое скопление пассажиров на станции
«Буревестник» Сормовско-Мещерской линии, в результате
чего горожане испытывают неудобства: в час пик люди вынуждены стоять
в очередях в кассы, достаточно долго ожидать поезда, так как интервал
движения там составляет 10-12 минут. Сейчас мы уже работаем над
устранением этой проблемы: ее планируется решить до конца 2013 года.
Для этого необходимо достроить тупики оборота Сормовско-Мещерской
линии, чтобы поезда могли разворачиваться.
В интернете
нижегородцы много обсуждали возникшие в метрополитене протечки, в том
числе, и на станции «Горьковская». В данный момент,
подрядная организация «Мостооряд-1» в рамках гарантийных
обязательств эти замечания устраняет – работы планируется
завершить до конца лета 2013 года. Особо хочу отметить, что
гарантийный срок на сданную станцию «Горьковская»
составляет 7 лет, что намного больше стандартных гарантийных сроков –
обычно гарантия дается на 3 года, максимум, на 5 лет. Это говорит о
том, что строители отдают себе отчет в том, насколько качественно они
должны выполнять все строительно-монтажные работы на объектах
метростроения, ведь в течение последующих 7 лет подрядчик будет
обязан за свой счет устранять все выявленные нарушения, если таковые
обнаружатся.
Возникли проблемы и
с эскалаторами: к сожалению, фирма, с которой был первоначально
заключен договор и которая имеет все необходимые лицензии, допуска и
так далее, не смогла поставить эскалаторы, соответствующие всем
требуемым нормативам. В результате Ростехнадзор не разрешил вводить
их в эксплуатацию. Именно поэтому было принято решение о полной
замене этих эскалаторов, что сейчас и делается. Планируется, что к 1
сентября новые эскалаторы уже заработают. Мы приняли решение, что
будем устанавливать эскалаторы немецкого производства: считаем, что
они более надежны.
Меня больше всего
беспокоили системы автоматики на станции «Горьковская» –
это сложнейшие системы, обеспечивающие безопасность пассажиров и
управление движением поездов. Но практика показала, что они сработали
без малейших сбоев, безукоризненно.
Надо отметить, что
при строительстве метромоста и станции «Горьковской» мы
применили уникальные шумопоглощающие крепления рельс к шпалам –
они показали себя очень хорошо. Шум на метромосте – это же
металлическое сооружение – снижен практически в 4 раза по
сравнению с тем, если бы там применялись обычные крепления. Мы
понимали, что от метромоста по реке шум будет распространяться на
большие расстояния, что создаст многочисленные неудобства. Однако
применение современных технологий, как показал опыт эксплуатации
метромоста и станции «Горьковская», позволило решить эту
проблему.
Доказало
свою эффективность и применение остекления метропроезда на
метромосте. Если вы обратили внимание, даже в Москве на ряде линий
нет остекления. Это создает проблемы зимой, в непогоду, например,
осеннюю. За год эксплуатации мы поняли, что выполненное на метромосту
остекление работает эффективно: не было нареканий с точки зрения
обмерзания, возникновения конденсатов. А ведь у нас на метромосте
находится, в том числе, и тяговая подстанция, где конденсат мог бы
оказать отрицательное влияние на работу электрооборудования. Но всех
этих моментов мы избежали. Таким образом, уже в течение первого года
работы мы убедились, что эти решения были приняты правильно.