Лояльность избранных
Что такое «партия власти»?
Можно ли в существующей сегодня в
России политической системе занимать высокие должности, в том числе в системе
местного самоуправления представителю не партии власти, а представителю другой
партии?
Для того, чтобы попытаться ответить
на этот вопрос, давайте для начала разберемся, кто на самом деле является
представителем «партии власти», а кто им не является, кто на самом деле
является «партией власти», а кто – нет.
Сегодня существует иллюзия, что в
нынешней политической системе существует некая конфронтация между представителями
«Единой России» и представителями других партий, в том числе – и партий
парламентских, имеющих представительство в Госдуме. Однако на деле эта
заявленная конфронтация, как мне и не только мне кажется, является надуманной.
Существует ли такая конфронтация на самом деле?
Все важные для власти решения,
которые должна была бы принять Госдума, сегодня принимаются ею единогласно. Даже
самые непопулярные для народа страны решения.
Давайте посмотрим, как будет
проходить в российском парламенте голосование по законопроектам относительно
ужесточения правил поведения на митингах и тому подобном. И когда мы увидим
результаты такого голосования, то все будет понятно – кто и за что голосовал. И
кто является оппозицией, а кто является «оппозицией», кто является «партией
власти» и в каком составе.
Избранные
Можно ли в существующей
политической системе представителю оппозиционной партии победить на выборах
различного уровня? Да, можно. И пример, о котором сегодня все говорят в регионе,
— избрание главой Ковернинского района Нижегородской области представителя ЛДПР
Сергея Бровкина, — я думаю, это подтверждает.
Однако одно дело — быть избранным
людьми руководителем, а другое — им остаться, вписаться в существующую систему
власти, говорят другие.
Но вот посмотрите сами.
Много было сказано о системе
назначений руководителей различного рода, в том числе – и о назначениях, а не
выборах глав российских регионов. Говорили о том, что это принципиально не
демократично, что это противоречит самой природе демократии и так далее.
Однако давайте посмотрим на
ситуацию в Нижегородской области. В 2005-м к нам пришел назначенный губернатор
Валерий Шанцев. Пришел с определенным, так скажем, «московским» ресурсом. И
ситуация в Нижегородской области стала лучше – намного лучше, чем она была при
предшествующих губернатора региона, Иване Склярове и Геннадии Ходыреве.
Ведь он же принял область при
минусовом бюджете – а совсем скоро бюджет стал профицитным. Одно это уже очень
дорогого стоит.
Следовательно, ресурсная часть, за
которую и отвечает губернатор, является чрезвычайно важной.
Мне кажется, что при любом варианте
– когда губернатор является избранным народом, или когда глава региона является
назначенным – наиболее важное значение имеет то, является ли глава региона при
этом хорошим хозяйственником. Не в том смысле и не на том уровне, является ли
он в прошлом хорошим директором школы. Именно это я, к сожалению, наблюдаю,
когда анализирую нынешний состав российского правительства, в котором, к моему
удивлению, не слишком много оказалось хороших профессионалов.
Главное, чтобы руководителем стал
человек, который способен принимать правильные решения на достаточно высоком
уровне.
Испытательный срок
Почему бы, кстати сказать, не
ввести в этой связи испытательный срок для всех, занимающих те или иные,
достаточно высокие должности в государстве? В том числе – и для тех, кто
занимает высокие должности в правительстве Российской Федерации, и для тех, то
занимает высокие должности на региональном уровне, на уровне муниципального
управления?
Ведь принимая на работу серьезного
специалиста, руководство любой компании или корпорации обязательно вводят так
называемый испытательный срок. Почему бы нам не использовать эту практику в
управлении территориями, в том числе – и достаточно крупными территориями?
Наверное, дело все в следующем.
Дмитрий Анатольевич Медведев нам в
свое время объяснил. Он сказал следующую фразу: «Главное, чтобы человек был
верным».
Иными словами, если уж говорить о
партийности и беспартийности управленческих кадров в Российской Федерации, не
важно, какой над тобой висит флаг — главное, чтобы человек ты был «верный».
Руководители наши многому научились
в этом отношении. И в частности, Владислав Сурков является большим
профессионалом в этой сфере. Сегодня, если вы посмотрите на окружение
руководителей государства, вы не найдете ни одного, кто был бы «неверным», был
бы против, имел бы свою, отличную от руководства, точку зрения.
Имеет ли смысл, говоря об
«испытательном сроке», все-таки иметь в виду воскрешение института отзыва
избранных руководителей в государственной и муниципальной системе, который был
фактически упразднен в последние несколько лет?
Помните, как бывший тогда губернатором
Нижегородской области Борис Ефимович Немцов собирал подписи за прекращение
войны в Чеченской республике? По его утверждению, один миллион человек
подписались только в нашем регионе. Верить ли этому и озвучиваемым результатам
или нет? Сбор подписей – процесс сложный, сомнений в легитимности и подлинности
у проверяющих возникают часто. Я лично неоднократно собирал подписи за Григория
Явлинского — на думских и президентских выборах.
Думаю, что в сборе подписей — в том
числе на отзыв руководителя крупного ранга — должно обязательно участвовать
большое количество организаций, включая общественные. А то в итоге может получиться
один результат: «Поговорили – и разошлись».
То же может ожидать нас и при
воскрешении системы отзыва представителей власти.
Дефицит кадров без партии
Я думаю, что сегодня мы наблюдаем
определенный дефицит кадров для органов власти различного рода. Вряд ли в
условиях этого дефицита руководящие органы будут особенно настаивать на
партийной «чистоте» руководящих кадров.
И должны ли молодые люди, которые
обладают определенным потенциалом, но не обладают определенной партийной
принадлежностью, бояться «попасть под раздачу»? Бояться того, что существующая
административно-командная система их обязательно будет отторгать? Вероятно, уже
этой осенью в нашей стране произойдут большие перемены.
Главным до сих пор остается то,
чтобы конкретный кандидат на конкретную должность сделал заявление о том, что
он не против системы в целом, что он не против всего, что он готов на
лояльность, что он будет лоялен.
Все ведь на самом деле по разным
причинам идут в органы власти, во власть. Кто-то, скажем, идут во власть для
того, чтобы решить проблемы собственного бизнеса. А кто-то идет во власть,
реально переживая за ситуацию в своем округе, районе или городе. Идет, чтобы
реально улучшить жизнь.
«Я пришел не говорить политические
лозунги, а делать реальные дела», — говорят они.
И люди смотрят как раз на реальные
дела. На конкретные дела. И даже если мы посмотрим на ход выборов в
Государственную Думу Российской Федерации, которые состоялись в декабре
прошлого года, то где мы увидим партийный флаг, скажем, «Единой России»? Имел
ли значение на этих выборах партийный флаг «Единой России»?
Имели ли значение вообще партийные
флаги по сравнению с тем, что конкретные люди умели делать конкретные дела? По
крайней мере, в ближайшем будущем это будет иметь решающее значение.
Осень текущего года, я думаю, нас
ожидают большие изменения в политической системе. На первое место выйдут
делальщики.
Думаю, что руководство страны это
вполне понимает. Как бы ни относиться к Владимиру Владимировичу Путину, нельзя
не признать, что сегодня его окружают профессионалы. И люди, которые его
окружали десять лет назад и окружают сегодня – это разные люди. Он и сам,
нельзя не признать, — талантливый человек, и окружают его талантливые люди.
Такими, надеюсь, будут и все, кто с
ним будет работать.