Монетизация гражданственности
Ультралиберальные реформы, как и предполагалось, довели правительство до цугундера. Уровень недоверия россиян к власти в целом, очевидно, уже превысил рейтинг доверия лично Владимиру Путину. В последние дни не оппозиционно настроенные партии и общественные организации, а беспартийное «население» предприняло жесткие шаги, чтобы продемонстрировать степень своего недовольства сложившимся положением дел. Следует отметить, перекрытия дорог и прочие массовые беспорядки были атрибутом «ельцинского» периода новейшей российской истории.
В понедельник, сразу по окончании новогодних каникул, в ряде регионов России прошли весьма жесткие акции населения против вступившего с 1 января в силу закона о монетизации льгот. Выяснив, что теперь за проезд на всех видах транспорта им необходимо платить, несколько сот жителей Подмосковья, в основном пенсионеров, перекрыли Ленинградское шоссе. Чтобы разрядить ситуацию на место происшествия выехал губернатор Московской области Борис Громов и отряд ОМОН. Аргументы ОМОНа оказались убедительнее слов губернатора и спустя некоторое время участники акции силовым способом были вытеснены с проезжей части. А на следующий день против 12 пенсионеров, участвовавших в перекрытии трассы, были возбуждены дела об административных правонарушениях. То есть, было принято решение на акцию граждан отреагировать репрессивным способом.
В тот же день, когда было перекрыто движение по Ленинградскому шоссе, аналогичные по содержанию акции прошли в Самаре, Владимире, Старом Осколе (Белгородская область). Около 5 тысяч жителей Альметьевска (Татарстан) провели несанкционированный митинг на центральной площади, требуя восстановить бесплатный проезд для пенсионеров на городском транспорте и отменить стопроцентную плату за квартиры и коммунальные услуги. В акции против отмены льгот в Уфе приняли участие 4 тысячи местных жителей. Еще одна акция прошла в подмосковном Солнечногорске, где несколько сотен льготников перекрыли трассу Москва — Санкт-Петербург.
В Нижегородской области, по информации из вполне официальных источников, тоже нет должной готовности к решению вопросов, связанных с монетизацией льгот, что, надо понимать, делает возможным проведение таких же акций и в нашем регионе.
В частности, спикер нижегородского ЗС Евгений Люлин, на пресс-конференции 28 декабря отметил как одну из сложных проблем монетизацию льгот. По его словам, вопросы, связанные с монетизацией, решаются пока только на бумаге. Суммы, которые предусмотрены для замены льгот, по мнению спикера, явно недостаточны. Минимальная сумма региональной выплаты составляет 150 рублей – «за нее просто стыдно». Стыдно, — это еще ладно. Как бы мучительно больно не стало…
Тем более, что и лояльность федеральной власти рядового состава силовых структур после проведения монетизации льгот также оказалась под большим вопросом. В интервью одному из нижегородских информагентств начальник ГУВД по Нижегородской области Виктор Братанов заявил: «Наша задача — сделать так, чтобы от монетизации льгот ни одному сотруднику правоохранительных органов не стало хуже». То есть, проблемы сотрудников правоохранительных органов, связанные с монетизацией льгот, также не решены. И вряд ли в этом есть вина Братанова.
Финансовый аспект недовольства населения монетизацией льгот всем очевиден. Но есть и еще одна, не менее важная, часть проблемы. Любая льгота, по существу, является ни чем иным как привилегией. Привилегии, как известно, полагаются особо заслуженным и почитаемым гражданам в государстве. То есть, давая привилегию, государство заявляет отдельной социальной или иной группе о том, что оно признает особые заслуги этой группы перед страной. И таким образом покупает лояльность. Монетизируя, а в реальности — отменяя льготы государство лишает многие группы своих граждан привилегий. А это неприятно не только с финансовой точки зрения, но и обидно по-человечески. Сохранять лояльность политическому субъекту, который тебя оскорбил, отказавшись признавать твои реально существующие заслуги перед страной и государством, согласитесь, было бы более чем нелогично.
Ранее бывшее очевидно пропутинским «молчаливое большинство», надо признать, уже практически не существует. Оно одновременно перестает быть пропутинским и молчаливым.
Принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации закон о монетизации льгот привел к снижению уровня лояльности российских граждан по отношению к федеральной власти. Об этом свидетельствует беспрецедентное падение рейтинга президента Владимира Путина, персонифицирующего власть в глазах большинства россиян. По данным Фонда «Общественное мнение» в июле, накануне принятия непопулярного закона, рейтинг президента опустился до рекордно низкой отметки 49 процентов. Впервые за последние годы большинство населения страны оказалось в оппозиции к президенту и его политико-экономическому курсу.
Мотивы, по которым правительственные ультралибералы решились на проведение комплекса «антинародных» реформ, понятны. По итогам выборов в Госдуму в декабре 2003 года в нижней палате парламента удалось сформировать полностью управляемую проправительственную фракцию, контролирующую более 2/3 голосов депутатов. Этот думский механизм позволяет без затруднений принимать любые законопроекты и вносить поправки в Конституцию. В 2007 году такой успех на выборах в парламент проправительственным силам уже вряд ли светит.
При этом Владимиру Путину, избранному в марте 2004-го на второй президентский срок, уже нет необходимости сохранять популярность на высоком уровне. Путин, судя по всему, не имеет намерений в 2008-м вновь идти на выборы или продлевать второй президентский срок, внося изменения в Конституцию. Это открывает перед главой государства возможности для проведения любых, в том числе и самых непопулярных, реформ. Уже «запущены» жилищная реформа и реформа ЖКХ, принят закон о замене натуральных льгот денежными выплатами. На очереди, по всей видимости, стоят заявленные президентом в последнем Послании Федеральному Собранию реформы сфер здравоохранения и образования.
Трудно было не предвидеть снижение уровня доверия к действующей власти в результате столь непопулярной реформы как монетизация льгот. Реформы, затрагивающей интересы около 100 миллионов россиян (т.е. 2/3 всего населения страны). Работающие с Правительством и Администрацией президента аналитики предупреждали своих клиентов о последствиях замены натуральных льгот на денежные выплаты. И сообщали, что этими последствиями станут снижение авторитета федеральной власти и усиление разгромленной было оппозиции.
Но реакция на принятие законопроекта силами левой оппозицией и слабая организация акций протеста на стадиях подготовки и принятия законопроекта, надо полагать, были просчитаны заранее. Поэтому их удалось достаточно легко локализовать, не допустив по-настоящему масштабных массовых выступлений. Между тем, главная потенциальная опасность состоит не в усилении оппозиции, а в том, что планы Правительства по монетизации льгот создают угрозу территориальной целостности России.
Выброшенная федеральным центром на свалку лояльность граждан не является «неликвидным товаром». Она может быть «приватизирована» региональными элитами, в том числе и потенциально сепаратистскими. Принятый парламентом закон о замене льгот денежными компенсациями позволяет субъектам федерации сохранить на своей территории региональные льготы в «натуральном» виде. И таким образом можно «купить» оказавшуюся ненужной федеральному центру лояльность граждан, проживающих на территории субъекта Федерации.
Сегодня немногие регионы смогут позволить себе такую роскошь как сохранение «натуральных» льгот. Этому способствует и реформа межбюджетных отношений, в результате которой налоговые доходы не очень-то справедливо перераспределяются в пользу федерального центра. Конечно, дотационным регионам, зависимым от экономической помощи федерального центра, вряд ли удастся «фронда». Монетизация региональных льгот пройдет в них настолько быстро, насколько это возможно.
Однако некоторые субъекты Федерации, на территориях которых работают крупные предприятия нефтедобывающей и сырьевой отраслей, имеют необходимые финансовые ресурсы для сохранения «натуральных» льгот. И элитам этих регионов для «приватизации» лояльности необходимы лишь соответствующая мотивация и политическая воля.
Это стремление проявится у далеко не всех регионов-доноров. Например, в Оренбуржье, где активно ведет нефтедобычу НК «ОНАКО» (дочерняя структура «ТНК-BP»), финансовые возможности для сохранения «натуральных» льгот есть, но вряд ли у властей наличествует необходимая мотивация. В то же время у потенциально сепаратистских региональных элит (например, в республиках Татарстан и Башкортостан) есть все необходимое.
Нужно иметь ввиду еще один важный аспект проблемы. Наряду с потерей симпатии части населения, пострадавшей в ходе монетизации льгот, власть утрачивает доверие. Это касается тех граждан, для которых льготы — не только средство поддержания личного благополучия, но и символ, констатирующий их высокое положение в социальной иерархии. Это, в первую очередь, бывшие и действующие военнослужащие, работники МВД и спецслужб. Когда центробежные тенденции снова станут преобладать над центростремительными, потеря лояльности «силовиков» федеральным центром в послепутинский период может стоить России очень дорого.