Музыка Морриконе, слова Раппопорт
В прошлом году на Московском международном кинофестивале киноманы и кинолюбы возлагали большие надежды на картину Бертрана Блие «Сколько ты стоишь». Надежды эти не оправдались, зато фильм порадовал простых смертных зрителей и редакцию российского «Vogue», которая присудила ему приз за лучшее стилевое решение. Оно и понятно: фильм знаменитого режиссера на поверку оказался набором красивых фотографий Моники Белуччи в разноцветных шелковых комбинациях.
В этом году другой знаменитый первооткрыватель Моники Белуччи – оскароносный итальянец Джузеппе Торнаторе – представил на фестивале картину «Незнакомка», на поверку оказавшуюся набором зарисовок южных красот и обнаженной натуры с легким социальным уклоном.
У нас эту картину ждали не только потому, что у себя на родине она получила 4 премии «Давид ди Донателло», не только потому, что музыку к ней написал Эннио Морриконе, мелодии которого звучат в каждом втором переходе московского метро, но и потому, что главную роль в ней сыграла актриса театра Льва Додина Ксения Раппопорт. Долгое ожидание самого громкого фильма в нынешней конкурсной программе увенчалось сегодняшним показом, как торт вишенкой: вкусно, мило и совсем никаких калорий. Торнаторе снял гламурный бурлеск на тему украинской проституции и торговли детьми с тем же изяществом, с которым Пол Верхувен огламурил ужасы Холокоста в своей «Черной книге».
Бывшая проститутка из Украины по имени Ирина Ярошенко живет в Италии. Она прячет большую сумму денег в цветочных горшках, боится своего бывшего итальянского сутенера, втирается в доверие к семье ювелиров и становится няней у их маленькой дочери. Ее преследуют флэш-бэки о прошлой жизни, страх за девочку, которую она считает своей дочерью, недорезанный (в буквальном смысле) сутенер и буйная фантазия режиссера, известного любовью к мелодраматическим и лихо закрученным сюжетам.
Фильм разворачивается одновременно в трех измерениях: мы видим кадры бордельного прошлого героини, наблюдаем внезапное начало, счастливое течение и неожиданный конец ее романа с итальянским рабочим, и видим ее попытки наладить жизнь рядом с предполагаемой дочерью в настоящем. Ни один из этих пластов не носит и следа реальной жизни. Садистский порно-салон снят в нарочито гогеновских цветах, с гротескными визуальными деталями: кукольные маски, толстенные веревки на обнаженных телах проституток, кружевное белье, алые туфли на шпильках и загорелый качок в роли главного злодея. Идиллическое счастье героини с любимым показано в размытых, почти рисованных кадрах, напоминающих наполненные солнцем картины импрессионистов. Современность представлена мрачными серыми красками и колыбельной на украинском языке, которую Ксения Раппопорт написала на музыку Морриконе сама с помощью своих друзей – «питерских хохлов».
В этом буйстве и контрасте сочных, почти живописных красок любая история кажется гламурной и стильной – даже такая, в общем, неприглядная, как история «Незнакомки». Украинская проститутка, 12 лет проведшая в рабстве у итальянского сутенера, родившая 9 детей, проданных неизвестным людям, потерявшая любимого, убитого сутенером на всякий случай, под кистью Торнаторе превращается в Ксению Раппопорт – красивую, яркую, сильную женщину, на которой любая одежда выглядит как дизайнерский наряд.
По картинке ее прошлая – в социальном плане довольно жуткая – жизнь выглядит счастливой и солнечной, особенно в сравнении с вечной облачностью и серостью нынешнего существования. Да и сам фильм, особенно в сравнении с другими картинами на сходную тему – к примеру, с «Импортом-экспортом» Ульриха Зайдля об украинской девушке, которая сперва работает в порно-салоне, а потом уезжает искать счастья в Австрию, — выглядит безоблачным гламуром. Украинское происхождение героини, как и вся «социалка», не имеет здесь ровным счетом никакого значения: оно, как ржавое ведро на фото в глянцевом журнале, лишь стильная деталь, не более.
Собственно, ни в чем украинском, кроме колыбельной, написанной друзьями Ксении Раппопорт, фильм и не нуждается. На пресс-конференции Торнаторе признался, что выбрал Украину почти случайно – просто потому, что эта страна часто фигурирует в газетных сводках там, где речь идет о преступности и проституции. В фильме, который смотрится как глянцевая фотосессия на тему проституции и обретения самоуважения, страна происхождения модели не имеет абсолютно никакого значения.
Зато все, что имеет значение – цвет, композиция кадра, сладкая и тревожная музыка, рождающая воспоминания о запахе попкорна с соседних рядов и робких всхлипываниях в темноте кинозала, — выполнено безупречно. Все красивые, всех жалко, маленькая девочка совершенный ангелочек, а Ксения Раппопорт отлично говорит по-итальянски. У Торнаторе получилась прекрасная голливудская мелодрама, с голливудским же неожиданно хорошим концом. Очень позитивное широкопрокатное кино: вроде тебе говорят о проституции и торговле детьми, о тюрьме и убийствах, а ты только плачешь и умиляешься.
Оригинал этого материала опубликован на ленте «Полит.Ру».