На уровне пиара звучит хорошо
Вопрос о возможном создании в Нижнем Новгороде Всероссийского института повышения производительности труда я бы разделил на две главные составляющие.
Что касается финансово-экономических резонов, то здесь важно, на каком уровне будут обеспечиваться средства под этот проект. Ведь даже частные инвестиции можно получать на федеральном уровне и при поддержке федеральной власти. Я не думаю, что в Нижнем Новгороде найдется много представителей бизнеса, которые захотят вложиться в это начинание.
Освоение территории вокруг аэропорта Стригино это полезное дело, и если кураторство над проектом возьмет на себя федеральная власть, это будет весьма полезным для нашего региона начинанием. Если же все заботы возьмет на себя область, то это будет еще одна ноша для регионального бюджета, которая со временем может стать непосильной.
Что касается образовательной, социально-педагогической стороны проекта, то для его реализации потребуются огромные усилия. Повышение производительности труда – очень серьезная тема, по этому показателю Россия сегодня очень сильно отстает от ведущих стран мира и тенденции к сокращению этого отставания пока не наблюдается. Поэтому в вуз должны быть привлечены лучшие специалисты по соответствующим направлениям.
Кто будет преподавать, где брать кадры для института?
Совершенно ясно, что собственных возможностей региона будет недостаточно. Нужны высококлассные и авторитетные специалисты из многих городов России. А они приедут, только если им помимо весьма высокой заработной платы обеспечат вполне комфортное проживание. Потребуется создавать для этих преподавателей жилищные условия и прочую инфраструктуру.
Гостиничный комплекс возле аэропорта это, конечно, хорошо. Но надо просчитывать все варианты, например, что идея себя не оправдает и институт придется по той или иной причине закрывать. Не будет ли пустовать эта гостиница вместе с институтскими корпусами? Почему-то у нас такие глобальные идеи всегда встречают с оптимизмом, но что делать, если проект себя не оправдает?
К тому же, помимо преподавателей потребуется обеспечивать будущий центр повышения производительности труда и студентами. И для них тоже необходима инфраструктура, особенно с учетом того, что это не будут студенты в традиционном понимании, то есть молодежь 18-21 года. Это, скорее всего, будут люди уже сформировавшиеся, с определенным производственным опытом, поскольку создается своего рода институт повышения квалификации. То есть, проблем очень много.
На уровне пиара звучит очень хорошо и позволяет региональной власти поддерживать имидж современных и дальновидных руководителей, заботящихся о подготовке новых поколений технократов, которые будут управлять страной в ближайшем будущем.
Но создать институт на голом месте – а речь фактически идет именно об этом – очень непросто. Сразу можно прогнозировать, что в первое время речи об обилии желающих обучаться в нем не будет. Институту предстоит наработать свой престиж, известность, чтобы стать достаточно привлекательным центром, куда людей будут отправлять не из-под палки (как, вполне возможно, придется поступать на первых порах), а куда люди сами будут рваться поступить. И этот период займет не пять лет, а больший срок.
Если будут учтены и проработаны все эти и многие другие детали, то у нового нижегородского вуза может быть хорошее будущее. Хотя даже в этом случае вероятность, что все это получится, я бы оценил как пятьдесят на пятьдесят.
Тему необходимости повышения производительности труда не затрагивал только ленивый. Но серьезных усилий по сокращению нашего отставания в этом отношении от ведущих стран практически никогда не делалось. Если у нас и повышали производительность труда, то главным образом за счет неэкономических факторов, как было в сталинское время, когда за неисполнение поручения с тебя спрашивали по полной мере, иногда по высшей.
Финансовый фактор (вы повышаете производительность труда – мы вам больше платим) в России практически не работает. Прибавку к зарплате получают, как правило, не те, кто непосредственно трудится, а управленцы, приписывающие себе производственные успехи. Поэтому исполнители оказываются обманутыми и не чувствуют заинтересованности в повышении производительности труда.
Если институт у нас создается под непонятные и точно не определенные задачи – не в рамках федеральной программы, а просто как некое учреждение образования, которое способно повысить все и сразу, то это, конечно, обманка.
Есть ли программа повышения производительности труда у региональной или у федеральной власти, или все сведется к созданию института и прочим важным, но по отдельности, в общем-то, символическим мероприятиям?
Как пиар все звучит замечательно, но как бы не получилось в соответствии с поговоркой «рисовали на бумаге – позабыли про овраги», или «подсчитали – прослезились».