Над схваткой
Законодательное собрание Нижегородской области пятого созыва
запомнилось тем, что не делало никаких резких движений; за небольшим
исключением не принимало участия в той политической борьбе, которая
развернулась между областной и городской властью, наиболее острая фаза которой
пришлась на 2015 год. Тогда оно все же включилось в эту борьбу – как мы помним,
депутаты дважды не являлись на обсуждение инициированного Осокиным вопроса об
изменении модели управления муниципалитетом и возвращения к одноглавой системе,
при которой мы имеем в одном лице главу города и главу администрацию, не
являющегося при этом председателем городской думы. Активное меньшинство,
необходимое для кворума, фактически саботировало рассмотрение этого вопроса –
время было летнее, и многие депутаты просто заявили, что находятся в отпусках.
В остальном же Законодательное собрание принимало именно те
решения, которые были инициированы областной властью. В частности, об изъятии у
Нижнего Новгорода права распоряжаться нижегородской землей, что очень огорчило
некоторых нижегородских бизнесменов и депутатов.
Законодательное собрание в целом пыталось подняться над
политической схваткой, не участвовать в политической борьбе, взаимодействовало
с областной властью без конфликтов. Конечно, бывают принципиальные вопросы,
когда мнения исполнительной и законодательной власти могут разойтись, но кроме
вышеупомянутого случая я не припомню, чтобы Заксобрание выступало против тех
или иных инициатив правительства. В свое время предлагалось наладить связку с
одной стороны между депутатами Законодательного собрания и Государственной Думы,
с другой – между депутатами Заксобрания и городской думы. Насколько я знаю, эта
идея так и ушла в песок. Может быть, это дело будущего, но пока я не вижу,
чтобы такая связка работала.
Больше я не могу припомнить ничего, чем занималось областное Законодательное
собрание. В моем представлении это орган, который в основном принимает инициируемые
исполнительной властью инициативы, что, конечно, не свидетельствует о особой
самостоятельности Заксобрания. Может быть, это и к лучшему – дай депутатам
волю, они таких законов напринимают, что потом разгребать придется очень долго.
Что касается напряженности в отношениях областного парламента
с думой Нижнего Новгорода, то сохранится она или нет после сентябрьских
выборов, будет зависеть от расклада сил. Скажем, в Заксобрание идет Олег
Валентинович Сорокин. Некоторые аналитики связывают его решение принять участие
в этих выборах с попыткой отыграть тот самый закон, который лишил власть
Нижнего Новгорода права распоряжения землей. Считается, что он попытается уже в
качестве депутата Законодательного собрания со своими сторонниками вернуться к
рассмотрению этого закона и организовать обратный процесс, возвратив городу
право распоряжаться своей землей. Так это или не так, сказать сложно, но как
еще объяснить решение Сорокина, который до сих пор не заявлял о своих
претензиях на статус депутата областного Законодательного собрания, вполне
довольствуясь мандатом депутата гордумы. Сейчас же он вдруг решил принять
участие в выборах и, судя по всему, станет новым депутатом.
Если в Законодательном собрании будет достаточное число бизнесменов,
недовольных нынешним положением дел и отношениями с областной властью, то здесь
могут возникнуть некие конфликты. Полагаю, что до такого противостояния, как
при губернаторе Ходыреве и спикере регионального парламента Люлине, дело не
дойдет в любом случае. Но, скорее всего, «искрить» между правительством и таким
Заксобранием будет.
Череда состоявшихся снятий кандидатов на выборах в Заксобрание
тоже не случайна. Надо внимательно посмотреть, люди из каких команд снимаются
по суду, какая из команд теряет действительно проходных кандидатов. Ситуация в
регионе будет зависеть во многом от того, чьих сторонников в Заксобрании будет
больше. Немаловажно и соотношение числа депутатов, избираемых в Нижнем
Новгороде и в области. Последним в значительной степени чужда проблематика
областного центра, им ближе свои, районные интересы. Совершить переворот,
подтолкнуть депутатский корпус к большей оппозиции по отношению к губернатору,
на мой взгляд, будет очень сложно.
Что касается межфракционных отношений в парламенте, то главным
компромиссом стало получение лидером коммунистов Владиславом Егоровым поста
заместителя председателя Законодательного собрания. Третий заместитель у
спикера появился именно потому, что хотели сделать приятное коммунистам – чтобы
те не муссировали тему нарушений на выборах. Повторят ли эту идею в новом
Заксобрании – я вовсе не уверен.
Дело в том, что когда подавляющее большинство депутатов принадлежат
к одной партии (независимо от того, как она называется), особого желания
считаться с меньшинством, разделенным на какие-то группы, у представителей
большинства не возникает. В принципе, можно вообще не давать никаких комитетов
представителям других партий, поделить все в своем кругу. Не знаю, как обстоит
дело сейчас, но когда тот же Егоров не явился на заседания для обсуждения
вышеупомянутой инициативы об изменении модели самоуправления, пошли разговоры: «мы
уважили его интерес, дав даже больше того, на что он как представитель своей
партии мог рассчитывать, а он нас не уважает, не считается с нами и т.д.»
О серьезном межфракционном взаимодействии можно говорить либо если
силы примерно равны и существует возможность переходить из коалиции в коалицию –
что мы видим в западных парламентах, либо если существует высокая культура
парламентской работы, когда мнение меньшинства депутатов, принадлежащих к
оппозиционным партиям, учитывается, их законопроекты и поправки рассматриваются
наравне с предложениями партии власти. У нас пока нет ни того, ни другого. Все
основывается на личных интересах и отношениях. Ведет человек себя уважительно
по отношению к большинству – пусть он и из оппозиции, ему дадут если и не должность
вице-спикера или главы комитета, так место заместителя председателя комитета.
Оппозиционные партии не образовали единую коалицию за пять лет,
не образуют и в новом созыве – они слишком существенно отличаются друг от
друга. Конечно, они взаимодействуют иногда – при совпадении интересов, но не
политических, а финансово-экономических (не будем забывать, что большинство
депутатов – бизнесмены). Такие временные коалиции возможны, но они очень легко
распадаются.
Скорей всего, такое положение сохранится, поскольку где-то на
две трети состав Заксобрания останется прежним. Продолжится линия на
сотрудничество с областной властью. Может быть, критики и замечаний в ее адрес –
при обсуждении того же бюджета – будет больше. Но в целом работа будет если не
в тандеме, то в плотной связке.
Взаимодействие же регионального парламента с городскими думами
и земскими собраниями будет иметь чисто ритуальный характер. Ну будут депутаты
объезжать свои округа, будут встречаться с депутатами местного уровня. Но это
не та сеть, в которой депутаты работают вместе, проводя общую политику – этого у
нас еще долго не будет. Скорей всего, они будут обращаться друг к другу только
по мере необходимости.