Наладить отношения с искусством
Наверное, надо начать с того, кто же такой арт-медиатор. Это посредник, который помогает зрителю, гостю музея наладить отношения с искусством. И именно этому мы собираемся учить.
Мы исходим из того, что большинство людей приходят в музей не для того, чтобы узнать факты – годы жизни художника и тому подобное, – которые забываются раньше, чем зритель уходит с выставки. В музей приходят для того, чтобы что-то пережить – важную встречу с произведением искусства.
И если в случае классического искусства кажется, что это сделать проще, — уже потому что большинству зрителей знаком язык, на котором говорят произведения классического искусства, – то в случае с современным искусством часто зритель просто не знает, с чего начать. Он стоит как перед стеной, не зная – куда смотреть, какие вопросы себе задавать об этом произведении.
Арт-медиатор это как раз тот человек, который должен помочь задать правильные вопросы: о чем вы думаете; что вам напоминает эта казалось бы непонятная вещь или картина, эти цвета, эта форма; как вы думаете, почему художник сделал так, а не иначе? Отвечая на эти вопросы, зритель сам найдет собственную интерпретацию произведения искусства. И, пережив этот опыт, он, во-первых, наладит собственные отношения с данным произведением, пропустит его через себя, найдет важные для себя темы. А во-вторых, овладеет этим механизмом общения с произведением искусства и в следующий раз, когда он придет на другую выставку, в другой выставочный зал, ему уже будет проще самому начать общаться с искусством.
Кто может обучаться в школе арт-медиаторов? Ответ на этот вопрос может быть разным. Тот опыт арт-медиации, который существует в России, нам подсказывает, что это могут быть не только люди с профессиональным образованием. Мы затеваем эту школу как волонтерский проект и в порядке эксперимента собираемся пригласить людей с любым образованием и посмотреть, что из этого получится. Это эксперимент – нам важно посмотреть, прежде всего, наскоько это интересно самим нижегородцам.
Мы будем говорить о современном искусстве – что это такое и чем оно отличается от классического. А отличия, как выясняется, не такие уж принципиальные и их не так уж и много.
Естественно, мы не ставим цель целиком и полностью преподать курс истории искусства и с нуля научить человека всему. Мы рассчитываем, что наши ученики – это люди склонные к образование, и они потом будут добирать необходимое из различных источников.
Есть у нас и практические занятия на тех выставках, которые работают в Арсенале. Мы с самого начала стали их разбирать, обсуждать и экспериментировать с арт-медитацией.
Предусмотрен и психологический блок – арт-медиаторам важно уметь познакомиться с человеком, понравиться и продолжить общаться на интересующую обоих тему. Правила знакомства, правила аттракции, привлечения внимания – все это познается и через теорию, но в большей степени мы изучали это через тренинги и игры.
Сейчас состоялась первая двухдневная очная сессия и все занятия, о которых я рассказала, уже прошли по одному разу. Сложно выделить, что было для учеников более интересным. И психологические тренинги, и общее обсуждение современного искусства, и работа на выставках вызывали большой интерес. Возможно, я бы выделила все-таки практическую работу на выставках, потому что наши ученики, обсуждая друг с другом конкретные объекты, произведения Леонида Тишкова, открыли для себя много нового. Это был уже не общий предметный разговор, а очень конкретный и понятный.
Где наши студенты найдут применение полученным навыкам? В первую очередь, у нас в Арсенале. Для того мы это и придумывали, чтобы на наших выставках наши зрители могли встречаться с арт-медиаторами и общаться, говорить о современном искусстве.
Речь здесь не идет об оплачиваемой работе, а о том, что наши выпускники, именно как волонтеры будут выходит в залы, и, думаю, уже на ближайших выставках мы увидим результаты этой работы.
Мы уже начали обсуждать с учениками выставку «Отоваренная мечта», которая открылась 22 марта, у них уже есть свои идеи. Думаю, на этой выставке мы уже увидим арт-медиаторов.
На основе интервью «Столице Нижний»