





Наступление социальной зимы
На пороге «кризисной
зимы»
Как
известно, в минувшие выходные прошли выборы на разных уровнях власти.
В том числе выборы в муниципальные органы власти, в законодательные
органы власти регионов и выборы губернаторов нескольких регионов
России.
Эти
выборы не принесли неожиданностей и сенсаций и позволили
продемонстрировать, что все сложившиеся в течение последнего года
тенденции в общественно-политической жизни России сохраняются.
Какие
факторы могут повлиять на изменение этих общественно-политических
тенденций?
Чтобы
изменить, например, политическую реальность так, что партия власти
«Единая Россия» стала утрачивать свои устойчивые
лидирующие позиции на выборах различного уровня, — таким фактором
может стать волна кризиса, который находит на Россию примерно так же
медленно, как холодные массы воздуха, которые принесут к нам зиму.
Так же медленно и так же неотвратимо.
В
условиях надвигающегося кризиса мы видим, что структуры
государственной власти готовятся к этому. Они рассматривают различные
способы наполнения бюджетов различных уровней – как бюджета
федерального, так и местных бюджетов. Власти понимают, что какие-то
доходы в условиях кризиса будут выпадать, и ищут другие доходы. Ищут
способы больше вовлечь, привлечь средства граждан для решения
бюджетных, финансовых вопросов.
Я
думаю, что это будет существенное обстоятельство, связанное с
отношением населения России к действующей власти. Главной проблемой в
этом отношении является то, насколько грамотно удастся решить
существующие вопросы, смикшировать проблему приходящего в нашу
экономику своеобразного «зимнего сезона».
Судиться
бессмысленно
Как
пример «подготовки» структур государственной власти к
изменениям в финансово-экономической сфере, которые может принести с
собой надвигающий кризис, можно, наверное, рассматривать и новую
редакцию постановления нижегородского областного правительства «О
введении на территории Нижегородской области единого социального
проездного билета». Которое на прошлой неделе не удалось
опротестовать в Нижегородском областном суде. И в этой связи может
возникнуть вопрос: есть ли перспективы у подобных судебных дел?
Что
касается судебных разбирательств подобного рода, думаю, что такие
дела не имеют судебной перспективы для граждан-заявителей. Потому что
при принятии такого рода решений никакие законы не нарушаются.
Применить
в подобном случае напрямую конституционную норму о социальном
государстве тоже достаточно сложно. Потому что термин «социальное
государство» не сводится только к конкретным проявлениям как
социальный проездной и льгота на проезд на транспорте для
пенсионеров. А более конкретизированных параметров понятия
социального государства в федеральном законодательстве нет. В этом
плане судиться здесь бессмысленно.
Другое
дело – это общественное мнение. Если общественное мнение
способно себя как-то обозначить и выразить, как-то зафиксировать свою
оценку действиям правящей власти, то оно может послужить более
действенным инструментом для корректировки подобного рода решений.
Типовые
подходы для мегаполисов и нет
В
Нижнем Новгороде при принятии решения об изменении формата единого
социального проездного, был взят за основу, как я понимаю, принцип
простоты. Чтобы одним ударом побить сразу семерых зайцев, решить
целый круг проблем одним способом.
Но
думаю, что для столь разнородного региона, как наш, решения подобного
рода, основанные на подобных принципах, не вполне подходят.
В
Нижегородской области, с одной стороны, существует мегаполис с одним
уровнем жизни людей. И, как правило, в мегаполисе ситуация
существенно отличается от той, что складывается на остальной
территории области, где есть районные центры, города с другим темпом
жизни, с другими запросами и потребностями.
И
накрывать единой шкалой и мегаполис, и остальную территорию региона с
ее районными центрами, деревнями и селами — не самый продуктивный
способ и не самое эффективное решение.
Скорее
всего, здесь нужно искать два каких-то типовых подхода. Один подход —
для мегаполиса, и совсем другой для районов. Для Нижнего Новгорода
должна существовать особая, совсем другая шкала, совсем другой
параметр, который обеспечивается бюджетом.
Я
думаю, здесь просто нужно более тщательно с точки зрения, так
сказать, инженерной, просчитать принятие типовых вариантов выработки
решений. Для того, чтобы не нарушать общественного спокойствия или,
как в нашем случае, восстановить это общественное спокойствие.
Граница
движется «под сурдинку»
Насколько
оправдан вообще поиск внутренних ресурсов в карманах граждан для
борьбы с внешними экономическими угрозами?
Что
касается самой пропорции между финансовым участием государства и
финансовым участием граждан в расходах на социальные нужды населения
страны, то эта граница постоянно движется.
В
некотором смысле можно сказать, что в лучшие времена для экономики
она может сдвигаться в сторону увеличения расходов государства. А в
ситуации, когда приближается кризис, государство либо в связи с
кризисом, либо просто, что называется, «под сурдинку»
старается перекладывать расходы на граждан — для того, чтобы
сохранить какие-то свои выгоды.
То
есть граница пропорции между финансовым участием государства и
финансовым участием граждан в расходах на социальные нужды в конечном
счете устанавливается, исходя из результатов диалога, из какого-то
обмена сигналами о согласии или несогласии, который действует между
гражданами и властью.

