Нация и Конституция
Любая нация возникает в результате обретения народом
гражданских прав. Согласно удачному выражению Константина Крылова, нация – это
совершеннолетний народ. Иначе говоря, нация – это народ, обладающий
дееспособностью. Под дееспособностью же в юриспруденции понимается способность
своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Например,
право собственности. Или право избирать и быть избранным и т.п.
Тут можно сказать, что в такой
схеме понятие народа излишне. Достаточно того, что нация – это все
совершеннолетние граждане. Тогда у нас получится формально-юридическое
определение нации как совокупности юридически дееспособных граждан.
Однако всё не так просто.
Кроме понятия дееспособности,
в юриспруденции существует понятие правоспособности.
В гражданском праве это – способность лица иметь гражданские права и нести
обязанности.
Казалось бы, чем
правоспособность отличается от дееспособности? Ответ прост. Правоспособность
даёт возможность, например, младенцу, владеть квартирой или машиной. При этом
младенец, разумеется, не в состоянии распорядится ими самостоятельно, у него
отсутствует дееспособность, которая по российскому законодательству наступает с
18 лет.
Народ – носитель именно
правоспособности, так как правами на некоторые вещи люди могут обладать только
совместно. Например, право на национальную территорию. Современный еврей,
приезжая в Израиль, не имеет никаких прав на этот кусок Палестины. Ведь его прямые
предки, скорее всего, не жили на этой территории. Но правом на государство,
причём именно на данной конкретной земле, обладает еврейский народ в целом. Ибо
евреи были изгнаны из «земли Израилевой» много столетий назад, еще римлянами.
Таким образом, современный еврей получает право жить в Израиле на основании
прав на данную территорию, которые имеет его народ.
Народ изгнанный, народ
порабощенный право на свой национальный дом не теряет, хотя бы его
представители и не жили в родных местах веками.
Иначе говоря, народ обладает
правоспособностью на ряд объектов, которыми его представители могут владеть
только совместно, например, территорию, язык, историю, обычаи и так далее.
Например, младенец имеет право говорить на языке своих родителей, который
является его неотъемлемым наследием. Но при этом в актуальной реальности на нём
не говорит, потому что по малолетству не умеет.
Народ правоспособен по
природе, права на территорию, язык, историю и т.п. – неотъемлемы. Нация
возникает в результате обретения народом дееспособности. Но возникает вопрос,
когда наступает дееспособность для народа? Для отдельного человека всё просто:
есть 18 лет? Дееспособен! Обычаи по этому поводу разнятся, в зависимости от
национального или религиозного законодательства, но требования везде примерно
одни – достижение определенного возраста и, как правило, проведение особой
церемонии, символизирующей достижение совершеннолетия и тем самым обретение
дееспособности.
Для народа всё не так просто.
Хотя мы и говорим о «возрасте» народов, это скорее метафора. К народу всегда
принадлежат люди разных возрастных групп. Поэтому принцип «достижения
совершеннолетия» в случае с нацией неприменим.
В российском законодательстве
существует еще два способа обретения дееспособности – вступление в брак и эмансипация.
Вступивший в брак до достижения 18-го возраста автоматически становится
дееспособным. То же самое происходит по решению суда или органов опёки с лицом,
достигшим 16 лет, если оно занимается предпринимательской деятельностью или
работает по трудовому контракту (это и есть эмансипация).
Для нас в данном случае важно
понимание, что достижение дееспособности возможно не только по причине
определенного возраста, но и в результате определенных действий лица.
Народ становится нацией в
результате определенных действий, суть которых – устранение структуры
господства-подчинения. Эта структура похожа на власть опекунов или родителей в
случае обычного человека. Разница только в том, что структура
господства-подчинения, как правило, значительно жестче и не связана никакими
законами. Суверен (то есть монарх – король, император, или же иностранная
держава в случае колониальной зависимости) обладает правом убить любого
подданного и не понести за это никакого наказания. Это и есть господство в
чистом виде. Следствием господства является произвол власти по отношению к
подданным. Этот произвол законен, потому что его источником являются права
суверена.
Нация, когда она возникает,
присваивает права суверена себе, разделяя их между своими членами. Одновременно
она всегда принимает юридический акт или хотя бы декларацию, в которой чётко
формулируется, чего нельзя сделать с представителем данной нации. Из подобного
документа и возникают права гражданина. Мы привыкли читать подобные документы в
быстром темпе, думая, что они содержат политическую демагогию: никто не может
быть осужден к тюремному заключению иначе, чем по приговору суда, никто не
может быть произвольно лишен имущества, никто не может быть подвергнут телесным
наказаниям и т.п. Но эти формулы, разнящиеся в зависимости от народов и эпох,
всегда преследуют одну цель – защитить народ от власти Суверена, создать
пространство, в котором соблюдаются гражданские права.
Именно поэтому и нужна
Конституция. В абсолютной монархии в центре общества и государства стоит
суверен, самодержец. Национальная революция, если она происходит, заменяет
суверена текстом. Этот текст и есть Конституция.
Причем важно понимать, что не
всякий Основной закон есть обязательно Конституция. Ведь формально Основной
закон может утверждать и неограниченную власть монарха или религиозного лидера.
Конституция должна утверждать
права граждан, права народа и юридическую связь данного народа (или народов,
если нация представляет собой их союз) с государством. Конституция – это своего
рода «паспорт» народа, документальное подтверждение его совершеннолетия,
дееспособности и обретения им статуса нации.
Можно сказать, что паспорт –
это всего лишь документ, удостоверяющий личность, место жительства и тому
подобное. Но на самом деле паспорт утверждает юридическую связь данного
гражданина и государства. Тут можно возразить, что в некоторых странах,
например, в США, внутренних паспортов нет. Но их заменяют другие документы.
Например, водительские права, которые можно получить, только начиная с
определённого возраста.
Если говорить о конкретной
ситуации с Россией и русским народом, то очевидно, что у нас нет ни нации, ни
Конституции. Ныне действующая Конституция РФ 1993 года не упоминает о русском
народе. Соответственно, права русских на национальную территорию, язык, культуру
никак не защищены и не формализованы. Русские являются крупнейшим
безгосударственным народом мира, что подтверждается и официальной
государственной риторикой (Россия как страна 200 народов, сама Конституция дана
от имени некоего «многонационального народа Российской Федерации»).
Конституция России не
выполняет и второй важнейшей функции подлинной Конституции. Она никак не
защищает граждан от произвола со стороны власти. В самой Конституции РФ
сконструирован всемогущий Суверен – президент Российской Федерации. Он имеет
монархический титул Гаранта Конституции. Согласно учению российский
специалистов по конституционному праву, президент России стоит над разделением
властей. Это делает его некоронованным королем России. Действительно, он
формирует правительство, не будучи частью правительства. Он может распускать
Думу и налагать вето на законы, не будучи частью законодательной власти.
Наконец, именно от него зависит назначение председателя Конституционного суда.
Напомню, он назначается сроком на 6 лет по представлению президента. Понятно,
что при таком подходе и при традиционно высокой зависимости «обычных» судей от
председателя суда в российской традиции, Конституционный суд не может быть
независим от президентской власти. Что подтверждается всей юридической
практикой, начиная с 1993 года.
Итак, перед Россией и русским
народом стоит задача создания подлинной Конституции, Конституции не по
названию, а по сути, которая гарантировала бы права граждан, упразднила
феодальный институт президента-суверена и преобразовала его в демократический
институт главы государства, создала юридическую связь между Россией и русским
народом.
Эта задача является главной
при построении в нашей стране национального государства.
Оригинал материала размещен на ленте АПН (первая публикация – журнал «Вопросы
национализма», № 15).