16+
Аналитика
26.11.2021
Буду рад, если производство ноутбуков в Арзамасе окажется успешным. Но опыт говорит, что шансов почти нет.
03.03.2021
Компания будет получать деньги, а работу по уборке взвалит на плечи города.
21.07.2021
Что и нашло свое отражение в оценке вице-премьером реформ в Нижегородской области.
25.11.2021
Где смельчаки, которые прекратят безумную практику проверки QR-кодов?
22.11.2021
Пока разрушения устраняют за счет бюджета Нижнего Новгорода, ситуация не изменится.  
19.11.2021
Стратегия развития российского высшего образования еще не определена.
19.11.2021
Чтобы пенсии были действительно достойными, нужны радикальные шаги. А для них требуется политическая воля.
16.11.2021
У городских властей есть выбор: надежно сохранить Почаинский овраг на десятилетия вперед или же потерять.
11.11.2021
Новый законопроект закрепляет сокращение характеристик, свойственных федеративному государственному устройству.
10.11.2021
Если при не очень высоком уровне лояльности к власти еще и ввести обязательную вакцинацию…
03.11.2021
Губернатору не позавидуешь – ему нужно заботиться и о здоровье населения, и о выживании бизнеса.
29.10.2021
Открытое письмо – лишь один из механизмов спасения конкретной отрасли в регионе.
27.10.2021
Чтобы удвоить число вакцинированных за две-три недели, нужно, чтобы население было к этому готово.
23 Мая 2019 года
1909 просмотров

Найденные кадры начинают утекать

Виктор Лысов
политолог
Найденные кадры начинают утекать

«Команда правительства» как система подбора кадров, направленная на существенное обновление корпуса чиновников верхнего и среднего уровня в Нижегородской области, действительно имеет результаты. По словам замгубернатора Гнеушева, трудоустроено 120 человек, в том числе трое на посты областных министров.

Однако у меня есть определенные сомнения в работоспособности подобранных людей. Дело в том, что не все, что есть в бизнесе, может быть использовано в системе государственного и муниципального управления.

Но главный недостаток программы состоит даже не в том, что какие-то мероприятия могут плохо инкорпорированы из бизнес-среды в систему государственного и муниципального управления. В ней отсутствует существенный элемент, а именно политическая конкуренция, которая высвечивает негативные стороны деятельности бюрократии.

Эффективность в системе государственного управления довольно сложно померить, его нельзя пощупать. Ведь помимо экономической эффективности есть еще и социальная. Насколько этот кадровый потенциал в состоянии решать сложные современные задачи, число которых увеличивается? – взять ту же масштабную программу расселения аварийного жилья. При губернаторе Никитине решение этого вопроса перешло от министерства строительства к министерству социальной политики. Как сочетать экономическую и социальную эффективность? С одной стороны, нужно за приемлемые деньги построить жилье приемлемого качества в приемлемые сроки – до 2025 года. С другой стороны, надо удовлетворить запросы переселяемых из привычного места жительства на непривычное.

Результаты проекта «Команда правительства» могут и должны быть оцифрованы. Есть количественные показатели – сколько людей прошло через проект, сколько зарегистрировалось, сколько прошло обучение…

Однако никто не задает вопрос о качестве обучения – чему и как учат этих людей? Ведь тех людей, которые попали в список проекта благодаря своему желанию, нужно чему-то учить. Это очень важно, нужна специальная программа. У меня есть десятилетний опыт работы в этой сфере и я в достаточной степени понимаю, чему нужно учить людей – и не вижу, что это реализуется. Даже в специализированных кадровых учреждениях вроде Президентской академии (мне не к лицу критиковать собственное место работы, но это не критика, скорее, пожелание).

Придраться к проекту «Команда правительства» не сложно. Первое, что обращает на себя внимание, это то, что люди набраны совершенно случайно – первоначально решалась задача подбора хоть какого-то персонала. Помимо кандидатов на губернаторские посты нужен и некий реестр людей, которые могут использоваться на должностях заместителей, руководителей отраслевых ведомств и так далее.

Но и эти найденные кадры начинают утекать. Меня очень удивил, например, уход Шаклунова – уж, казалось бы, подобранный человек и с хорошим опытом работы. Почему эти люди уходят? Мы не знаем.

Где гарантия того, что приходящие через «Команду правительства» люди будут успешно работать?

Для Алехина создали фактически новую отрасль, совместив туризм и народные художественные промыслы, что совершенно логично. А он, получив целое направление, ушел – опять же по непонятным причинам.

Так может ли таким образом сформированный кадровый потенциал успешно заменять выбывающие кадры? У меня пока нет никаких оснований полагать, что это случится. Тем более что этим новым людям предстоит реализовывать ту самую Стратегию-2035, которая, на мой взгляд, является набором благопожеланий, изобретенных в чиновничьих кабинетах.

Стоит сказать еще и о том, что в общество заброшена, как сеть, такая идея: «друзья, предлагайте свои инициативы, предлагайте себя для воплощения этих инициатив!». Отсюда и «Команда правительства», и «Команда-800». Выглядит это красиво, но во что все это упирается?

Один из моих студентов написал работу, где попытался разработать классификацию граждан, предлагавших свои проекты, которые должны быть реализованы будущим министром социальной политики. Он выделил три группы: фантазеры-мечтатели, предлагающие то, что быть не может по разным причинам реализовано; инициаторы, которые предлагают не только вроде бы дельные вещи, но и пути осуществления; и просители. Так вот, просителей больше всех. Фантазеров тоже много. Инициаторов – меньше всех.

Очень важный момент. Если власть будет содействовать приходу в госуправление инициаторов, она со временем столкнется с необходимостью реагировать на вызовы политического характера, которые сформируются в этой среде инициаторов, которые будут претендовать на депутатские места и создавать серьезную конкуренцию совершенно засидевшимся депутатам, ряды которых пока чистят только силовым способом, а никак не с помощью выборов.

Можно ли считать, что выборы в Балахне говорят о некой тенденции к изменению такого положения, что происходившее осенью на Дальнем Востоке теперь докатилось и до нас? Хочется верить. А хочет ли этого власть и понимает ли она как реагировать на эти вызовы, если с ними столкнется? Очень сомневаюсь.

Все это очень серьезно влияет на реализацию программ, подобных «Команде правительства». Я не вижу такой важной составляющей, как формирование иной референтной среды, где бы власть самого разного уровня могла черпать необходимые идеи. И никакие встречи в районах области и во дворах этого не заменят – там власть столкнется только с самыми что ни на есть просителями.

По теме
26.10.2021
Жесткие ограничения вряд ли продержатся до 80-процентного охвата населения вакцинацией.
22.10.2021
Нежелание нижегородцев вакцинироваться – результат проваленной информационной кампании.
19.10.2021
Хотя формально вариант переписи населения через портал Госуслуг ничем не отличается от традиционного.
18.10.2021
Много ли многодетных семей нуждаются в праве на бесплатную парковку в Нижнем Новгороде?

Смотреть онлайн бесплатно

Смотреть видео онлайн