Не нужно создавать новых проблем
Расширение границ больших городов всегда было единственным –
правильным или не правильным, но объективным – путем их развития. По-другому развиваться
просто не получается. Мегаполис всегда застраивает и поглощает соседние
территории.
Если вспомнить историю Нижнего Новгорода, то в 1928 году к
нему было присоединено целых два города – Кунавино и Сормово, территория
которых была полностью поглощена Нижним. За последние 90 лет площадь города
выросла где-то в двенадцать раз.
Сейчас назрела ситуация, когда к городу необходимо
присоединить территории, которые фактически вросли в него, функционируют в нем,
пользуясь его инфраструктурой, его городским транспортом и т.д. Это, например,
деревня Афонино Кстовского района, это рабочие поселки Гавриловка и Горбатовка,
входящие в состав города Дзержинска. В Горбатовке есть такая невозможная улица,
как улица Советской милиции, у которой одна сторона принадлежит Нижнему
Новгороду, а другая – Дзержинску. В результате на ней нет проезжей части,
грязища – никто не хочет заниматься благоустройством непонятно чьего участка.
Еще пример – человек едет в поезде и видит в одном окне территорию Нижнего
Новгорода, Новое Доскино, куда можно попасть на автобусе только через
Дзержинск, а в другом – территорию Дзержинска, Горбатовку. Люди мучаются, им
просто невозможно жить при таком раскладе – за всеми бумажками приходится ехать
в Дзержинск, хотя Автозаводский район буквально под боком.
Подобная ситуация и в Большом Козино, которое связано с Нижним
23-м автобусным маршрутом. Поселок входит в Балахнинский район, хотя от его окраины
до поселка Дубравный всего один километр, и люди абсолютно ориентированы на
Нижний Новгород.
Поэтому расширение границ города – совершенно объективный
процесс.
С другой стороны, проводя это расширение, необходимо думать о
том, чтобы оно сопровождалось объективно отражающим растущие потребности
транспортно-дорожным строительством. К примеру, если к Нижнему будут
присоединены Новинки, о чем уже идет речь, если эта территория будет застроена
многоэтажными домами, то проблема проспекта Гагарина очень серьезно усугубится.
Уже сейчас по этой магистрали можно ехать более часа: в утренние часы – к центру,
в вечерние – от центра. Много говорится о дублере проспекта Гагарина, но он
также не решит никаких проблем, поскольку улица Ванеева, продолжением которой этот
дублер станет, – улица с постоянными пробками в районе Лапшихи и остановки «Улица
Ванеева».
Кто принял решение так застроить улицу Родионова, что на ней
осталось только четыре полосы для проезда, хотя здравый смысл должен
подсказывать: если у нас есть Верхние Печеры, если есть Афонино, то полос
должно быть восемь. Сегодня из-за постоянных пробок людям жить здесь не в
радость. Такую же картину мы получим и в том случае, если в присоединенных к
Нижнему Новгороду Новинках начнется активное строительство.
Видимо при нынешней автомобилизации подобные решения –
строительство новых микрорайонов на присоединенных к городу территориях – нужно
сопровождать строительством линий скоростного транспорта, иначе выгоды, которые
мы получим, будут сведены на нет негативными последствиями. Когда я говорю о
скоростном транспорте, я имею в виду метро, скоростной трамвай или, например,
линиях электропоездов. Здесь уместно вспомнить проект «Городская электричка»,
позволивший добираться из Починок до Московского вокзала за двадцать рублей и
двадцать минут. Это вполне приемлемый вариант.
Что касается неосвоенных, заброшенных территорий в черте
города, то их также нужно развивать, но в каждом конкретном случае надо тщательно
разбираться в ситуации. У нас было очень много грязных производств, на месте
которых, вероятно, не стоит строить жилые кварталы, зоны отдыха. Что там делать
– нужно подумать.
К примеру, в восьмидесятые годы санитарные врачи категорически
высказывались против застройки Бурнаковской низины. Сейчас ее застраивают. Причиной
для возражений было сливавшееся еще с XIX века огромное количество отходов производства нефтяной
промышленности. Дышать этим не полезно и спустя сто лет. Специалисты
предполагали возможность роста неких канцерогенных факторов. Поэтому да,
пустующие территории в черте Нижнего есть, но они, как правило, проблемные.
Если засыпа́ть в заречной части болота, то не знаю, скоро
ли мы получим хороший добрый эффект. Такая практика применялась на территории
микрорайона Мещерское озеро, и мы помним, что в 80-е годы один из домов пошел
трещинами, его просто пришлось разбирать. Это может случиться и сейчас,
особенно при высотном строительстве. Осмотрительность требуется и при освоении
промзон, хотя приводить в порядок эти территории, безусловно, нужно.
Что касается затрат городского бюджета на содержание
инфраструктуры, то, например, городской транспорт не должен быть рентабельным,
как не должна быть рентабельной скамейка в сквере, асфальтированная дорожка к
дому, – это элементы благоустройства города, в которые нужно вкладывать
средства. Нельзя ожидать, что это ничего не будет стоить городу, тем более принесет
ему доходы. Попытки добиться рентабельности и привели к созданию «бессмысленной
и беспощадной» системы частных автобусных маршрутов, которую две недели назад глава
администрации города Олег Кондрашов назвал «транспортной мафией». Вот что мы
получили, экономя на общественном транспорте. Есть вещи, о рентабельности
которых думать не следует. Человеческая жизнь – штука вообще нерентабельная.
Что же касается уничтожения исторического наследия Нижнего
Новгорода и точечной застройки в центре города, то появление новых микрорайонов
никак не решит эту проблему. Одних сошлют на окраину города с их квартирами и
офисами, а другие, кто имеет средства и влияние, продолжат точечную застройку
исторического центра Нижнего.