






Неэффективность
Полгода проработала интернет-приемная «Нижегородпассажиравтотранса».
Такие нововведения можно только приветствовать – любая попытка чиновников
расширить контакты с горожанами пойдет только на пользу той и другой стороне. Недостатки
в обслуживании граждан в социальной, медицинской, транспортной сфере во многом
обусловлены тем, что люди не знают, куда жаловаться
При советской власти горожане в таких случаях могли пойти в
комитет народного контроля, в райисполком, в райком партии, — было много
инстанций, где гражданина выслушивали и принимали меры к устранению
недостатков. Поэтому не скапливался пар недовольства, избыток которого может
привести к социальному взрыву.
Наверное, на работу транспорта в Нижнем Новгороде могли бы
пожаловаться за полгода работы интернет-приемной не четыреста человек, как было
заявлено на встрече главы профильного департамента с гендиректором «Нижегородпассажиравтотранса»,
а гораздо больше. Но очень мало людей, пользующихся общественным транспортом,
могут донести свои претензии – недовольство колыхается в них, пока они едут по
маршруту или стоят на остановках, но остается невысказанным. Я часто езжу в
городском транспорте и на трамвае, и на социальных автобусах, и на маршрутках.
И в последних, кстати, хоть порой и нет кондуктора, но порядка больше, чем в
муниципальных автобусах и трамваях, где кондукторы и водители очень часто ведут
себя довольно грубо. Они не пытаются успокоить людей, которые раздражены
качеством обслуживания, а наоборот разжигают конфликт, пользуясь тем, что остаются
ненаказанными. Многие ли из горожан знают о возможности пожаловаться через
интернет? Я часто пользуюсь общественным транспортом, но мне не приходилось
видеть сообщений об этом в салонах автобусов – такие сообщения должны быть
размещены на самом видном месте, но их просто нет.
Это сильно снижает эффективность работы такого, казалось бы,
современного средства обратной связи, как интернет-приемная. О любой возможности
посодействовать улучшению качества работы общественного транспорта нужно очень
широко сообщать населению. Я активный пользователь интернета, но я не захожу на
сайт администрации Нижнего Новгорода (тем более на сайты муниципальных
предприятий), потому что там информация подается довольно скучно. И то, что за
полгода лишь четыреста человек (в городе-миллионнике, где проблем с общественным
транспортом хватает) обратились с жалобами в эту интернет-приемную, наглядно
показывает, что люди не знают о такой возможности.
Городской общественный транспорт давно находится под огнем
критики. Сколько раз мы слышали о том, что будет пересматриваться схема
городского транспорта, которая остается почти в неизменном виде с советских
времен, чуть не с середины XX века.
На каких-то маршрутах транспорта густо, а на каких-то пусто. В результате
получается так, что в одном месте транспорт идет пустым, в других он
переполнен. Что уж говорить о такой ежедневно наблюдаемой картине, как грубые
или отсутствующие кондукторы, курящие водители, которые не объявляют остановки.
Понятно, что недовольство нижегородцев от такого обслуживания постоянно
накапливается.
Я бы рекомендовал городским чиновникам все же находить время
для того, чтобы проехать по тем или иным маршрутам, которые обслуживаются
социальными автобусами, – это наиболее уязвимое место в транспорте. Еще одно
наблюдение – там, где в автобусах и трамваях появляются молодые водители и
кондукторы, уровень обслуживания повышается – они более вежливы, чем
представители старшего поколения, которые зачастую кричат, грубят, унижают
пассажиров, и замечания им по этому поводу сделать нельзя – еще и тебе
достанется. Я был свидетелем в автобусе 40-го маршрута, как у пассажира возник
конфликт с кондуктором: водитель просто остановил переполненный автобус и, не вникая
в суть дела, сразу взял сторону кондуктора, заявив, что никуда не поедет, пока
этот человек не выйдет из автобуса. При этом спор был по пустяшному поводу, а у
пассажира было законное право ехать. Но автобус стоял до тех пор, пока этот
человек не вышел.
Хотелось бы, чтобы городская администрация не ограничивалась
такими, хоть и полезными, мерами, как создание интернет-приемных, а кардинально
изменила свое отношение к общественному транспорту. Мы часто слышим о том, что
столько-то трамваев закуплено, столько-то автобусов отремонтировано, но надо
смотреть на проблему более глубоко. Мы все помним, как только что избранные руководителями
города Сорокин и Кондрашов выстроили на площади Минина маршрутки (тогда
социальный транспорт городу еще не подчинялся) и заявили, что у кондукторов и
водителей будет фирменная одежда, что нижегородцы будут ездить в хороших
автобусах с кондиционерами и вежливым обслуживающим персоналом. Не хочу,
конечно, обидеть ни Кондрашова, ни Сорокина, — у них много и других дел. Но до
проблем городского транспорта у них, видимо, не доходят руки. Чиновники же
низшего уровня занимаются лишь текущей работой, а чтобы кардинально изменить
качество обслуживания, необходимо вмешательство первых лиц города. Если они
действительно вникнут в эту проблему, наверное, что-то может измениться
всерьез.
А пока – пока кто-нибудь из нижегородцев благодаря этому
тексту узнает о возможности обратиться с жалобами и предложениями к руководству
«Нижегородпассажиравтотранса» и городским чиновникам через интернет.
