Необходимо поддержать перспективные проекты малого бизнеса
Бюджет Нижегородской области 2010
года составлен очень корректно. В нем достаточно честная доходная часть, то
есть, в ней нет каких-то несбыточных надежд. В расходной части, может быть,
больше оптимизма, чем хотелось бы, но, с другой стороны, это даже хорошо, есть
к чему стремиться. Мне кажется, бюджет сбалансированный, ровный и очень
честный.
Я как человек, который знает, что
такое жить бюджетом, понимаю, что лучше быть честным и открытым, чем пытаться
потом что-то на что-то поменять.
Есть две причины оптимизма
правительства в отношении увеличения бюджета. Первая заключается в том, что в
сложный послекризисный год удалось удержать общую ситуацию в достаточно рабочем
состоянии, я имею в виду, что в социальном смысле не возникло ни паники, ни
тревоги. Это очень важно. Хотя прогнозы были совершенно неутешительными, можно
было запаниковать и задергаться. Значит, умеем работать спокойно.
Вторая причина – это серьезное
отношение к проблемам бизнеса, в том числе и малого. На малый бизнес расчеты
идут в большей степени, нежели на некие другие источники поступления. В этом
смысле тоже есть повод для оптимизма. Если начать этим заниматься, и
последовательно выполнять то, что наметили, мне кажется, можно добиться
нормальных налоговых поступлений.
Также было продемонстрировано
серьезное отношение к собственности, что, на мой взгляд, является достижением
именно областного правительства.
Если говорить о том, что
экономическая ситуация в Нижегородской области не одинакова на разных
территориях, то нужно опять-таки продолжать политику сбалансированности. То
есть, с одной стороны, не дать погибнуть
тем отраслям, которые нуждаются в серьезной государственной защите, а с
другой стороны, поддержать те проекты, которые могут быть перспективными в
малом бизнесе. Я имею в виду, там где есть возможность, открытия новых
маленьких производств, производства услуг, там где есть возможность поддержки
инициативы, там где есть возможность передачи соответствующего имущества для
того, чтобы его использовать, — это необходимо реализовывать, может быть в
партнерстве с государством.
Собственно все то, что было
озвучено в Послании президента, можно использовать и в Нижегородской области.
Конечно, хорошо рассчитывать на сверхдоходы монополий, но получается замкнутый
круг — чем дороже обходятся энергоресурсы для предприятий малого и среднего
бизнеса, тем, в конечном счете, бюджет больше недополучает. Дело в том, что с
этих компаний можно получить серьезные налоги, но они не дадут развиваться тем
предприятиям и тем бизнесам, которые впоследствии могли бы на протяжении
длительного времени, пусть и не большими, но регулярными взносами, пополнять
казну Нижегородской области, делать бюджет не столько наполненным, сколько
стабильным и понятным.
Что касается того, пройден ли пик
падения экономических показателей, то тут надо рассматривать ситуацию по
отдельным отраслям и производствам. Те отрасли, что нуждаются в серьезной
модернизации и реконструкции, скорее всего, придется поднимать ещё очень долго,
это, во многом, связано со стратегическими направлениями модернизации
производства. И здесь рано говорить о том, что пик кризиса пройден. Все, что
было неповоротливым, зацикленным на долгосрочные кредиты, дотации, субвенции и
на поддержку, – все это будет «пробуксовывать».
Производства, которые носят
мобильный, инновационный характер, свой пик кризиса прошли. И не потому, что в
экономическом смысле стало легче, а из-за того, что пропал страх. Появилось
ощущение, что если сократить объемы производства, бизнес можно будет сохранить,
реструктурировать, оптимизировать доходы и минимизировать издержки. И для
многих производств области, как это ни парадоксально, пик кризиса был пройден
раньше, чем в среднем по стране.