Необходимы изменения в порядке проведения монетизации
«АПН – Нижний Новгород» представляет фрагмент стенограммы заседания «Нижегородского эксперт-клуба», прошедшего 2 февраля в конференц-зале агентства «Биржа плюс». Темой обсуждения стала монетизация льгот и ее политические последствия. Полный текст стенограммы читайте на ленте АПН-НН на следующей неделе.
Александр Цапин, заместитель председателя Законодательного собрания Нижегородской области:
Мне пришлось принимать довольно активное участие в разрешении связанных с монетизацией проблем в конструктивном или в конструкционном плане, пришлось встречаться с большим количеством людей, в том числе быть на митинге.
Необходимость изменений в порядке проведения реформы всем понятна. Как она происходит – оставляет желать лучшего. Плюс к этому, мне кажется, с одной стороны, в Правительстве не учли большое количество накопившихся обид среди населения, и некоторые силы этим умело воспользовались.
Теперь, о том, что должно быть сделано. Ошибки налицо. а) их надо признать, b) их надо исправлять и с) их надо не допускать впредь. Если такая конструкция работы будет построена на всех уровнях власти, тогда мы, может быть, возвратим, а может быть, улучшим положение населения области.
А если власти всех уровней будут обвинять друг друга, то это будет очень плохо, и будет даже хуже, чем то, что происходит сейчас.
Теперь по конкретным вещам. По транспорту ситуация исправляется. Остается проблема дачных пригородных перевозок – здесь есть трудности, и проблема пока концептуально не решена.
Что касается лекарственного обеспечения, то где-то в течение месяца все придет в норму, хотя сейчас лекарств лишь на треть всех выписанных рецептов. С точки зрения самой конструкции, в госплановом варианте, — одна фирма обеспечивает снабжение лекарствами весь Приволжский федеральный округ. А дальше появятся люди, которые будут решать, куда эти лекарства привезти – в Шахунью, в Урень и так далее. То есть там проблемы еще будут.
Все это вызывает массу вопросов с точки зрения жизнеспособности, мобильности и т.д. Я уже не говорю о том, что аптечники сейчас очень нервничают: им оставляют шесть процентов… Они говорят, что месяца два мы потерпим, а потом – неизвестно.
По ЖКХ – следующий этап проблем, и к нему нам всем надо очень серьезно готовиться. В первую очередь, органам власти. Начиная с того, что надо посчитать, как это отразится на разных категориях населения, льготных категориях, в первую очередь. Выяснить, какие категории попадают в наиболее сложное положение, и как для них реформу можно смягчить. Получается так, что для инвалидов войны, участников войны существенно возрастут платежи за жилье.
Если сформулировать наши предложения, которые были и на Законодательном собрании высказаны, можно говорить о трех моментах. Первое – искусственное разделением между федеральными льготниками и областными. Это совершенно искусственная конструкция, которая не понимается людьми.
Второе – наверное, было бы справедливо, если бы труженики тыла и репрессированные перешли на федеральный уровень ответственности. И даже участники войны постоянно цитируют нам: «Медаль за доблесть и за труд из одного металла льют». Причем, за тружеников тыла заступаются больше участники войны. Если бы эти категории перешли на федеральный уровень, тогда бы у нас появилась возможность перераспределить средства в пользу ветеранов труда, в пользу пенсионеров без льгот.
И третий момент – что касается федеральных льготников, то цифры такие: затраты на компенсацию льгот по ЖКХ федеральным льготникам, грубо говоря, миллиард рублей. Мы получили 700 миллионов. Вот этот разрыв 250-300 миллионов – есть.
а)Искусственное деление, b) перераспределение средств и с) межбюджетные отношения.
Плюс – отслеживание всех следующих шагов, принятие каких-то превентивных мер, в том числе разъяснительных.
Ну, и последнее, что бы я хотел сказать, — что когда я участвовал в митинге в Автозаводском районе у монумента Победы, я среди участников митинга видел очень много людей, которые раньше занимали среднее положение в обществе. По моим наблюдениям, это были не рабочие, а те люди, которые работали начальниками цехов, начальниками участков. Это люди, у которых уровень обиды, степень обиды, может быть, оказались больше: хорошо работали, хорошо трудились, имели хорошие условия труда…
Теперь пенсии у них очень низкие. Они фактически не связаны с трудовым вкладом. У меня есть знакомая семья. Муж работал заместителем начальника литейного цеха на заводе, его жена — медсестрой. А пенсии у них одинаковые.
И вот эта ситуация дала старт всем накопившимся обидам.
Итог, таков, что, я думаю, всем уровням власти надо признать допущенные ошибки, скоординировать свои действия и построить более адекватную работу на следующий месяц текущего года.
По идее, все должно было быть поэтапно. То есть, транспорт – проездной билет стоит 200 рублей. Вот изменения по транспорту – вот дополнительные выплаты. Все пережили, потом перешли к лекарствам. Надо было так.
А сейчас, естественно, люди воспринимают вот это 240-рублевое повышение пенсий как компенсацию инфляции, и не более того. А льготы как бы должны остаться сами собой.
Ну, и еще психологический момент. Участники войны – они бесплатный проезд воспринимают не только как финансовую поддержку, а как признание заслуг.