Необязательный конфликт
Тех, кто внимательно следил за развитием политической ситуации
в Нижнем Новгороде, не будучи на стороне одной из групп, еще в апреле-мае должны
были предполагать наличие такого конфликта, который стоил поста Олегу
Кондрашову.
Этот конфликт вполне мог разрешиться естественным компромиссом,
и тогда бы мы имели сохранение прежней ситуации – разделение полномочий областной
власти с городской, а также представительной и исполнительной властей, основанное
на договоренностях или на законе (или и на том, и на другом, что обеспечило бы
еще большую устойчивость).
Но и произошедшее 22 июля было так же вероятно и, насколько я
понимаю, ожидаемо. Именно поэтому на майском заседании городской думы было
принято положение о формах отчета органов местного самоуправления депутатскому
корпусу – эта мера позволяла депутатам в случае необходимости иметь средство
для противодействия возможному давлению. Этот сценарий мог бы и не реализоваться
– если бы не связанные с праймериз и выборами решения региональной «Единой
России».
Одна из групп в городской власти – а сейчас уже можно смело говорить
о том, что городская власть не едина, — надеялась на принятие компромиссных
решений. Но когда после праймериз на политсовете был проголосован партийный
список, во главе которого оказались Сватковский, Краснов и Шупранов, эта группа
сочла, что тем самым был нарушен баланс. В этом смысле забавно выглядит
заявление губернатора с угрозами в адрес нарушителей баланса – в то время как главным
нарушителем баланса был именно Шанцев. Я, конечно, «со свечкой не стоял», в
кабинетах не присутствовал во время обсуждения, – но есть свидетельства, что на
заседании совета возник, мягко говоря, спор между лидером одной из групп в
городской власти и Шанцевым, олицетворяющим другую группу.
Конфликт стал неизбежным, и запланированный «на всякий случай»
вариант противодействия был реализован в конце июля. Подобное развитие событий прогнозировалось
многими еще в 2014 году – можно поднять обзоры и комментарии – уже тогда обращалось
внимание на то, что экономический пирог, который делят различные властвующие
группы в регионе, сужается и конкурентная борьба за свой кусок обостряется.
Безусловно, на обострение борьбы повлияли выборы в думу Нижнего
Новгорода. Выборы и должны служить для разрешения конфликтов, однако в России,
как во всяком другом государстве электорального авторитаризма, они служат для
прихода к власти той или иной группы. В этом режиме народ как основной носитель
власти отодвигается в сторону и ему предъявляются уже итоги дележа.
Что нам в конечном счете предъявят, зависит от того, какими
все-таки ресурсами обладают противоборствующие группировки. Некоторые полагают,
что в конфликт может вмешаться Москва, но они не учитывают одной простой вещи –
произошедшее на прошлой неделе в думе, возможно, как раз и является результатом
вмешательства Москвы, не заинтересованной в заметном доминировании одной из
группировок.
Я очень сомневаюсь, что отставка главы администрации Нижнего
Новгорода – исключительно инициатива Сорокина. Он никогда бы не стал
действовать так смело и решительно, если бы не получил какой-либо поддержки в
Кремле – именно там занимаются внутренней политикой. И поддержка, на мой
взгляд, была никак не ниже уровня заместителя главы администрации президента. (Это
всего лишь мое предположение, но оно не лишено оснований.)
Что касается прогнозов, то произошедшее после праймериз при
определенных условиях могло и не иметь никакого значения – победитель праймериз
мог оказаться лицом к лицу с человеком, который в праймериз не участвовал, но
ресурс для победы имел существенно больший. И ресурс этот должен был опираться
на административную власть в городе, которой сейчас нанесен ущерб.
(Обычно понимаемое под термином «административный ресурс»
является всего лишь частью административного ресурса и связано с поведением
административно зависимого избирателя. Кратковременная кампания не может
использовать все преимущества административного ресурса – силовое давление,
откровенное запугивание и покупка голосов избирателя, конечно, тоже могут
применяться, и применяются, но на коротком отрезке времени эти инструменты
малоэффективны.)
Кто будет утверждать, что в отсутствие Кондрашова Чертков
будет так же интенсивно действовать в плане мобилизации административно
зависимого электората (педагогического состава учебных заведений города и т.д.)?
Именно в этом и был, на мой взгляд, смысл прекращения полномочий главы
администрации Кондрашова. Сумеет ли воспользоваться этой паузой кто-то другой?
Осталось слишком мало времени. В этом плане интересно будет посмотреть за
статусом и деятельностью заместителя мэра Холкиной, в ведении которой находятся
все социальные учреждения.
Не зря Сорокин после оперативного совещания в понедельник
сказал депутатам, что, возможно, думе придется еще раз собраться в августе,
чтобы рассмотреть неотложные вопросы жизни города. Что вкладывается в эти
слова? Ведь произошедшее 22 июля к неотложным вопросам жизни города, вообще
говоря, имеет опосредованное отношение.