




Невеселые миллиарды
Три
вопроса для бюджетной состоятельности
Бюджет
Нижегородской области, который представлен правительством региона на
рассмотрение Законодательного собрания, я бы назвал оптимистичным.
Бюджет
текущего 2012 года я тоже назвал оптимистичным — когда мы его
обсуждали в ОЗС. А потом произошел секвестр этого бюджета, потому что
стало понятно: область не доберет налогов, на которые рассчитывала.
Что
вызывает скепсис в бюджете 2013 года? 4,2 миллиарда рублей (и это
защищенная статья) пойдет на оплату кредитов коммерческим банкам — на
оплату займов, полученных областью. Почти на 7 миллиардов еще
планируется привлечь займов у тех же самых банков, чтобы залатать
бюджетную дыру. То есть бюджетный долг Нижегородской области
увеличивается.
Губернатору
Нижегородской области я высказал несколько моментов, которые меня
смущают.
Первый:
почему из всех заимствований, которые осуществляет область, только 4
процента – это деньги федерального бюджета. Федеральный бюджет
ведь дает займы под четверть ставки Центрального банка — то
есть существенно ниже, чем у коммерческих банков. Но мы почему-то
предпочитаем занимать у последних. Остальные 96 процентов кредитных
средств область занимает под 12-14 процентов годовых.
Ведь
могло бы быть иначе. Вот, например, Казань: у них половина займов
идет из федерального бюджета. И есть ведь разница между тем, чтобы
привлекать деньги из федерального бюджета и тем, чтобы привлекать их
из коммерческих банков?
С
чем это связано? Почему правительство области занимает деньги именно
в коммерческих банках?
Я
связываю это с очень слабыми лоббистскими способностями правительства
региона, которое не способно работать с федеральным центром по
привлечению федеральных денег.
Второе
сомнение, которое я тоже высказал губернатору Нижегородской области
(его в той же самой формулировке, «один в один», я
высказывал год назад – это то, что на тарифы для бюджетных
организаций была заложена индексация в 8 процентов. А мы знаем, что
реально энергоносители для школ, больниц, детских садов за год
подорожали минимум на 20 процентов.
Как
будут обходиться в этих условиях бюджетные организации? Думаю, что, к
сожалению, это приводит к следующему. Бюджетные организации не ведут
хозяйственной деятельности. Собственных денег у них, соответственно,
не появляется, возникает так называемый кассовый разрыв, который
будет регулярно лататься решениями Законодательного собрания области,
который в свою очередь будет лататься привлечением новых денег из
коммерческих банков.
И
– третье. У нас по этому поводу была дискуссия с
вице-губернатором региона Владимиром Ивановым.
Мы
постоянно ощущаем импульсы от правительства России, от президента и
от премьер-министра о том, чтобы делать бюджет менее дефицитным и
производить меньше заимствований. Но вот в бюджете Нижегородской
области 2013-го года мы этой тенденции не видим. Вице-губернатор
Иванов ответил мне, что в 2013-м году Нижегородская область будет
активно привлекать кредитные деньги. А вот уже в 2014-2015 годах
начнет типа расплачиваться с этими долгами. И у меня возникло
ощущение, что все это – некие «маниловские» мечты,
и где-то я уже это слышал.
Бюджет
и умирание
Мои
наблюдения говорят, что проект бюджета в период принятия ОЗС имеет
политический смысл и политическую окраску. Он носит, скажем так,
рамочный характер. И не было еще ни одного заседания Заксобрания с
тех пор, как я стал депутатом областного парламента, – а это
уже более полутора лет — чтобы мы, депутаты, не вносили изменения в
бюджет.
Изменения
в бюджет вносятся вовсе не из-за того, что у нас увеличивается
налогооблагаемая база. Наоборот, крупные налогоплательщики уходят из
региона.
Другие
депутаты тоже высказывали свои сомнения: как же мы будем верстать
бюджет без ушедшего от нас «ЛУКОЙЛа», «Ростелекома»
и Горьковской железной дороги? Не исключено, что и другие крупные
налогоплательщики могут уйти из региона.
Они
уходят не по вине правительства Нижегородской области и не по своей
воле. Это Федерация забирает деньги.
Но
лично я думаю, что это опять следствие политики, которая вершится на
высшем уровне. И если правительству России нравится тот или иной
губернатор – то федеральный центр всячески накачивает регион
деньгами. И происходит нечто обратное, если что-то с точки зрения
федерального руководства делается не так.
Вот,
допустим, мы всю неделю осуждаем, что одна из международных
организаций признала Нижегородскую область самым вымирающим регионом
в России. И это не какие-то проплаченные рейтинги, согласно которым,
у нас там самое открытое областное правительство, что мы впереди
планеты всей по привлечению инвестиций. Все-таки то, что мы на первом
месте в России по умиранию населения – это является, наверное,
на сегодняшней день важнейшей оценкой.
Инновации
фиктивные и нет
Теперь
о социальной направленности и социальном характере бюджета 2013-го
года. Насколько я помню, уже лет пятнадцать в регионе все бюджеты
называют социальными. И ни разу не звучал термин «бюджет
развития».
Мы
с трудом исполняем спущенные полномочия из Федерации. И с трудом –
потому что не растет налогооблагаемая база.
В
этом бюджете мы видим, что прибыль, которую мы ожидаем получить от
предприятий и организаций региона, с учетом уровня инфляции меньше,
чем та прибыль, которую мы собирали в 2012-м году. И было бы неплохо,
поскольку я надеюсь, что губернатор будет еще спокойно и полноценно
работать, говорить не о социальной направленности бюджета, а об
активном и агрессивном бюджете развития.
Существуют
ли какие-то ресурсы в регионе для того, чтобы увеличивать
налогооблагаемую базу? Например, хотя бы малый и средний бизнес?
Малый
и средний бизнес можно хотя бы просто не трогать, не мешать ему
развиваться.
Сегодня
десятки миллионов рублей из областного министерства поддержки и
развития предпринимательства выделяются не на инфраструктурные
проекты, не на создание новых рабочих мест и новых производств, а на
поддержку уже давно работающих нижегородских олигархов.
Я посмотрел и
увидел, что у нас инновационными проектами – «инновационными»
в кавычках — в регионе, на развитие которых выделяется по 5 миллионов
рублей, называются: рынок «Московский», торговый дом
«Карина», который делает мебель, ночной клуб на
Нижневолжской набережной.
При
таком подходе говорить о создании новых рабочих мест и об
«инновационности» очень тяжело. Для того, чтобы к нам
пришли новые налогоплательщики, правительство должно более динамично
работать, я бы даже сказал – динамично работать с каждым
инвестором.
Я
допускаю, что вопросы о том, что мимо нашего региона прошли Toyota
и Volkswagen
– это вопрос политический, федеральный. Но сегодня очень многие
инвесторы напряжены ситуацией вокруг «Сен-Гобена». Там
налицо попытка рейдерского вмешательства в проект. Есть и другие
проекты, где надо не стесняться, а, что называется, в «ручном
режиме» создавать все условия для международных инвесторов,
чтобы они спокойно оседали и адаптировались в Нижегородской области.
В
этой связи у меня есть хороший пример относительно нашего региона.
Лет 10-12 назад, когда на Борский стекольный завод пришел Glaverbel,
рядом с этим крупным мировым производителем образовалось на Бору
очень много международных компаний. Это были и производители
аккумуляторов, и Galina Blanka,
и производители посуды.
То
есть когда мировые инвесторы увидели, что Glaverbel совершенно
спокойно и уверенно себя чувствует на нижегородской земле, и за ним
потянулись и другие компании.
Собственно,
в этом ключе и нужно действовать. Тогда появятся и деньги, и
репутация, и перспективы.


