16+
Аналитика
13.10.2021
Как Нижний Новгород оказался на первом месте в рейтинге по качеству жизни – вопрос.
03.03.2021
Компания будет получать деньги, а работу по уборке взвалит на плечи города.
21.07.2021
Что и нашло свое отражение в оценке вице-премьером реформ в Нижегородской области.
11.10.2021
Вместо ограничения прав непривитых граждан нужно даватиь более полную информацию о последствиях прививок
08.10.2021
Встраивание региона в нацпроект «Производительность труда» не должно стать очередной кампанией.
07.10.2021
Приход людей из команды губернатора в Заксобрание повысит взаимопонимание этого органа и правительства.
30.09.2021
Особое отношение главы региона существенно изменило расклад политических сил в Арзамасе.
30.09.2021
«Единая Россия» решает те проблемы, о которых КПРФ только говорит.
23.09.2021
Электоральная оценка итогов выборов в Государственную думу в Нижегородской области.
21.09.2021
КПРФ оказалась наиболее понятной в своей умеренной критике социальной политики.
20.09.2021
Благодаря Захару Прилепину «Справедливая Россия» переломила ситуацию и стала третьей политической силой.
17.09.2021
Единовременные выплаты перед выборами должны превратиться в постоянные.
16.09.2021
Нижегородцы должны иметь возможность регулировать климат в своих квартирах.
16 Февраля 2005 года
205 просмотров

«Новые» губернаторские выборы

Дмитрий Коваленко, АНО «Центр социального и политического консалтинга «Федерация»:

Имеет ли сегодня, когда в стране проходят акции против монетизации льгот, федеральный центр необходимые политические и экономические ресурсы для продавливания «своих» кандидатов на посты руководителей субъектов федерации, если это сопряжено с сопротивлением региональных элит?

На мой взгляд, сам по себе вопрос имеет несколько теоретическое значение. Не стоит переоценивать фактор монетизации льгот как ослабления федеральной власти. Конечно, федеральный центр крайне неумело начал проведение реформы. Но ее осуществление в любом случае наталкивается на психологическое сопротивление общества, и, прежде всего старшего поколения, привыкшего жить в иной системе координат.

Региональные элиты слишком слабы и разобщены, чтобы создавать противовес федеральной власти. Вообще, в современной России элита слишком комформистна и приспособляема. А региональная элита тем более. Сам механизм ее формирования обеспечивает если не уважение, то непротивление мнению федерального центра.

Конечно, так называемая «новая элита» захочет при помощи новых механизмов изменить свое положение и добиться господства в регионе. Но кроме одного хотения необходимо обладать еще ресурсами, как финансовыми, так и административными (речь идет и о наличии инструментария вхождения в коридоры верховной власти).

Сами по себе региональные парламенты мало что из себя представляют. За большей частью стоят либо административные, либо олигархические группировки. То есть депутатский корпус будет озвучивать те решения, которые принимаются в московских, либо во властных кабинетах.

Представленная модель назначаемости губернаторов в аппаратном смысле вычистила конфликтные узлы. Они будут присутствовать лишь на этапе отбора кандидатов. Кроме того, на мой взгляд, федеральная власть не пойдет на открытые конфликты. Например, в виде «модели Колбина» (напомню, в горбачевские годы в Казахстан на пост руководителя был прислан варяг – первый секретарь Ульяновского обкома Колбин). Выбор будет делаться из известных кандидатов. И преимущество будет отдаваться людям, в первую очередь, лояльным центру.

На сегодня, кадрового ресурса для замены действующих губернаторов и президентов национальных республик на новых, конечно, нет. И вряд ли он появится в ближайшие времена. Выбор будет делаться из имеющегося ресурса – действующие губернаторы и их команда, руководители крупнейших предприятий (при условии если они не входят в структуры олигархических компаний) и представители силовых структур.

В нынешних условиях власть скорее будет руководствоваться принципом меньшего зла. То есть сама по себе возможность смены действующего главы и так называемая альтернативность предложенных кандидатур будут держать действующих региональных руководителей в ежовых рукавицах.

Региональная власть живет не в космическом пространстве. И общественное мнение, и мнение СМИ учитываться при рассмотрении кандидатур будут. Да и в повседневной деятельности любому руководителю не безразлично какой имидж выстраивается в общественном мнении. 

Другое дело, что любой назначенец зависим от того, кто подписал соответствующий указ или поставил свою резолюцию. В нынешней ситуации, возможно, это даже лучше. Потому что пусть и не на 100 процентов, но блокирует региональную фронду, самостийность. И потом – механизм назначаемости порождает ответственность куда большую. Ведь в условиях апатии избирателей, спроса за результаты деятельности практически не было.

Во всяком случае, система назначаемости может несколько уменьшить и коррупционность, и безнравственность руководителя региона и его команды. Конечно, в условиях назначаемости могут появиться губернаторы-временщики, которые будут готовы бездумно исполнить любую установку Центра. Но думаю – таких примеров будут единицы.

Какими качественными характеристиками должен обладать кандидат на должность руководителя субъекта федерации в условиях нового порядка избрания губернаторов, чтобы быть представленным президентом?

Думаю, что первый принцип – это системная лояльность центру. Отсюда будет следовать и все остальное. Особых качественных требований предъявляться не будет. За исключением, быть может, коррумпированности.

Власть будет исходить из того – будет ли назначаемый стараться следовать в фарватере действующей политики или нет. И способен ли он удерживать ситуацию в пределах повседневного жизнеобеспечения региона. Правда, здесь заложена очень сильная опасность. Лояльность не всегда равна профессионализму.

Нам приводят примеры других государств, где имеет место назначаемость глав регионов. Но следует напомнить, что там назначаемость имеет все-таки партийный характер и встраивается в систему либеральной демократии. У нас — назначаемость управляемой демократии, в основе которой власть бюрократического аппарата. И здесь встает вопрос контроля. Не столько политического, сколько контроля эффективности управления.

В контексте новой системы выборов руководителей субъектов федерации, формально влияние полпредов, конечно, вырастет. Они превращаются в кадровиков и контролеров. Но я думаю, что их влияние вырастет в первичном функционале. Они предложили кандидатов. Далее они могут стать лоббистами, а могут и не стать. Решение будет вырабатываться в кремлевской администрации. Другими чиновниками.

Действующая власть не привыкла идти на кадровые решительные перемены. И назначаемые лица поймут, что они номенклатура президента, а не полпреда. А если учесть, что губернаторам будут переданы функции, находящиеся в ведении полпредов, то последние все более будут превращаться в декоративные структуры. Влиять же на процесс избрания губернаторов будут те силы, которые будут лоббировать выбор кандидата в Кремле.

Коррумпированность в процессе назначаемости увеличится. Ибо сам процесс отбора кандидатов и принятия решений будет пребывать в «темной зоне», он будет не прозрачен. А назначаемые губернаторы в обыденной жизни будут менее коррумпированы. Во-первых, потому что за ними будут следить и силовые структуры, и региональные элиты, и центр. И следить более пристально ( принцип аппаратной борьбы никто не отменял. А любая назначаемость подразумевает усиление византизма, суетливости у трона). А во-вторых, дамоклов меч быстрого снятия будет снижать аппетиты назначенцев.

Из действующих губернаторов имеют наибольшие шансы на избрание по новой схеме те, кто занимал умеренную позицию и не вмешивался в большую политику, кто не стоял на содержании олигархических кланов. Будет учитываться и фактор тяжеловеса в регионе (особенно в национальных республиках). Никому не нужны большие проблемы в субъектах федерации.

В то же время, уход «непроходных» действующих региональных руководителей в оппозицию вряд ли возможен. Во-первых, непроходные лидеры в своей массе слишком запятнаны. А во-вторых, у них просто не хватит природной смелости. Подавить фронду таких людей центральная власть сможет без проблем.

По теме
10.09.2021
Большая часть избирателей не появится на избирательных участках.
08.09.2021
На протяжении долгого времени выборы становятся все менее интересными.
01.09.2021
Антипремия «Бандерлоги культуры» поможет сдержать проекты, которые травмируют городскую идентичность.
20.08.2021
Очередной глава ЕЦМЗ вынужден уйти после того как выписал себе незаконную премию.  

Смотреть онлайн бесплатно

Смотреть русские видео онлайн