Новые вариации на старую тему
Любой
пиарщик скажет вам, что если тему «раздувают» в СМИ –
значит, это кому-нибудь нужно. Определить «заказуху»
очень просто. Как правило, исполнители не заморачиваются и не создают
журналистских шедевров. А это значит, что по газетам и телеканалам
начинают кочевать одни и те же ньюсмейкеры и эксперты, повторяющие
одни и те же заученные слова.
Заказной
сюжет – это легкие деньги, и надо быть по-настоящему
принципиальным журналистом, чтобы от них сознательно отказаться. Оно
и понятно. Рынок есть рынок. Обидно, когда коллег называют
«журналюгами», но как еще называть, если «джинса»
все чаще попадает на страницы газет, хотя, я помню, раньше за это
руководство серьезно наказывало. Но время идет, и нравы меняются.
Сегодня некоторые уважаемые издания, кичащиеся своим эксклюзивом,
позволяют себе размещать явную «заказуху», так что только
остается удивляться и гадать, кто нагрел на этом руки: журналист,
главный редактор или учредители сего СМИ?
Попалась
статья в газете «Ведомости» о возобновлении строительных
работ на замороженном в кризисные годы объекте – новом здании
правительства Нижегородской области в Кремле. Вся публикация
почему-то держится на единственном факте, как картина на гвоздике.
Этот факт – выделение на строительство 96 миллионов рублей по
областной программе «Развитие социальной и инженерной
инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения».
Название, программы и правда забавное. Но ближе к теме.
Само
собой, к факту присовокуплены мнения экспертов, которые словно
нарочно расшатывают этот гвоздик. Сначала некто Михаил Черепнов,
глава незнакомой юридической фирмы утверждает, что налицо нецелевое
расходование средств. Потом известный депутат Госдумы от ЛДПР
перечисляет «сокращенные» статьи областного бюджета,
намекая, что чиновники строят себе новые кабинеты за счет сирых и
убогих.
Неужели,
думаю, нет ни одного аргумента «за». Забиваю.
Оказывается, есть: арендная плата за помещения, арендуемые 28
департаментами правительства, которым не хватило места в имеющемся
здании, ежегодно областному бюджету обходится в 60 миллионов рублей.
Получается,
что 93 миллиона рублей, затрачиваемые на первую очередь Дома
правительства, окупятся менее чем за два года. Это если не брать в
расчет то, что на перемещение сотрудников этих министерств по городу
на всякие оперативки, совещания и заседания также тратятся средства.
Догадываюсь, что немалые.
В
глобальной паутине есть и другие доводы – в городе появится
достойная площадка для проведения мероприятий и встреч всероссийского
и международного уровня, да и обычным нижегородцам не надо будет
мотаться по нескольким районам города, чтобы посетить разные
министерства. Не совсем согласен с площадкой для встреч, но уж то,
что посещать нижегородцам будет удобнее – это очевидно. И все,
кто хоть раз мотался на проспект Ленина и на Окский съезд, а потом
на Рождественскую, думаю, подтвердят.
Нашел
во всемирной паутине и сюжет «5 канала». Надо сказать,
что телевизионщики подошли к материалу творчески, с огоньком. Поехали
в сельскую больницу – туда, где похуже, и спросили у пациентов,
как вам такой расклад: у вас больницу не ремонтируют, а себе такие
хоромы строят? Что за этим последовало? Конечно, взрыв людских
эмоций! И снова ситуацию прокомментировали, видимо, единственные
эксперты в регионе — вышеупомянутый глава юридической фирмы господин
Черепнов и депутат Госдумы от ЛДПР Курдюмов, которые под копирку
повторили то, что неделю назад все уже прочитали на страницах
«Ведомостей». Правда, юрист уже не утверждает, что расход
средств нецелевой и даже говорит о бесперспективности судиться «за
правду»… Прогресс, однако!
Неужели
в наш век большой конкуренции между СМИ такое возможно? Решил
спросить об этом у друга. Ответ ошарашил: «А ты разве ТЗ не
видел?». И показал занятный документ на двух страничках.
Заголовок интересный: «Необходима помощь в подготовке
материалов против Правительства Нижегородской области». Далее
прикладывается полный текст небезызвестной уже статьи в газете
«Ведомости». А далее – самое интересное: аж пять
пунктов, похожих на некое техническое задание, что нужно сделать:
«1. Сам этот аукцион, нужно выяснить, будет ли он иметь вообще
какое-то визуальное воплощение: конверты вскрывают… 2.
Чиновники пусть объяснят, зачем нужен этот дом, почему за эти деньги…
3. Подрядчика (если там несколько участников – хотя бы одного,
пусть расскажут, какие требования к строителям, как должен выглядеть
это Дом Правительства)». И, внимание! « 4.
Поснимать в квартире с жильцами, которые уже несколько лет живут в
аварийном доме и стоят на очереди на жилье, пусть скажут, что они уже
столько лет ждут. Живут в ужасном доме, а чиновники себе чуть ли не
дворец отгрохают! 5. Любого эксперта из статьи, который скажет: что
это похоже на нецелевое расходование средств». !?!
По-моему, вполне любопытный документ. Тогда все сходится, и понятно,
откуда в СМИ появляются такие материалы.
Забиваю
в поисковик и узнаю, что кроме «Ведомостей» еще несколько
СМИ: «5 канал», «PROгород»,
«Биржа», «ЛС», — говорят о том же, причем
одними и теми же словами одних и тех же ньюсмейкеров. Не хочется
обвинять руководителей этих СМИ в чем-либо, но уж больно
подозрительно все это выглядит. Неужели «Биржа», «ЛС»,
«PROгород», «5 канал»
хотят иметь имидж «сливного бачка»? В этих СМИ много
достойных, интересных материалов, но один подобный во многом
перечеркивает то доверие, которое журналисты этих СМИ завоевывали
годами.
Я
реально не понимаю, почему, когда на всех информационных агентствах
есть вполне убедительные данные и о целесообразности строительства, и
о планируемой экономии бюджетных средств, и об эффективности в целом,
об окупаемости менее чем за 2 года, далеко не все ими пользуются. Эти
факты можно подвергнуть сомнению, обсудить, но почему они
игнорируются именно этими СМИ? Мне кажется, что профессиональный
журналист так бы не сделал.
А
потом мы спрашиваем: а почему у нас в обществе такая низкая оценка
журналистов? Да, потому что такие материалы явно росту доверия не
способствует.