Нужно вводить новый стандарт работы государства
«АПН-Нижний Новгород» представляет вниманию читателей фрагменты выступлений на заседании Нижегородского отделения клуба политического действия «4 ноября», состоявшегося 28 ноября 2007 года и посвященного теме «Политическая модель России после марта 2008 года».
Владимир Плигин, председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству:
Говоря о проблеме Конституции и третьего срока, нужно отметить, что президент Путин делает попытку создать модель того, что в принципе общество может управляться прогнозируемыми правилами. И анализируя общественные процессы, мы все больше и больше приходим к выводу, что, видимо, у нас нет выхода, как попытаться вернуться к правовой модели и убрать страх, в частности у правящей элиты, перед последствиями происходящих в Российской Федерации смен слоя или лидеров этого слоя.
Что касается формирования закона об оппозиции. На рассмотрении Государственной Думы находится несколько абсолютно беззубых и непродуманных проектов закона об оппозиции. Мы пытались наработать закон об оппозиции, но документы, которые вносятся от оппозиции, выполняли роль технического раздражителя общества. То есть, они вносят проект, ты говоришь с автором: «что сделать с твоим законом? – он нечитаем». Он говорит: «вы им воспользуйтесь, вы нам откажите, а мы этим воспользуемся как политическим жестом».
Меня, когда мы говорим о сильном государстве, эта тема по-настоящему заботит и угнетает, потому что в настоящее время государство в некоторых своих аспектах является не просто сильным, а сверхсильным. Оно является сверхсильным с точки зрения расходов на государство, на собственную государственную машину, государство является кадрово-перенасыщенным, государство создает иллюзию того, что именно оно является таким функционером, который что-то видит и что-то предопределяет.
На мой взгляд, нужно вводить новый стандарт работы государства. Сегодня государство является излишним технологически, одновременно некомпетентным и слишком расходным. Собственно говоря, мы пересекаемся с проблемой подавления инициативы, в частности, конкретного слоя людей – малого и среднего бизнеса. Государство является и первой сбирающей налоговой системой и, одновременно, через механизмы коррупции — второй сбирающей налоговой системой.
Если обратиться к истории, то возьмите предреволюционные газеты — и вы увидите, что они говорили черт-те о чем: о моде, об авиа, о сломанной ноге у лошади, — и никто не говорил о той трагедии, которая в ближайшее время случится. Или возьмите величайшего политического деятеля Витте, обратите внимание, что в его мемуарах вспоминается множество разных фамилий, множество очень достойных людей, и большая часть воспоминаний посвящена личным взаимоотношениям с этими людьми. Это нормально для человека, но надо видеть и последствия этих личных взаимоотношений.
Сейчас довольно часто политика атомизирована и сводится к оценкам людьми друг друга. Этот нехорош, тот нехорош, но стратегия формируется сложно, поэтому надо сделать все, чтобы этот флаг не превратился в саван. Хотя мысль Путина в его последних выступлениях заключалась в том, что ничто не является предсказуемым – это было основным лейтмотивом его выступления на том форуме.
Крайне важно соотношение горизонтали и власти. В настоящее время государство крайне неустойчиво, если его условно представить в виде рюмки, то этот стебелек, который соединяет верхнюю часть с опорой, настолько тонок, что в целом ряде случаев можно не успеть перехватить позицию – все разрушится. Поэтому очень важны цементирующая роль и ответственность во время происходящих выборов.
Наша задача – создать носителя геополитики, мы об этом неоднократно говорили, социально активный слой граждан нашей страны. В настоящее время мы очень активно ищем возможность восполнить пустоту, образовавшуюся после исчезновения комсомола – потому что эту пустоту будет заполнять банка пива или наркотики, если в ближайшее время это не восполнить либо спортом, либо какого-либо рода религиозной моралью, либо какой-то другой социальной моралью. Последовательного носителя такого рода морали не существует. Мы только пытаемся его создать.
Что касается дисбаланса политического центра, это, наверное, самая серьезная проблема. И российская политическая модель всегда подразумевает сочетание собственного должностного положения и функций – это очень важный момент.
Давайте, попробуем сконцентрироваться в течение нескольких дней и создать базис стабильного поступательного функционирования. Моя очень искренняя мечта – чтобы в следующей Государственной Думе стало еще меньше того, что интересно журналистам. Почему? Если хлесткий лозунг, хлесткое слово, кто-то с кем-то подрался – это предмет сюжета, то выстраивать качественное государство – это абсолютно профессиональная, нудная, противоречивая работа, которую государственный орган обязан будет делать.