Отмену голосования объяснять не нужно
График принятия
законопроекта о праве субъектов РФ самим определять, проводить ли им
прямые выборы губернаторов или избирать их в заксобраниях, в Госдуме
уже установлен. Второе чтение намечено на 19 марта, в окончательном
виде закон будет рассмотрен 22 марта. Предполагается, что 27 марта он
получит одобрение Совета Федерации, а значит, уже в начале апреля
может быть подписан президентом.
Тянуть с этим законом
нельзя, ведь регионы еще должны принять свои нормативные акты. Между
тем, как минимум в четверти из них в конце мая стартует избирательная
кампания. Как известно, 8 сентября – в единый день голосования
– планируются выборы глав в девяти субъектах РФ. Из них два
северокавказских – Дагестан и Ингушетия, а стало быть, именно в
них волеизъявление населения может быть заменено выборной процедурой
через парламент.
Однако в законопроекте
так и не появилось никаких критериев для того, чтобы субъект РФ мог
принять то или иное решение. А, значит, прямые выборы в принципе
могут отменяться и там, где социально-экономическая и политическая
обстановка более или менее нормальная.
То, что никаких
уточнений по поводу права регионов на отмену прямых выборов сделано
не будет, стало окончательно ясно после вчерашнего заседания комитета
Госдумы по конституционному законодательству и государственному
строительству. Напомним: думская оппозиция изначально настаивала на
том, что отмена прямых выборов должна стать исключением. Пока об этом
говорится только устно. Например, в таком духе высказывался Владимир
Путин, в том числе на встрече с Советом законодателей 13 декабря,
когда идея отказа от губернаторских выборов была озвучена впервые.
Повторил он этот тезис и в Послании Федеральному собранию, и в ходе
своей большой декабрьской пресс-конференции. Вчера о том же говорил
председатель профильного комитета ГД Владимир Плигин. Мол, отмена
прямых выборов будет лишь в единичных регионах. Однако при этом он
жестко объявил: никаких критериев принятия такого рода решений
записано не будет. И все инициативы оппозиции на этот счет в ходе
заседания комитета были отвергнуты.
Скажем, коммунисты
предложили сделать так: оставить все как есть для большинства
регионов, а для северокавказских отсрочить проведение прямых выборов
на 10 лет. То есть поступить так, как в свое время было сделано с
введением по всей стране судов присяжных, когда Северный Кавказ стоял
в очереди последним. Однако единороссы возмутились: дескать, это
неконституционно, поскольку нарушает избирательные права граждан,
которые должны быть одинаковыми на всей территории страны.
Отвергли они и
предложение "Справедливой России", которое уж точно нельзя
назвать антиконституционным. Лидер фракции "СР" Сергей
Миронов, напомним, предложил прописать в законе, что прямые выборы
могут быть отменены только в тех субъектах РФ, где более чем два
народа составляют более 17 % общей численности населения каждый. Его
логика понятна – раз все понимают, что речь идет о Дагестане,
Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, но называть их прямо нельзя,
то следует обозначить их по косвенным признакам.
Позиция "ЕР"
вчера окончательно убедила оппозицию в том, что отказы от прямых
губернаторских выборов могут стать отнюдь не исключением, а правилом.
Что касается самой
процедуры избрания губернатора депутатами заксобрания региона,
отказавшегося от прямых выборов, то она заключается в следующем.
Каждая партия может направить президенту РФ не более трех кандидатур,
хотя первоначально в тексте значилось "не менее трех". Это
будет дозволено лишь тем партиям, которые представлены в Госдуме, и
тем, которые имеют мандаты в заксобрании конкретного региона.
Президент в данном законопроекте фактически приобретает полномочия
некой избирательной комиссии, потому что вместе со списком
претендентов партии должны направлять ему весьма солидные пакеты
документов на каждого из них. Таким образом, по аналогии с
Центризбиркомом, кремлевская администрация получает возможность через
претензии по формальным поводам отказывать партии в рассмотрении того
или иного кандидата.
Обратно в парламент
субъекта РФ президент направляет только список из трех кандидатов,
одного из которых депутаты и должны выбрать. Причем, нет четкого
указания на то, должна ли это быть чисто однопартийная тройка или там
могут быть представители разных партий. Ведь все подробности
взаимодействия главы государства с партиями-выдвиженцами будут
прописаны в президентском указе.
В законопроекте есть
ссылка на региональные законы, где и будет определен порядок выборов
высшего лица. Однако тут же имеется и четко расписанная процедура
голосования, не оставляющая никакой свободы действий: голосуется вся
тройка, победителем является тот, кто набрал более половины от
списочного состава заксобрания. Если таковых нет, то во втором туре
сражаются уже только двое и побеждает тот, у кого больше голосов.
Но оппозицию более
других поразила еще одна норма, относящаяся к процессу выдвижения
партиями своих кандидатов. От них требуется в обязательном порядке
провести консультации с непарламентскими партиями, которые имеют в
данном регионе свои представительства. Причем, если это не будет
сделано, президент может отказать партии в рассмотрении ее
кандидатур. Зампред профильного комитета от ЛДПР Сергей Иванов даже
спросил: значит ли это, что за этими мелкими партиями "надо
будет бегать"? И нужно ли будет привлекать к консультациям все
партии – нынешние 60 или 100, если через какое-то время их
будет столько? Глава комитета Владимир Плигин стал всех успокаивать:
мол, не в каждом регионе будут отделения всех новых партий.
Однако, по мнению
первого зампреда комитета по госстрою "эсера" Александра
Агеева, данная норма является "полностью абсурдной". Он
уверен, что в реальности она не может быть выполнена. А значит,
данная норма "может быть использована для блокирования тех
оппозиционных партий, кандидаты которых будут в потенциале выглядеть
более убедительно, чем претенденты от партии власти".
Таким образом,
получается, что "Единая Россия" без фильтров того или иного
рода побеждать не способна. И если в каком-то регионе все-таки будут
прямые выборы губернатора, то "ЕР" станет прятаться за
муниципальный фильтр, уже показавший свой заградительный потенциал.
Если же вместо прямых выборов в каком-то субъекте РФ будет
применяться избрание через парламент, то тут вводится уже "партийный"
фильтр, также призванный останавливать неугодных кандидатов в
губернаторы.
Стоит заметить, кстати,
что если парламентским партиям консультации с непарламентскими,
согласно законопроекту, проводить надо обязательно, то последние
всего лишь "вправе" в них участвовать, направляя
предложения по своим выдвиженцам. Как вообще можно организовать такие
своеобразные консультации, в законопроекте не говорится. Правда, по
некоторым сведениям, в ближайшее время соответствующие поправки будут
внесены в закон о политических партиях.
Оригинал этого
материала опубликован на сайте «Новая
политика».