






Парадоксы культуры
28 августа в Нижнем Новгороде открылся областной фестиваль
«Нижегородская музейная столица». Уже в десятый раз. В советские времена
подобные тусовки назывались смотр-конкурсами или похожими скучными чиновничьими
терминами, и чаще всего оставались в памяти как формальные мероприятия «для
галочки». Предубеждение о том, что музей – это некое замкнутое пространство,
интересное только самим музейным работникам, банальный склад всяческой
исторической мертвечины и малоинтересного культурного хлама, которое не имеет
никакого отношения к сегодняшней жизни, постепенно уходит в прошлое.
За последние годы в Нижнем Новгороде очень сильно
изменилось отношение к музеям среди населения: сюда стало ходить гораздо
больше посетителей, в том числе молодежи — за пять лет посещаемость
нижегородских музеев выросла на 35 процентов. Нижегородцы хотят знать свою
историю и культуру, чтобы лучше разобраться в сегодняшней жизни. Специалисты
отмечают, что в настоящее время наблюдается взаимное движение навстречу друг
другу — как со стороны музеев, так и со стороны
посетителей. И это обстоятельство не может не радовать. Как известно, в России
сейчас официально проходит Год культуры¸ призванный привлечь внимание
общества к вопросам развития и сохранения культурно-исторического наследия. Вдвойне
приятно, что обширная программа музейного праздника на этот раз не обошла
вниманием так называемые «горячие точки»» нижегородского культурного
пространства. Например, властям ранее часто доставалась изрядная доля критики
от прессы и общественности за неприглядный облик архитектурно-этнографического
музея-заповедника «Щелоковский хутор». Положа руку на сердце, мы можем
констатировать, что в какой-то момент чиновники действительно перестали уделять
должное внимание этому важному культурному объекту. Однако недремлющая
культурная общественность не позволила людям от власти беспричинно почивать на
лаврах, жестко ткнув носом забывчивых муниципалов в творимое на «Щелчке»
культурное безобразие. Почаще бы так! В результате сегодня «Щелоковский хутор»
в рамках областного фестиваля принимает у себя интерактивную музейную программу
«Нижегородская мозаика» с участием районных музеев Нижегородской области. А еще
пару-тройку лет назад на территорию музея-заповедника просто стыдно было зайти,
а уж тем более привести сюда гостей.
В день открытия музейного фестиваля глава региона Валерия
Шанцев и глава города Олег Сорокин посетили школу-интернат для глухих детей и
созданный при этом учреждении театр «Пиано». Наверняка, найдутся
скептики, которые скажут, что Шанцев и Сорокин, скорее всего, пришли к
детям-инвалидам не просто так, а в преддверии региональных выборов — чего уж
тут душой кривить? Даже, если это и так, сути дела это не меняет. Школа-интернат
реконструируется в рамках программы «Школа — Театр — Дом». Здесь полностью
поменяли фасады, кровлю, установили более 200 новых окон, создали центр
двигательной активности, концертный зал, установили новые спортивные площадки,
проложили дорогу. Лишенные от рождения многих земных радостей дети наконец-то
получили возможность полноценно развиваться. «Иногда застройщиков воспринимают
как суровых мужиков с каменными сердцами, которые только и могут, что
класть кирпичи. На самом деле они — совсем другие люди, и завершенный проект
доказал это»,- отметил Олег Сорокин.
Как бы то ни было, «суровым мужикам с каменными сердцами» рано
расслабляться. Против них уже не первый год воюет, по меткому выражению Аркадия
Райкина, «боевой отряд физически маломощных хлипаков» из объединения
«СпасГрад», во многом, безосновательно претендующий на гордое звание
«нижегородской культурной общественности». Видимо, какая-то соринка попала в
глаза бодрым общественникам «со взором горящим». Везде они стараются отыскать только
негатив. Их деятельность, как мне кажется, вполне созвучна знаменитому лозунгу
«Бороться и искать, найти и не сдаваться». Недавно, вот, снова нашли. Дом
№ 46 по улице Новой в Нижнем Новгороде. И «не сдаются». У так называемых
градозащитников возникли «серьезные опасения», что дом могут снести. На чем
основаны эти опасения, никто внятно не объясняет. Нам так кажется – и все тут.
Дескать, чуйка срабатывает, натренированная неизвестно кем и когда
культурологическая интуиция. И точка. Не хотите «громкого общественного
скандала»? Тогда не трогайте дом. А то мы, дескать, многое можем, сами знаете. Вам
это надо в преддверии выборов? Вот и ладушки. Что это, как не циничный
ультиматум властям? Настораживает, что градозащитники как-то походя присвоили
себе могучий бренд как «нижегородская интеллигенция». И прикрываются им как
надежным щитом. Якобы некая кучка людей целиком и полностью выражает интересы
столь многочисленной и неоднородной социальной группы. Не уверен, что все до
единого граждане, так ли иначе причисляющие себя к «нижегородской
интеллигенции» думают в унисон с представителями «СпасГрада». Как мне кажется,
нижегородской интеллигенции (как, впрочем, и любой другой) присущи в первую
очередь скромность и терпимость к чужому мнению, а уж никак не истерическая
свистопляска и на городских улицах в социальных сетях. Однобокость и
нетерпимость в восприятии того или иного социального или культурного явления,
чаще всего, как раз является родовым свойством не интеллигента, а, скорее,
агрессивного люмпена из пролетарской подворотни. Которому, как в прямом, так и
в переносном смысле глубоко наплевать на «музейную столицу», театр «Пиано», заповедник
«Щелоковский хутор», а также на все нижегородское историко-культурное наследие
в любом виде.
