Право на ошибку
Дмитрий Бирман, депутат думы Нижнего Новгорода:
Перед администрацией Нижнего Новгорода стоит целый комплекс
задач по развитию инфраструктуры города: а) как транспортного узла, б) дорог
внутри самого города, в) подземного и наземного общественного транспорта. Также
к инфраструктуре нужно отнести все, что касается коммуникаций – водопровод,
электросети, отопление.
Если говорить о таком глобальном объекте, как аэропорт, то
здесь дела обстоят очень даже неплохо – начато строительство терминала на
деньги инвестора, взлетно-посадочная полоса будет построена в соответствии с
современными стандартами на федеральные деньги. Это просто здорово, что такой
современный транспортный узел будет построен не на деньги городского бюджета.
Кроме этого, очень важно, что рядом с Нижним планируется
строительство станции высокоскоростной железной дороги – это тоже деньги не
городские, а ОАО «Российские железные дороги» и федерального бюджета.
Что касается внутригородского развития инфраструктуры – то
это, в первую очередь, строительство на средства бюджетов сразу трех уровней
новых станций метро, которые позволят решить поставленные ФИФА задачи
подготовки к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Очень важен для города и
проект строительства второго моста через Волгу, чтобы организовать нормальный
поток транспорта. Он также будет финансироваться из федерального бюджета.
Все это серьезные глобальные вопросы, которые необходимо
решить до 2018 года. Хорошо, что есть возможность привлечь федеральное
финансирование в рамках подготовки к чемпионату. И логика сегодняшней жизни
говорит о том, что все эти проекты Нижнему Новгороду жизненно необходимы.
Модернизация внутригородских сетей водообеспечения,
газификации, электроснабжения должна произойти до 2015-2016 года, и работы эти
уже ведутся, причем они связаны с программой волнового переселения. Сегодня
строятся крупные микрорайоны – «Южный», «Цветы». Все идет к тому, что и
микрорайон в Новинках также войдет в черту города. Все это требует
соответствующей инфраструктуры. Кроме того, в эти районы будут расселяться люди
из ветхого и аварийного жилья. Соответственно, на месте ветхого и аварийного
жилья будут возникать новые современные здания, а коммуникации в центре города
– это тоже серьезная проблема, поскольку здесь они значительно старше, чем на
окраинах города.
И такая «картина крупными мазками» уже дает представление о
масштабе стоящих перед нами задач, притом, что городской бюджет следующего года
будет очень непростым – он будет хуже, чем бюджет текущего года, который, в
свою очередь, был хуже, чем бюджет предыдущего года. Но мы надеемся получить
федеральные деньги еще и на то, чтобы привести в порядок основные
внутригородские магистрали. Вот основные планы, которые стоят перед городской
администрацией на ближайшие два-три года.
Еще одна сложность заключается в том, что генеральный план
развития города был принят не так давно, три года назад. И хотя некая концепция
развития города в предыдущие два десятилетия существовала, она не соблюдалась.
Конечно, в центре города присутствует точечная застройка, осуществленная
три-пять лет назад, причем, без внятной архитектурной концепции, будучи
подчиненной больше экономическим, чем архитектурным задачам.
Но сегодня в подавляющем большинстве случаев застройка ведется
поквартально, причем, с обязательно предусмотренным детским садом. Если за
последние двадцать лет детские сады фактически не строились, то только за этот
год будет введено в эксплуатацию порядка восьми детских садов. Прорабатываются
также вопрос о том, где будут учиться дети из тех семей, которые переедут в
новые кварталы. Также актуален и вопрос озеленения этих территорий. Когда мы
планируем застройку, мы учитываем, что возле каждой группы домов должна быть
некая парковая зона – с деревьями, зеленью, детской площадкой, с местом отдыха
для местных жителей. Конечно, парки в нашем представлении это нечто другое –
высокие деревья, аттракционы и так далее, но парк образца США, Канады и
европейских стран – это небольшая зеленая территория рядом с жилым массивом.
То есть, от точечной застройки мы перешли к застройке
поквартальной, с учетом архитектурной концепции. После длительного отсутствия в
Нижнем Новгороде появилась должность главного архитектора – человека, который
отвечает за облик города.
Что касается метро, то, хотя оно могло придти в верхнюю часть
города еще двадцать лет назад, история не знает сослагательного наклонения. Да,
наверное, в этом случае мы бы имели более разгруженные и сбалансированные
транспортные потоки. Очень уважаемый мной бывший губернатор Нижегородской
области Борис Немцов тогда искренне выступал против проведения метро в верхнюю
часть города, и отчасти на этом получил некий политический капитал. Но, думаю,
с уровня сегодняшнего дня он может признать, что ошибался. Каждый руководитель
имеет определенное право на ошибку, но надо уметь эти ошибки признавать.
Город не может развиваться, не нарушая покоя людей, которые в
нем живут. Это невозможно. Строится рядом новый дом, ремонтируется улица,
прокладываются новые коммуникации – это связано с шумом, временным неудобством,
дискомфортом. А развиваться надо — сегодня в нашем огромном городе-миллионнике
нет аквапарка – это абсурд. Люди едут в Москву и Казань, чтобы посетить
аквапарк, показать детям, что это такое.
Зачастую развитие города натыкается на противодействие группы
граждан, которые выступают «против всего». Я говорю не о той ситуации, когда
нижегородцы подсказывают власти, где она ошибается, где можно сделать иначе, а
о таких группах людей, которые поддерживают неких деятелей, пытающихся
заработать политический капитал. Это здорово, что нижегородцы принимают
активное участие в решении вопросов развития города – это путь к построению
гражданского общества. Это правильно, и задача власти – слышать жителей города
и реагировать на их предложения. Главное, чтобы людей не использовали для
политических спекуляций, которые являются тормозом для поступательного развития
города.
Сегодня все понимают, что если бы двадцать лет назад начали
строить станцию метро «Горьковская», то те деньги, которые город на данный
момент потратил на нее и на метромост, – а это в сумме, наверное, полугодовой
бюджет Нижнего, если не больше, – были бы потрачены с большей пользой. Ведь
тогда на метро выделялись федеральные средства. Поэтому все, что можно сделать
на деньги не из городского бюджета, нужно делать как можно быстрее. Завтра все
это нам обойдется значительно дороже.