Прибыль – компании, издержки - региону
РЖД в 2019 году проигнорировала требования прокуратуры о необходимости капремонта шести участков железнодорожных путей в Нижегородской области. Далее решения, обязывающие компанию пр овести необходимые работы, вынесли суды двух уровней, но ситуация пока остается без изменений.
Это одна из самых болезненных и совершенно нерешенных проблем в современной России – взаимодействие крупных структур самого разного характера (не только РЖД, но и нефтедобывающих компаний, и многих других), которые действуют в регионах, с этими самыми регионами – и с местными структурами власти, и с населением.
Мы часто сталкиваемся с тем, что экологические издержки, например, от той же добычи нефти и прочих ископаемых, несет регион и живущие в нем люди. Выгоды же достаются совсем другим структурам. Налоги крупные компании платят в Москве, где расположены их головные организации.
А выстраивать отношения с региональной властью эти структуры имеют возможность таким образом, что власти приходится отступить: крупные компании имеют настолько сильную поддержку в Москве, что преодолеть ее или совсем не удается, или лишь в небольшой степени.
Какова в этой ситуации роль судебной системы? Как раз в ней заключается если не корень проблемы, то одна из причин неотрегулированности этих отношений.
Судебная система у нас построена таким образом, что она реализует указания исполнительной власти. Фактически судебная система не является самостоятельной ветвью власти. И когда суд принимает решение, очень часто встает вопрос, кто за этим решением стоит, кому оно выгодно, кто отдал приказ его вынести.
Если судебный орган находится в регионе, он находится ближе к его интересам, и может принять решения, обязывающие федеральную структуру принять какие-то действия для улучшения дел. Но, как мы видим, не всегда эти решения выполняются, к тому же на один суд можно найти другой. Сегодня в прессе мы видим большой перечень ситуаций, когда такие ситуации разрешаются не в пользу живущих в регионе людей.
Федеральный центр не может допустить, чтобы те или иные вопросы решались на уровне региона, который может начать тянуть одеяло на себя и подрывать «вертикаль власти». В какой-то степени это верно, но это приводит к перегибу в другую сторону, когда регион не может отстаивать свои интересы или испытывает с этим большие трудности.
Еще более болезненной выглядит положение в такой сфере, как захоронение мусора. Так, власть приняла решение вывозить московский мусор в другие регионы. В Архангельской области это привело к серьезным протестам, конфликт зашел очень далеко. Сегодня строительство полигона приостановлено, но техника не убрана. С одной стороны, власть не хочет стрелять в народ, готовый встать под пули, с другой – не хочет и отступать.
Во Владимирской области, где решено строить подобный полигон, местные власти вроде бы и не хотят, но не могут противодействовать такому решению. Они находятся между двумя силами – между населением и федеральными структурами. Но поскольку отчитываются в основном перед последними, то чаще берут их сторону. А поскольку население не выступает столь активно, как в Архангельске, власть этим пользуется.
Но эти полигоны – лишь видимость решения проблемы, которую можно решить только изменением подхода к переработке мусора и огромными инвестициями.
Нижегородская ситуация с РЖД это очередной пример несовпадения интересов федеральной структуры и интересов региона, которые в данном случае пытаются защищать судебные органы. Как разрешится ситуация, не знаю. Могу пожелать лишь последовательности в отстаивании регионом своих интересов, опираясь на закон. Остальные способы гораздо хуже.
Крупный бизнес в России крепко сращен с государством. Трудно представить у нас крупный бизнес, который был бы независим от государства и действовал в собственных интересах. Сращивание приняло такой характер, что пишут уже о государственном капитализме.
И при таком положении крупный бизнес начинает подминать под себя крупный и мелкий. За рубежом он работает в его интересах, распространяя через систему субподрядов огромное количество заказов по малым предприятиям, более того, это вменяется в обязанность, – у нас такой деятельности практически нет.
У нас крупный бизнес старается, где это возможно, задавить, потеснить малый бизнес, чтобы тот ему не мешал. Так, в городах мы видим торжество сетевых структур над маленькими магазинчиками и павильонами, которые часто закрывают, чтобы направить людей к сетевикам. Это происходит и в Нижнем, и в Москве, и в других городах.
Сворачивается возможность самореализации у людей через микробизнес. Формально этот бизнес есть, есть центры его поддержки. С другой стороны, действие этих центров поддержки не пересиливает негативных тенденций, которые тормозят развитие бизнеса. Особенно трудно приходится среднему бизнесу, который еще не настолько силен, чтобы заручиться поддержкой государства и часто становится объектом рейдерской атаки, что очень затрудняет рост эффективных бизнесов из мелкого в средний и из среднего в крупный.