Приватизация прибылей, национализация убытков
12 мая, во время первого визита
Владимира Путина в Петербург качестве премьера он посетил «Адмиралтейские
верфи» — бывшее ФГУП (федеральное государственное унитарное предприятие),
которое его мартовским указом (изданным еще в статусе президента) включено в
состав ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».
Туда же, — с аналогичной сменой
статуса ФГУП, — включены другие питерские предприятия «оборонки»: ЦКБ «Алмаз»,
ЦКБ «Рубин», КБ «Малахит» и Средне-Невский судостроительный завод. По сути,
«ОСК» становится еще одной государственной корпорацией – структурой, которым в
2008 году из федерального бюджета выделено почти 14% его расходной части (920
миллиардов рублей). А под деятельность планируемых госкорпораций запрашиваются
уже триллионы рублей.
При этом юридически конструкции
госкорпораций и ОАО со «100-процентным государственным участием» (что вовсе не
значит получение государством 100% их прибыли) крайне сомнительны: они легко
позволяют «уводить» от государства значительные бюджетные средства и
федеральную собственность. Да и полезных результатов работы госкорпораций пока
что не наблюдается. Более того, один скандал следует за другим…
Понятие «государственные
корпорации» появилось в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» в
1999 году. Но реально такие корпорации начали создаваться (причем, одна за
другой) в 2007-2008 годах. Тогда и вспомнили об особенностях их правового
статуса.
В указанном законе прописано, что
государственной корпорацией признается «не имеющая членства некоммерческая
организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса
и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно
полезных функций». О создании каждой госкорпорации принимается отдельный
федеральный закон. При этом «имущество, переданное государственной корпорации
Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации».
Заметим, не государственной собственностью – а собственностью госкорпорации.
Две большие разницы: если в государственных акционерных обществах (таких, как
«Газпром», «РЖД», РАО ЕЭС и другие) государству принадлежит хотя бы пакет
акций, то в госкорпорациях государству не принадлежит вообще ничего.
Соответствующие средства являются государственными, а собственность —
федеральной только до момента передачи их в корпорацию. Так что, слово «государственная»
в их названии – лишь дымовая завеса.
Далее, закон устанавливает, что
«государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации,
а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной
корпорации». Наконец, госкорпорации не могут быть признаны банкротами, и на них
не распространяются общие правила контроля за НКО. Они не обязаны предоставлять
никакие отчеты (в том числе, финансовые) многочисленным контролирующим органам,
что является «бичом» для обычных НКО, и их нельзя (как обычные НКО) закрыть,
если они не отчитываются. Единственное, что от них требуется в соответствии с
ФЗ «О некоммерческих организациях» – раз в год публиковать отчет об
использовании своего имущества…
Руководство госкорпорацией тоже
весьма специфично. У каждой из них есть наблюдательный совет, все члены и
председатель которого назначаются или правительством, или президентом РФ (в
случае с «Росатомом» и «Ростехнологиями»). В «Банке развития» председателем
наблюдательного совета по должности является премьер-министр. Затем
наблюдательный совет назначает правление и генерального директора корпорации,
которые, собственно, и решают все практические задачи.
Что уже создано?
«Банк развития». Создан на основе
Внешэкономбанка. Статус определен федеральным законом № 82-ФЗ от 17 мая 2007
года. Функции — управление государственным долгом, пенсионными накоплениями,
инвестиционная деятельность. Банку переданы бюджетные средства — 250 миллиардов
рублей.
«Роснанотех». Статус определен
законом № 139-ФЗ от 19 июля 2007 года. Цель — создание наноиндустрии и
перспективных нанотехнологий. Передано из бюджета 130 миллиардов рублей.
Фонд содействия реформированию ЖКХ.
Статус определен законом № 185-ФЗ от 21 июля 2007 года. Цель — реформирование
ЖКХ, расселение ветхого жилого фонда. Передано из бюджета 240 миллиардов
рублей.
Корпорация «Олимпстрой». Статус
определен законом № 238-ФЗ от 30 октября 2007 года. Цель — строительство
спортивных сооружений, создание транспортной, инженерной, энергетической
инфраструктуры к Олимпиаде — 2014. Передано из бюджета 300 миллиардов рублей.
«Росатом». Создана на основе
Федерального агентства по атомной энергии. Статус определен законом № 317-ФЗ от
1 декабря 2007 года. Цель — функционирование организаций ядерного, энергопромышленного
комплексов. Дополнительных средств из бюджета не выделялось.
«Ростехнологии». Статус определен
законом № 270-ФЗ от 23 ноября 2007 года. Цель — поддержка на внутреннем и
внешнем рынках российских организаций-разработчиков и производителей высокотехнологичной
промышленной продукции, привлечения инвестиций в организации различных отраслей
промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс.
Кроме этого, действуют (хотя и не
имеют определяющего их статус закона, но де-факто являются госкорпорациями)
«Объединенная авиастроительная корпорация» и упомянутая «Объединенная
судостроительная корпорация». И планируется создание госкорпорации «Автодор».
Цель — модернизация дорог федерального значения, строительство платных дорог,
ремонт и содержание автодорог. Объем работ – не менее 4 трлн. рублей. «Автодор»
должен к 2012 году достроить и привести в порядок федеральные трассы страны,
модернизировать дороги федерального значения на условиях концессионных
соглашений и с переводом их в режим платных.
Как «Банк развития» управляет
государственными пенсионными накоплениями, хорошо известно всем пенсионерам:
доходность вложений в два раза ниже инфляции, и пенсионные деньги стремительно
обесцениваются. В 2007 году банк обеспечил доходность в 6.01% (ранее доходность
пенсионных накоплений ВЭБ также неизменно отставала и от инфляции, и от частных
компаний). При этом банк разместил около 115 миллиардов рублей «временно
свободных средств» на … депозитах в других банках.
«Роснанотех», на который
возлагаются большие надежды, поскольку понятие «нанотехнологии» нынче стало
чрезвычайно модным, пока что подписал целую кучу соглашений о сотрудничестве. С
другой государственной корпораций – Росатомом, с МИД России, с Федеральным
космическим агентством, с Федеральным агентством по техническому регулированию
и метрологии, а его руководитель Леонид Меламед заявляет, что его корпорация
уже сегодня отобрала около двух десятков проектов, реализация которых к 2009
году сулит значительные дивиденды. Но конкретных проектов не называет. При
этом, как выясняется, на сегодняшний день у России ни одного нанопатента, хотя
в мире их зарегистрировано уже около 10 тысяч.
Впрочем, в 2008 году «Роснанотех»
намерен получить 5 млрд. руб. прибыли. Но вовсе не от нанотехнологий. Все куда
проще. Так же, как и Банк развития, «Роснанотех» положил деньги на банковские
депозиты – в Сбербанке, ВТБ, «Альфа-банке» и ряде других, и на этом и получает
прибыль. И даже обычно крайне осторожный спикер Госдумы Борис Грызлов, узнав об
этом, потребовал поставить госкорпорации под контроль парламента, и заявил, что
деньги им «были переданы не для того, чтобы прокручивать их в банках»…
Фонд содействия реформированию ЖКХ
без устали трудится над рассмотрением заявок на финансирование капитального
ремонта и переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. На сегодня Фонд
одобрил 70 заявок из шести регионов, выделил 3.7 миллиарда рублей на
финансирование капремонта, и 813 миллионов рублей на переселение.
О проблемах «Олимпстроя» сейчас
много говорят и пишут – в связи с отставкой теперь уже бывшего главы корпорации
Семена Вайнштока и заменой его на бывшего мэра Сочи Виктора Колодяжного.
Говорят, что Вайншток обнаружил завышение примерно на треть расходов в сметах
на строительство трех проверенных объектов олимпийской инфраструктуры. Что, по
его мнению, предварительные расчеты необходимых финансовых затрат и времени
были сделаны очень приблизительно, что свободных земель в Сочи нет, а потому
любой земельный участок под олимпийскую застройку придется выкупать по гигантским
ценам. Заметим: на реализацию Федеральной целевой программы «Развитие Сочи как
горноклиматического курорта» предусмотрено 314 млрд. руб., в том числе 185
млрд. — из федерального бюджета. Это в два раза больше, чем суммарный бюджет
трех прошедших зимних Олимпиад — в Нагано, Солт-Лейк-Сити и Турине. Но
оказывается, что и этого недостаточно: только на создание необходимой
транспортной инфраструктуры потребуется 316 млрд. рублей. А тут еще глава ВТБ
Андрей Костин заявил, что банк отказывается участвовать в тендерах на
размещение средств госкорпорации ввиду непрозрачности депозитных аукционов…
Не меньше проблем с и корпорацией
«Ростехнологии», созданной на основе могущественного «Рособоронэкспорта». Ее
глава Сергей Чемезов попытался получить под свой полный контроль
государственные активы военно-промышленного комплекса – но против выступил
первый вице-премьер Сергей Иванов. А затем Минэкономразвития не согласовало
подготовленный Чемезовым проект указа президента о передаче корпорации
госпакетов акций более 500 предприятий: МЭРТ потребовал исключить из этого
перечня акции целого ряда предприятий, а по остальным представить обоснование
целесообразности их включения в госкорпорацию. Ведь из федерального закона «О
госкорпорации «Ростехнологии» совершенно неясно, кто несет ответственность за
невыполнение передающимися ей предприятиями работ по обеспечению
обороноспособности государства»…
Ну и зачем нужны эти монстры?
Собственно, ответ у большинства независимых экспертов один: для сохранения
контроля «друзей Путина» (именно они находятся во главе этих структур) даже и
после его ухода с поста президента за ведущими отраслями экономики и
финансовыми ресурсами. Ведь все они действуют по принципу «приватизация
прибылей, национализация убытков». Это в нынешней России называется
«государственно-частное партнерство»: доходы частные, а расходы –
государственные.
Оригинал этого материала
опубликован на ленте «АПН – Северо-Запад».