






Проблемы шерифа индейцев не волнуют?
Перед началом разговора, хотел бы
поставить все точки на ё. Нужно ли сохранять историческое наследие? Да. Город
должен расти и развиваться? Да. Стоит ли слушать глас народа? Вне всяких
сомнений. Вопрос только в наличии/ отсутствии здравого смысла и баланса
интересов всех причастных сторон.
Начнём, помолясь,
с исторического наследия. Что является оным? Объекты материальной и
нематериальной культуры, признанные таковыми экспертами, специалистам и
занесённые в различного рода
скрижали? Логично. Тоже самое, но сохраняемое в памяти
народной: « А вот под энтим деревом, стал быть,
Александр Сергеевич девок-то дворовых и того… Грамоте учил»? Тоже верно.
Как быть, если есть некая избушка
на курьих ножках – всем фиолетовая, до поры до времени. Как дом купца
Чеботарёва. Или Чебутыкина? Чепурнова? Чебурашкина? Чей знаменит сей
купец, чем дом его ценен – нет ответа. Даже у тех самозванных
защитников «историцкой застройки», что вдруг встали
(легли?) на его защиту. Ибо дом тот – не дом вовсе, мини-офисный центр. Вся внутреннность
в нем перестроена неоднократно как при советской власти, так и в ревущие
девяностые. Даже фасад неоднократно перелицовывался. Так уж случилось, что дом
тот лично знаю, там редакция уважаемой газеты была, на втором этаже – офис
типографии, сбоку магазин (менялись они, от канцелярского
к шторно-тряпочному и обратно). В общем, одно название, ни духа, ни буквы
купеческой. Да и стоял он так, что его снести надо было давно и напрочь – выезжать и выходить на ул. Горького приходилось
под практически прямым углом, что не способствовало безопасности движения.
Или вот «парк» на Автозаводе, с
загаженными кустами, полумёртвым озером и прекрасным видом на тюрьму. Тоже
вдруг оказался ценнейшим местом. Сразу, как только решили (или не решили) там Аквапарк построить. До
этого местные жители стремительным домкратом пересекали сии райские кущи,
прижимая к себе пожитки и кошельки, молясь всем известным богам. И даже парочке
неизвестных. Даже днём. А тут —
воспылали.
В третьем случае безвестные
«православные» вспомнили порядки века эдак тринадцатого, мол
негоже выше храма избу возводить. Тормознулось
строительство торгово-развлекательного центра в Сормово.
Или вот еще расскажу. Светлояр. Нашлись было два дур…ээээ… инвестора. Один центр паломнический захотел
построить, второй и вовсе гостиницу. Так их просвыещеная
общественность так зашугала, что убыли те инвесторы.
Теперь на Светлояре красота: бухие подростки, в праздничные дни к ним
присоединяются взрослые. Шум, гам, бедлам. И рабочих новых мест – ёк. И налоговых поступлений в районную казну — кердык.
К чему это всё? К тому, что в желаниях своих надо быть скромнее и понимать, что
помимо хотелок есть еще интересы других людей,
которые хотят жить комфортно и сытно (вот ведь гады какие! Нет, чтоб с голым афедроном по баррикадам
шнырять!). Есть развитие и рост территории, города…
Самозваные защитники «историцкости» напоминают мне радикальных экологов.
Китов-тюленей защитим, промышлять не дадим! А как, чем будут жить регионы и
народы их населяющие, у которых просто нет другого источника денег и
пропитания, кроме китобойства и заготовки тюленей –
экологов не енот.
Так и здесь, выдавая свой каприз,
своё желание набрать побольше очков на ровном месте за
глас народа, сами «историцкие» в развалюхах что-то не
живут.
Я могу напомнить, как примерно
тот же состав участников на рубеже девяностых-нулевых
воевал против сноса халуп на Чёрном пруду и по второй линии на Рождественской.
Как защищали прогнившие деревянные сараи во дворах между улицами Минина и
Большой Печерской. Причем сами они те объекты ни ремонтировали, не поддерживали,
не ухаживали. Лишь вопили.
Вот и сейчас. Ну что бы не сосредоточиться на спасении ДК Ленина,
превращающегося в руины на глазах. И – не глоткой, а делом. Собрать деньги
модным ныне краудфандингом, выйти на неравнодушных толстосумов. В ЮНЕСКО написать.
Понимаю – долго это, мутно,
нудно, муторно. И картинка по ТВ получается не ахти!
Нижегородцы, кстати, прибегают к
помощи здравого смысла. В опросе «Что нужно благоустраивать в первую очередь?»,
проведенном ТК «Волга», с большим отрывом победила позиция «дворы, жилые
микрорайоны», набрав 69,7 %. На втором
месте – городские окраины (14,9% позвонивших). Количество проголосовавших –
1929 человек. Вполне себе репрезентативная выборка. Может, стоит прислушаться к
vox populi и перестать спекулировать на теме?
Тем более,
что историчность облика города – понятие растяжимое. Доводя логику
«охранителей» до корней, так надо всех загнать в периметр Нижегородского кремля, как это было
в 1221 году. И кирпичный кремль разобрать, изначально он был деревянным и простоял
так несколько столетий. Кстати, до основания города тоже тут кто-то жил.
Кроманьонцы или неандертальцы. Так вернемся к неолитическим стоянкам? Защитим
«народную стройку», бараки и хрущёвки: Это тоже
историческая застройка. Не будем расширять улицы и вообще, пересядем на гужевой
транспорт?
Римский Колизей – и тот
ремонтируют. Были идеи о выправлении Пизанской башни. В Париже, когда речь
зашла о нуждах города, снесли знаменитый рынок «Чрево Парижа», воспетый Гюго,
Золя, Оноре де Бальзаком.. Вокруг Нотрдам
де Пари – современные кварталы. В Страсбурге от средневековых построек остались
лишь фасады – в квартале «Пти Франс». Остальной
город, включая здание Совета Европы и Европейского суда по правам человека,
построен из стекла и бетона, самых футуристических форм. В Чикаго снесли
знаменитейшие скотобойни, с которыми связано так много всего в американской
истории, литературе, фольклоре. В
Вашингтоне формально до сих пор действует запрет на возведение высотных зданий.
Та оставляют фасад, за которым возносится к небеса
небоскреб – полупрозрачный и как бы не существующий.
Конечно, есть примеры
неправомерных действий застройщиков и властей. Бороться и сопротивляться им
нужно, опять таки защищая права горожан. Только — с документами, аргументами и фактами в руках.
И не возводя себя заранее в ранг непогрешимых и святее папы римского.
