Русинская русофобия. Подкарпатская Русь. История одного сепаратизма.
Если бы духовный отец
русинского народа Александр Васильевич Духнович очутился в сегодняшнем
Закарпатье, то он не только бы был записан в ЗАГСе неизвестным ему именем
Олэксандр, но и скорее всего, закончил бы карьеру будителя на судебной скамье и
в тюремной камере – как сепаратист. Получил бы он на вильной Украине даже не от
3 до 5, а был бы наказан лишением свободы на срок от 5 до 10 лет, ибо совершал
свои действия повторно и по предварительному сговору группой лиц.
Повезло, в
том смысле, что они не дожили до торжества демократии, и другим подкарпатским
русофилам и русинским идеологам — Александру Павловичу, братьям Добрянским,
Ивану Раковскому, а также Е.Фенцику, Л.Чопею, Ф.Злоцкому, Н.Гомичкову. Евмений
Сабов, которого в 1930-м не удалось застрелить Танчинцу, юному украинскому
террористу с горящими глазами, был бы наверняка прикончен на месте куда лучше
вооруженным и куда более решительным бойцом «Правого сектора».
Впрочем, и
в жизни русинских интеллигентов, и в целой национальной истории пробуждающейся
Подкарпатской Руси ХIX – XХ-го веков было немало случаев и системных процессов
преследования русин за русофильство и за органически связанное с ним
русинофильство. Инициаторами таких гонений были на переломе столетий строящие
свое национальное государство мадьяры – народ завзятый и решительный.
Потом —
более мягкие и демократичные на вид чехословаки, которые не мытьем так катаньем
обещанную автономию русинам так и не устроили, но направили на Подкарпатскую
Русь русских эмигрантов – для уравновешивания украинского влияния. Короткий
период прогитлеровского «протектората» под вывеской автономной Подкарпатской
Руси и однодневки по имени Карпатская Украина обернулся для русин концлагерем
ДУМЕН. Карпатская Сичь из перебежавших из Польши галичан и примкнувшим к ним
подкарпатских русин (!) с новой, украинской ориентацией делала устрашающие
набеги на несогласных с их идеями. Правда, с вооружением было не ахти – только
каждый 4й имел что-то типа винтовки. Ну, а уж гранатометов и пулеметов, как во
время недавних разборок в Мукачеве, тогда сичевики еще не могли себе
позволить. Интересно, что во время 2-й Мировой войны вернувшиеся на
Карпатскую территорию мадьяры особо в русинском и русском вопросах не
свирепствовали… Они были заняты, в основном, войной и отправкой в концлагеря
104 177 евреев. Но и об отказах от мобилизации или о перекрытии
населением дорог тоже речь не шла. Расстреляли «всего» 33х молодых
русин-антифашистов. Потом пришла советская власть, русины исчезли и 45 лет
работали, пели, танцевали, писали картины и книги на украинском языке с
закарпатским акцентом. Новая демократическая Украина акцент признала, а вот
национальность «Русин» — нет! Не признает она ни русский, ни русинский язык, ни
право учиться детям на языке родителей. Это право было здесь введено королевой
Марией Терезией в 1777г. (!) и, по крайней мере частично, до сих пор признается
на территориях бывшей Австро-Венгерской монархии – Венгрии, Словакии, Сербии,
Хорватии, Польши.
Во все
времена борьбы многочисленных государств и их подобий с русофилами и
русинофилами на Подкарпатской Руси в первых боевых рядах стояли свои – да, да,
русины! Коллаборация дело вынужденное, но чаще всего оно становится и выгодным
делом. Красивое словечко «мадьярон» навсегда вошло в подкарпатский лексикон.
Страстным мадьяроном был молодой русинский священник А.Волошин. Политиком,
президентом и свидомым украинцем он стал уже позднее. Когда это стало выгодным,
под гитлеровцами. Советскими украинцами дружно стали все коммунисты и
сочувствующие — русины, венгры, словаки, бывшие граждане Чехословакии и
Венгрии, мечтавшие в силу своих личностных качеств, характеров получить и потом
получившие власть в послевоенном Закарпатье. Именно они в повседневной жизни
изымали из обращения слово и национальность «Русин». Виноватым во всем был,
конечно, Сталин… И еще Риббентроп и Молотов… О господах с
труднопроизносимыми фамилиями Чемберлен и Даладье как-то вспоминать не принято.
Что спровоцировало новую вспышку русофобии на Подкарпатской Руси? Попробуем
выделить основные ее составляющие.
Главной,
конечно, является общеукраинская. Умелая пропагандистская сетевая и
масс-медиальная работа сначала, в годы идеологической обработки, — американских
специалистов, а потом, в спрессованные майданные времена, — уже и множества
своих блоггеров, троллей и т.п. – развернула против русских и России не только
украинцев, но и молодых закарпатцев. Не поворачивается язык сказать «молодых
русин». Молодежь, не изучающая свою историю и свой язык, не имеющая
организованную возможность их изучать, так как учится, в основном, в галицких
вузах, в смутные времена принимает веру и стиль окружающего «харизматического»
большинства – «кто не скачет, тот моцкаль!», «вата», «одесские шашлычки»,
«крутая» матерщина – New Ukrainian Style. Тем более, что новая украинская
«демократия» умудрилась отрезать, точнее, рассчетливо отрезала от украинской, в
т.ч. русинской молодежи, классическую, основательную русскую культуру и
историю. Список запрещенных русских и советских произведений и личностей скоро
можно будет издавать сборником. Старый киевский друг говорит: «Еду на дачу
смотреть русское ТВ…» Молодежь на дачу не ездит. Я вообще не принимаю
самодовольной точки зрения о победе русской пропаганды и плачей утонченных
европейцев о проигрыше русским гибридным и диванным войскам. Это больше похоже
на элементарное выбивание прозападными пропагандистскими структурами новых
грантов. Особо хорошо это видно в Европе, когда процесс синхронизируется с
календарем планов работы различных неправительственных централей, с заседанием
некоторых комиссий ЕС или с заявлениями нового «нового русского»
М.Ходорковского по НКО «Открытая Россия» в Праге. В сетях это выглядит особенно
наглядно и убедительно. Например, в Чехии форумные группы, поддерживающие
русскую политику и, кстати, Президента Земана, насчитывают тысячи членов. В то
время, как антирусские группы и СМИ, группы противников М.Земана имеют членов
на порядок (!) больше. Аналогично, например, на «Одноклассниках», группы
агрессивных свидомитов в разы, в десятки раз (!) превышают по количеству группы
«нормальных» посетителей. Сейчас и здесь не место говорить о технологиях и
ценах увеличения влияния на Фейсбуке и т.д. Но приходится еще раз обратить
внимание, что в виртуальном пространстве и в СМИ Украины и Подкарпатской Руси
сегодня на молодежь валят и валят мощные русофобские информационные волны.
Дикая
бойня, устроенная киевской хунтой на Донбассе также принесла свои плоды.
Отправка туда необстрелянных мальчишек, бесконечные «котлы», установка «пролить
как можно больше крови», в том числе, если не главным образом, крови своих (!),
чтобы «рассорить народы на века», последующие торжественные похороны «героев» и
другая, известная по гитлеровской Германии, но больше по кино и ТВ
«вампирская», «трупная» символика — также является общеукраинской
составляющей русинской русофобии. Не сумасшедшие живут среди нас, но мы живем
среди сумасшедших!
Русофобия,
без сомнения, какая-то заразная душевная болезнь. Как и юдофобия. Даже не врачу
при внимательном наблюдении за пациентами это бросается в глаза. Но оставим эту
часть исследований специалистам других отраслей. Рассмотрим следующие статьи
расходов и поражений в борьбе с русофобией. А именно тех, которые являются
специфически русинскими.
Русины обижены на русских. Русины обижены, что русские, — не украинцы, не
грузины, не казахи, не татары, не другие народности Советского Союза, вместе
победившие фашизм, которые когда-то взяли русин у чехословаков, не Эдвард
Бенеш, выменявший их у Сталина в обмен на поддержку депортации судетских
немцев, не чех З.Фирлингер, подписавший документ о сдаче русин — а ведь мог и
не подписать, — но все тот же повинный во всем русский В.Молотов, — в общем,
русские, в течении последних 25 лет не помогали русинскому освободительному
движению освободится от «вильной Украины»! Не приезжали, как г-жа В.Нуланд,
раздавать печеньки на местечковых праздненствах, не организовывали и не
финансировали многочисленные русинские НКО. Причем финансировать было нужно
наличными, чтобы русинам не нужно было бы отчитываться о затратах в украинских
финансовых и других органах, да и перед самими спонсорами. Смог же американец и
канадец Пол Р. Магочи устроить Мировой русинский конгресс и почти 20 лет водить
за ручки лидеров всех восточноевропейских русинских организаций, оплачивать
песни и танцы, издавать книги русинских поэтов и историков! Вот его и добрую
Америку русины любят! Точнее любили пока он платил… Конечно, самым
разочаровывающим для русин фактом является полное отсутствие в Закарпатье
зеленых человечков. Которые в силу своего решительного количественного и
качественного превосходства помогли бы русинам изгнать с Подкарпатской Руси
всяких бандеровцев, галичан, олигархов. И установить справедливость, в общем,
рай на Срибной земле. Причем бескровно! Ну, как в Крыму, есть же прецедент..
Этот иронический пассаж обиженные и русофобствующие русины, а также замешанные
в деле русские могут на свой счет не принимать. Но в анализах учесть, что вот
такие сказочные майданные мотивы парят в эфире не только в Киеве, но и в
Ужгороде и -увы- являются одним из источников антирусских настроений.
В развитие
русинской русофобии внесли свой посильный вклад и русинские лидеры. Мы
остановимся здесь на так называемых «прорусских» личностях, которые своими
действиями как раз и могли на ситуацию повлиять. Парадоксальная реальность.
Петр Гецко, несколько лет просидевший в различных схронах и на конспиративных
квартирах в Закарпатье и оттуда руководивший процессами автономизации,
освобождения и развития Подкарпатской Руси, наконец-то перебрался в Россию. Я
лично этому очень рад. Он смелый, бескорыстный, работящий человек, искренне
желающий счастья своей Отцюзнине. В Ужгороде его бы убили. Отморозков на
Украине предостаточно. К тому же П. Гецко уже давно был на Закарпатье оторван
от реальной политики и, тем более, от бизнеса. Давно не работал в серьезной
депутатской среде, с влиятельными чиновниками, с «руководителями» ОПГ, с
миллионерами и с их деньгами. Он парил в виртуальном мире. Увы, он в нем и
остался. И в Москве он не стал значимым политиком. Более того, теперь он уже не
может высказывать свое подлинное мнение, как это было в его подпольную
бытность – кто платит, тот и заказывает музыку.
А платят
ему конкретные московские круги, ведущие свои игры. Когда в период военного
конфликта дезинформацией в СМИ занимается беспринципный представитель желтой
прессы или профессиональный боец информационного фронта – это и нормально, и
понятно. Но П. Гецко задекларировал себя «Премьер-министром Подкарпатской
Руси», непризнанной, но! Этим он взял на себя некоторые обязательства перед
русинским сообществом и задал для себя определенную планку. «Премьер»,
раздающий совершенно несбыточные обещания, занимающийся лишь «вбросом инфы» и
по-детски радующийся неуклюжей реакции на свою интригу местечкового
закарпатского СБУ… В результате, например, в Праге у меня симпатизирующие
русинам и русским чехи спрашивают: «Ну, как Вам последняя новость от пана
Гецко, опять врет!?» В разношерстных русинских кругах опусы «Премьера» вызывают
раздражение у патриотов и играют на руку русофобам. Эти опусы, увы, дословно
вписываются в известную байку о пастушке, который звал на помощь крестьян
регулярными криками ««Волки! Волки! Помогите!» И когда волки начали резать
овец, никто на крики уже не реагировал. Кураторы П. Гецко и удалые российские
политологи очень смутно представляют, что же происходит в далеком русинском
анклаве и уж тем более в русинском зарубежье. Им некогда заниматься анализом
ситуации и выстраивать параллельные и дублирующие связи, которые, как известно,
только и придают системам устойчивость и надежность. «У вас вопрос по
Закарпатью? Это к Гецко» И вот уже поет П. Гецко следующую сладкую песню о том,
как положительно стрельба правосеков в Мукачеве скажется на автономизации
Подкарпатской Руси. Он может представить вам и «опрос общественного мнения». В
полном соответствии с практикой У. Черчилля, который верил только тем опросам,
которые сам подделал. В группе «Республика Подкарпатская Русь», которую П.
Гецко ведет на Одноклассниках, 36 000 участников. К ее созданию и я приложил
руку — мне всегда хотелось работать на совершенно независимую страну. Но
независимость – это дело относительное. Еще недавно в группе было более 38 000.
Однако, некоторые из виртуальных русин позволили себе мнение иметь! Этого
«Премьер» допустить уже не может, должность не позволяет. Несогласные с его
«правильной» точкой зрения банятся и удаляются. Так оно спокойнее и в
виртуальной республике. Которая, как любое государственное образование,
немедленно вводит… цензуру. Опросы на геополитические темы, которые регулярно
размещает П.Гецко, — это очередной фарс. Народ при этом, естественно, чувствует
фальшь, исходящую от «прорусского» лидера, и переносит это чувство на «этих»
россиян. Рассмотрим, например, оригинальный вопрос, сочиненный П. Гецко и
аналитические результаты ответа на него:
««100% опрошенных закарпатцев
согласны, что дружеские отношения Балоги с главой украинских
террористов-правосеков Ярошем, делают Балогу пособником террористов и
терроризма в Закарпатье».
«Премьер»
деликатно умалчивает, что статистическая выборка исследования – 18 человек из
36 000 членов группы или из 1 250 000 закарпатцев! Среди проголосовавших
несколько аватаров может принадлежать и самому политологу. Каюсь, но и я иногда
кликаю на кнопочки подобных протоколов… чтобы доставить удовольствие
знакомому автору. У.Черчилль нервно курит сигару в коридоре. А московское
начальство и многие российские СМИ деятельностью П. Гецко вполне удовлетворены
– с оценками ситуации на Подкарпатской Руси он не подведет. Если вам нужно
более основательный результат, то итоги «голосования» будут дополнительно
рассмотрены и утверждены на заседании Президии Сетевого Русинского Движения
(СРД)! Эта организация очень напоминает Академии, во множестве рождавшиеся в
веселые 90е годы и плодившие Академиков. Скорее всего, СРД существует только в
фантазиях Председателя.
Неуклюжие и ошибочные действия
человека, претендующего на роль лидера, имеют долговременные последствия.
Свежий пример – «прорусский» Янукович. Трудно найти человека, который бы
существеннее приспел к созданию отрицательного образа России на Украине. На
миниатюрной Подкарпатской Руси подобные поиски куда проще… Пару лет назад я
написал большую статью «Профанация» — о русинских проблемах и лидерах. И не
опубликовал ее. Потому что начинался Майдан со всеми его ужасами и
нетерпимостью к инакомыслящим. Давать повод «скакунам», «свободам» и
единственно «правым» наехать на сторонников автономии Закарпатья было бы
неприлично. Тем более, что они были украинскими властями и нацистами как бы
сбиты с ног — лежачего не бьют. Но вот утихла страшная война на Юго-Востоке, и
на Закарпатье опять стало возможным осторожно напоминать киевской хунте и
мировой общественности о судьбе русин. Образовалось свободное время и у
некоторых московских организаций и деятелей и они стали вспоминать: «Кто там у
нас на Украине главный по русинам? Не вернуть ли его в дело?» Вот от этой
возможности возвращения на сцену русинского Януковича мне делается не по себе,
и я обязан свое мнение о нем высказать.
«Духовный
лидер» подкарпатских русин, как он скромно себя называет, отец Димитрий Сидор
всегда ассоциируется у меня с бессмертным отцом Федором из «Двенадцати стульев»
Ильфа и Петрова.
Предпринимательский зуд вовлек
его в бурных 90-х в сферу торговли подакцизным товаром типа водки и сигарет и
соответствующих освобождений от налогов для богоугодных заведений. Кого только
из местечковых братков и дельцов вы бы тогда ни встретили в строящихся церковных
покоях. Возможно, они там каялись и получали отпущение грехов. Ну, и жертвовали
что-то на разные добрые дела, например, на скромный «Мерс» для помпезного
перемещения батюшки по Ужгороду. Оплаченная индульгенции – это католическая
традиция. Противник этой практики Ян Гус был сожжен в Констанце. Я как рядовой
православный грешник не хотел бы быть отлученным от РПЦ МП за сомнения в
корректности имеющейся практики. Тем более, что отец Димитрий ударился со
временем в удовлетворение других своих потребностей или грешков. Увы, батюшка
болезненно тщеславен. Это главная, если не единственная причина его
гиперактивности на русинской ниве. В боевых для русин «0»х годах он, если не
был упомянут пару дней в СМИ, то впадал в тяжкое уныние – абстинентный сидром славы.
Не поддается исчислению количество носимых им титулов, званий, должностей и
членств. Вершиной его деятельности должно бы стать прославление в лике святых.
На русинской земле уже есть такой прецедент: преподобный Алексий — Александр
Кабалюк, православный священник и общественный деятель удостоился этой чести в
2001 г. Но до того, в 1913 г. он по своей воле вернулся из-за границы на
судебный процессе против православных крестьян-русин, обвинённых в
государственной измене и сам сдался суду. Через два месяца в
Мараморош-Сиготском процессе пострадали за веру 93 человека. Самое суровое
наказание – 4 года и 6 месяцев тюремного заключения получил о.Алексий. И
отсидел от звонка до звонка.. При этом двое подозреваемых были доведены во
время допросов до сумасшествия. Трагедия повторилась в виде фарса: в 2008 г.
СБУ затеяло против русин дело о посягательстве на территориальную целостность
Украины. В результате процесса, продлившегося на этот раз в 20 раз дольше, в
2012м суд признал о. Димитрия виновным в посягательстве и приговорил к трем
годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на два года. В сонном
Ужгороде и обвиняемый, и публика ходили на процесс как на спектакль. Батюшка
выступал с речами, ездил заграницу и победно возвращался на тоталитарную Украину.
Это были счастливые времена – почти 4 года пиара за государственный счет. Фарс,
затеянный СБУ, главный обвиняемый поддержал. Не хотелось бы разбирать
целесообразность избрания особой тактики защиты с историко-героической
точки зрения, но оказалось, что благостный о. Димитрий вообще не имел отношения
ни к организации крамольного II Европейского конгресса подкарпатских русинов,
ни к подготовке преступного «Меморандума» о воссоздании русинской
государственности, который он имел неосторожность только зачитать. Он чист
перед украинским правосудием. Виноваты во всем коммунисты М. И. Шарга и
М.П.Макара.
Которые,
кстати, и являются единственными, причем несправедливо забытыми жертвами
Ужгородского процесса. Вот цитаты из показаний о.Димитрия:
— «еще во время предварительного следствия Шарга М.И. мне рассказывал о
следующем. Почти каждый день его вызывали в СБУ, где каждый раз 3-4 работника
предлагали ему дать показания против меня в том плане, что якобы именно я
написал проект «Меморандума», и именно я организовал и провел второй Единый
конгресс подкарпатских русин (ЕКПР). Он не поддавался на эти подлые эсбэушные
провокационные предложения и говорил мне, что по этой причине не может даже
спать и очень переживает за то, чтобы те.., "придурки" не отомстили
ему или его детям… сердце Шарга М.И не выдержало подлости СБУ, он и умер, в
угрожающих для его здоровья переживаниях, еще во время досудебного
расследования уголовного дела № 499»
— «Заместителем председателя правления «Сойма» был Михаил Шарга, который до
самой смерти работал председателем правления Закарпатского областного общества
«Знание», был капитаном СБУ в отставке… окончил Ужгородский университет и
высшую партийную школу, работал вторым секретарем Иршавского райкома КПСС по
идеологии. Поэтому только невежда, или сознательный преступник, может себе
пофантазировать, что, являясь основным разработчиком и идеологом проекта
«Меморандума»(!), Шарга М.И. этим имел целью отделить Закарпатье от Украины…
В материалах следствия есть и письмо в СБУ, где доказано, что Шарга М.И. и
Буряк Н.И. разработали проект Конституции
Закарпатья…»
-«Основателем «Сойма» есть и русинское научно-образовательное общество, которое
возглавлял к.и.н., профессор Николай Макара, уважаемый делегат конгресса,
который был когда-то комсоргом Ужгородского университета, а затем
преподавателем и доцентом. Перед распадом СССР он возглавлял идеологический
отдел Закарпатского обкома КПСС. При организации и проведении 2-го ЕКПР Макара
Н.П. был профессором и доцентом Закарпатского государственного университета,
был активным делегатом 2-го ЕКПР. Поэтому тоже проходит свидетелем по
уголовному делу. Но во время досудебного следствия в СБУ он также скончался в
схожей с Шаргой ситуации… Поэтому в суде, в присутствии прокурора, было
считано его протокол допроса и его показания, которые сводятся к следующему:
«На 2-м ЕКПР речь шла исключительно о реализации референдума об автономии
Закарпатья в составе Украины». Кстати, покойный Макара Н.П. также мне сказал,
что в СБУ ему намекнули, что из-за участия во 2-м ЕКПР может потерять работу. А
у него больной сын, на лечение которого нужно большие деньги, поэтому
увольнения будет для него катастрофой. Видимо от этих переживаний и умер по
этой причине, что и Шарга».
Подобные подробности дела в свое время шокировали русинскую общественность и
необычайно беспокоят батюшку. Настолько, что из некоторых публикаций о процессе
в интернете исчезают целые абзацы о, как оказалось, подлинных героях и
идеологах русинского освобождения. О. Димитрию очень не хочется делиться с ними
всероссийской славой лидера и пострадавшего. С другой стороны, ему не хочется
за что-то отвечать по всей строгости гибкого украинского закона. Кто-то из
историков и священнослужителей может себе представить, чтобы преподобный о. Алексий
так бы переводил стрелки на других обвиняемых или свидетелей в 1913 г.?
Чувствуете разницу в уровне и напряженности двух процессов над русинами?
Сбудется ли мечта о. Димитрия о его прославлении? Это решать РПЦ МП, и не
сегодня. А вот продолжить ли спектакль с «духовным лидером», который своими
действиями провоцирует рост русофобии на Подкарпатской Руси, — это в руках
находящихся рядом с нами русских политиков и русинских активистов.
Свой вклад в русофобию традиционно вносит международное русинское движение.
Количественно оно невелико. Однако, геополитическая составляюшая – США, Канада,
Чехия, Словакия, Польша, Венгрия, Россия – делают его очень интересным и
влиятельным. О нём – особый и отдельный разговор.
А. В. Гегальчий,
Попечитель МФ Русская Премия, публицист, Прага (Чехия).
Оригинал этого материала опубликован на ленте АПН.