 
             
               
             
             
            Русинская русофобия. Подкарпатская Русь. История одного сепаратизма.
Если бы духовный отец 
              русинского народа Александр Васильевич Духнович очутился в сегодняшнем
              Закарпатье, то он не только бы был записан в ЗАГСе неизвестным ему именем
              Олэксандр, но и скорее всего, закончил бы карьеру будителя на судебной скамье и
              в тюремной камере – как сепаратист. Получил бы он на вильной Украине даже не от
              3 до 5, а был бы наказан лишением свободы на срок от 5 до 10 лет, ибо совершал
              свои действия повторно и по предварительному сговору группой лиц.
Повезло, в
              том смысле, что они не дожили до торжества демократии, и другим подкарпатским
              русофилам и русинским идеологам — Александру Павловичу, братьям Добрянским,
              Ивану Раковскому, а также Е.Фенцику, Л.Чопею, Ф.Злоцкому, Н.Гомичкову. Евмений
              Сабов, которого в 1930-м не удалось застрелить Танчинцу, юному украинскому
              террористу с горящими глазами, был бы наверняка прикончен на месте куда лучше
              вооруженным и куда более решительным бойцом «Правого сектора».
Впрочем, и
              в жизни русинских интеллигентов, и в целой национальной истории пробуждающейся
              Подкарпатской Руси ХIX – XХ-го веков было немало случаев и системных процессов
              преследования русин за русофильство и за органически связанное с ним
              русинофильство. Инициаторами таких гонений были на переломе столетий строящие
              свое национальное государство мадьяры – народ завзятый и решительный.
Потом —
              более мягкие и демократичные на вид чехословаки, которые не мытьем так катаньем
              обещанную автономию русинам так и не устроили, но направили на Подкарпатскую
              Русь русских эмигрантов – для уравновешивания украинского влияния. Короткий
              период прогитлеровского «протектората» под вывеской автономной Подкарпатской
              Руси и однодневки по имени Карпатская Украина обернулся для русин концлагерем
              ДУМЕН. Карпатская Сичь из перебежавших из Польши галичан и примкнувшим к ним
              подкарпатских русин (!) с новой, украинской ориентацией делала устрашающие
              набеги на несогласных с их идеями. Правда, с вооружением было не ахти – только
              каждый 4й имел что-то типа винтовки. Ну, а уж гранатометов и пулеметов, как во
              время недавних разборок в Мукачеве, тогда сичевики еще не могли себе
              позволить.  Интересно, что во время 2-й Мировой войны вернувшиеся на
              Карпатскую территорию мадьяры особо в русинском и русском вопросах не
              свирепствовали… Они были заняты, в основном, войной и отправкой в концлагеря
              104 177 евреев. Но и об отказах от мобилизации  или о перекрытии
              населением дорог тоже речь не шла. Расстреляли «всего» 33х молодых
              русин-антифашистов. Потом пришла советская власть, русины исчезли и 45 лет
              работали, пели, танцевали, писали картины и книги на украинском языке с
              закарпатским акцентом. Новая демократическая Украина акцент признала, а вот
              национальность «Русин» — нет! Не признает она ни русский, ни русинский язык, ни
              право учиться детям на языке родителей. Это право было здесь введено королевой
              Марией Терезией в 1777г. (!) и, по крайней мере частично, до сих пор признается
              на территориях бывшей Австро-Венгерской монархии – Венгрии, Словакии, Сербии,
              Хорватии, Польши.  
Во все
              времена борьбы многочисленных государств и их подобий с русофилами и
              русинофилами на Подкарпатской Руси в первых боевых рядах стояли свои – да, да,
              русины! Коллаборация дело вынужденное, но чаще всего оно становится и выгодным
              делом. Красивое словечко «мадьярон» навсегда вошло в подкарпатский лексикон.
              Страстным мадьяроном был молодой русинский священник А.Волошин. Политиком,
              президентом и свидомым украинцем он стал уже позднее. Когда это стало выгодным,
              под гитлеровцами. Советскими украинцами дружно стали все коммунисты и
              сочувствующие — русины, венгры, словаки, бывшие граждане Чехословакии и
              Венгрии, мечтавшие в силу своих личностных качеств, характеров получить и потом
              получившие власть в послевоенном Закарпатье. Именно они в повседневной жизни
              изымали из обращения слово и национальность «Русин». Виноватым во всем был,
              конечно, Сталин… И еще Риббентроп и Молотов… О господах с
              труднопроизносимыми фамилиями Чемберлен и Даладье как-то вспоминать не принято. 
              Что спровоцировало новую вспышку русофобии на Подкарпатской Руси? Попробуем
              выделить основные ее составляющие.
Главной,
              конечно, является общеукраинская. Умелая пропагандистская сетевая и
              масс-медиальная работа сначала, в годы идеологической обработки, — американских
              специалистов, а потом, в спрессованные майданные времена, — уже и множества
              своих блоггеров, троллей и т.п. – развернула против русских и России не только
              украинцев, но и молодых закарпатцев. Не поворачивается язык сказать «молодых
              русин». Молодежь, не изучающая свою историю и свой язык, не имеющая
              организованную возможность их изучать, так как учится, в основном, в галицких
              вузах, в смутные времена принимает веру и стиль окружающего «харизматического»
              большинства – «кто не скачет, тот моцкаль!», «вата», «одесские шашлычки»,
              «крутая» матерщина – New Ukrainian Style. Тем более, что новая украинская
              «демократия» умудрилась отрезать, точнее, рассчетливо отрезала от украинской, в
              т.ч. русинской молодежи, классическую, основательную русскую культуру и
              историю. Список запрещенных русских и советских произведений и личностей скоро
              можно будет издавать сборником. Старый киевский друг говорит: «Еду на дачу
              смотреть русское ТВ…» Молодежь на дачу не ездит. Я вообще не принимаю
              самодовольной точки зрения о победе русской пропаганды и плачей утонченных
              европейцев о проигрыше русским гибридным и диванным войскам. Это больше похоже
              на элементарное выбивание прозападными пропагандистскими структурами новых
              грантов. Особо хорошо это видно в Европе, когда процесс синхронизируется с
              календарем планов работы различных неправительственных централей, с заседанием
              некоторых комиссий ЕС или с заявлениями нового «нового русского»
              М.Ходорковского по НКО «Открытая Россия» в Праге. В сетях это выглядит особенно
              наглядно и убедительно. Например, в Чехии форумные группы, поддерживающие
              русскую политику и, кстати, Президента Земана, насчитывают тысячи членов. В то
              время, как антирусские группы и СМИ, группы противников М.Земана имеют членов
              на порядок (!) больше. Аналогично, например, на «Одноклассниках», группы
              агрессивных свидомитов в разы, в десятки раз (!) превышают по количеству группы
              «нормальных» посетителей. Сейчас и здесь не место говорить о технологиях и
              ценах увеличения влияния на Фейсбуке и т.д. Но приходится еще раз обратить
              внимание, что в виртуальном пространстве и в СМИ Украины и Подкарпатской Руси
              сегодня на молодежь валят и валят мощные русофобские информационные волны.
Дикая
              бойня, устроенная киевской хунтой на Донбассе также принесла свои плоды.
              Отправка туда необстрелянных мальчишек, бесконечные «котлы», установка «пролить
              как можно больше крови», в том числе, если не главным образом, крови своих (!),
              чтобы «рассорить народы на века», последующие торжественные похороны «героев» и
              другая, известная по гитлеровской Германии, но больше по кино и ТВ
              «вампирская», «трупная» символика  — также является общеукраинской
              составляющей русинской русофобии. Не сумасшедшие живут среди нас, но мы живем
              среди сумасшедших!
Русофобия,
              без сомнения, какая-то заразная душевная болезнь. Как и юдофобия. Даже не врачу
              при внимательном наблюдении за пациентами это бросается в глаза. Но оставим эту
              часть исследований специалистам других отраслей. Рассмотрим следующие статьи
              расходов и поражений в борьбе с русофобией. А именно тех, которые являются
              специфически русинскими.
              Русины обижены на русских. Русины обижены, что русские, — не украинцы, не
              грузины, не казахи, не татары, не другие народности Советского Союза, вместе
              победившие фашизм,  которые когда-то взяли русин у чехословаков, не Эдвард
              Бенеш, выменявший их у Сталина в обмен на поддержку депортации судетских
              немцев, не чех З.Фирлингер, подписавший документ о сдаче русин — а ведь мог и
              не подписать, — но все тот же повинный во всем русский В.Молотов, — в общем,
              русские, в течении последних 25 лет не помогали русинскому освободительному
              движению освободится от «вильной Украины»! Не приезжали, как г-жа В.Нуланд,
              раздавать печеньки на местечковых праздненствах, не организовывали и не
              финансировали многочисленные русинские НКО. Причем финансировать было нужно
              наличными, чтобы русинам не нужно было бы отчитываться о затратах в украинских
              финансовых и других органах, да и перед самими спонсорами. Смог же американец и
              канадец Пол Р. Магочи устроить Мировой русинский конгресс и почти 20 лет водить
              за ручки лидеров всех восточноевропейских русинских организаций, оплачивать
              песни и танцы, издавать книги русинских поэтов и историков! Вот его и добрую
              Америку русины любят! Точнее любили пока он платил… Конечно, самым
              разочаровывающим для русин фактом является полное отсутствие в Закарпатье
              зеленых человечков. Которые в силу своего решительного количественного и
              качественного превосходства помогли бы русинам изгнать с Подкарпатской Руси
              всяких бандеровцев, галичан, олигархов. И установить справедливость, в общем,
              рай на Срибной земле. Причем бескровно! Ну, как в Крыму, есть же прецедент..
              Этот иронический пассаж обиженные и русофобствующие русины, а также замешанные
              в деле русские могут на свой счет не принимать. Но в анализах учесть, что вот
              такие сказочные майданные мотивы парят в эфире не только в Киеве, но и в
              Ужгороде и -увы- являются одним из источников антирусских настроений.
В развитие
              русинской русофобии внесли свой посильный вклад и русинские лидеры. Мы
              остановимся здесь на так называемых «прорусских» личностях, которые своими
              действиями как раз и могли на ситуацию повлиять. Парадоксальная реальность.
              Петр Гецко, несколько лет просидевший в различных схронах и на конспиративных
              квартирах в Закарпатье и оттуда руководивший процессами автономизации,
              освобождения и развития Подкарпатской Руси, наконец-то перебрался в Россию. Я
              лично этому очень рад. Он смелый, бескорыстный, работящий человек, искренне
              желающий счастья своей Отцюзнине. В Ужгороде его бы убили. Отморозков на
              Украине предостаточно. К тому же П. Гецко уже давно был на Закарпатье оторван
              от реальной политики и, тем более, от бизнеса. Давно не работал в серьезной
              депутатской среде, с влиятельными чиновниками, с «руководителями» ОПГ, с
              миллионерами и с их деньгами. Он парил в виртуальном мире. Увы, он в нем и
              остался. И в Москве он не стал значимым политиком. Более того, теперь он уже не
              может высказывать свое подлинное мнение, как это было в его подпольную
              бытность  – кто платит, тот и заказывает музыку.
А платят
              ему конкретные московские круги, ведущие свои игры. Когда в период военного
              конфликта дезинформацией в СМИ занимается беспринципный представитель желтой
              прессы или профессиональный боец информационного фронта – это и нормально, и
              понятно. Но П. Гецко задекларировал себя «Премьер-министром Подкарпатской
              Руси», непризнанной, но! Этим он взял на себя некоторые обязательства перед
              русинским сообществом и задал для себя определенную планку. «Премьер»,
              раздающий совершенно несбыточные обещания, занимающийся лишь «вбросом инфы» и
              по-детски радующийся неуклюжей реакции на свою интригу местечкового
              закарпатского СБУ… В результате, например, в Праге у меня симпатизирующие
              русинам и русским чехи спрашивают: «Ну, как Вам последняя новость от пана
              Гецко, опять врет!?» В разношерстных русинских кругах опусы «Премьера» вызывают
              раздражение у патриотов и играют на руку русофобам. Эти опусы, увы, дословно
              вписываются в известную байку о пастушке, который звал на помощь крестьян
              регулярными криками ««Волки! Волки! Помогите!» И когда волки начали резать
              овец, никто на крики уже не реагировал. Кураторы П. Гецко и удалые российские
              политологи очень смутно представляют, что же происходит в далеком русинском
              анклаве и уж тем более в русинском зарубежье. Им некогда заниматься анализом
              ситуации и выстраивать параллельные и дублирующие связи, которые, как известно,
              только и придают системам устойчивость и надежность. «У вас вопрос по
              Закарпатью? Это к Гецко» И вот уже поет П. Гецко следующую сладкую песню о том,
              как положительно стрельба правосеков в Мукачеве скажется на автономизации
              Подкарпатской Руси. Он может представить вам и «опрос общественного мнения». В
              полном соответствии с практикой У. Черчилля, который верил только тем опросам,
              которые сам подделал. В группе «Республика Подкарпатская Русь», которую П.
              Гецко ведет на Одноклассниках, 36 000 участников. К ее созданию и я приложил
              руку — мне всегда хотелось работать на совершенно независимую страну. Но
              независимость – это дело относительное. Еще недавно в группе было более 38 000.
              Однако, некоторые из виртуальных русин позволили себе мнение иметь! Этого
              «Премьер» допустить уже не может, должность не позволяет. Несогласные с его
              «правильной» точкой зрения банятся и удаляются. Так оно спокойнее и в
              виртуальной республике. Которая, как любое государственное образование,
              немедленно вводит… цензуру. Опросы на геополитические темы, которые регулярно
              размещает П.Гецко, — это очередной фарс. Народ при этом, естественно, чувствует
              фальшь, исходящую от «прорусского» лидера, и переносит это чувство на «этих»
              россиян. Рассмотрим, например, оригинальный вопрос, сочиненный П. Гецко и
              аналитические результаты ответа на него:
««100% опрошенных закарпатцев
              согласны, что дружеские отношения Балоги с главой украинских
              террористов-правосеков Ярошем, делают Балогу пособником террористов и
              терроризма в Закарпатье».
«Премьер»
              деликатно умалчивает, что статистическая выборка исследования – 18 человек из
              36 000 членов группы или из 1 250 000 закарпатцев! Среди проголосовавших
              несколько аватаров может принадлежать и самому политологу. Каюсь, но и я иногда
              кликаю на кнопочки подобных протоколов… чтобы доставить удовольствие
              знакомому автору. У.Черчилль нервно курит сигару в коридоре. А московское
              начальство и многие российские СМИ деятельностью П. Гецко вполне удовлетворены
              – с оценками ситуации на Подкарпатской Руси он не подведет. Если вам нужно
              более основательный результат, то итоги «голосования» будут дополнительно
              рассмотрены и утверждены на заседании Президии Сетевого Русинского Движения
              (СРД)! Эта организация очень напоминает Академии, во множестве рождавшиеся в
              веселые 90е годы и плодившие Академиков. Скорее всего, СРД существует только в
              фантазиях Председателя.
Неуклюжие и ошибочные действия
              человека, претендующего на роль лидера, имеют долговременные последствия.
              Свежий пример – «прорусский» Янукович. Трудно найти человека, который бы
              существеннее приспел к созданию отрицательного образа России на Украине. На
              миниатюрной Подкарпатской Руси подобные поиски куда проще… Пару лет назад я
              написал большую статью «Профанация» — о русинских проблемах и лидерах. И не
              опубликовал ее. Потому что начинался Майдан со всеми его ужасами и
              нетерпимостью к инакомыслящим. Давать повод «скакунам», «свободам» и
              единственно «правым» наехать на сторонников автономии Закарпатья было бы
              неприлично. Тем более, что они были украинскими властями и нацистами как бы
              сбиты с ног — лежачего не бьют. Но вот утихла страшная война на Юго-Востоке, и
              на Закарпатье опять стало возможным осторожно напоминать киевской хунте и
              мировой общественности о судьбе русин. Образовалось свободное время и у
              некоторых московских организаций и деятелей и они стали вспоминать: «Кто там у
              нас на Украине главный по русинам? Не вернуть ли его в дело?» Вот от этой
              возможности возвращения на сцену русинского Януковича мне делается не по себе,
              и я обязан свое мнение о нем высказать.
«Духовный
              лидер» подкарпатских русин, как он скромно себя называет, отец Димитрий Сидор
              всегда ассоциируется у меня с бессмертным отцом Федором из «Двенадцати стульев»
              Ильфа и Петрова. 
 Предпринимательский зуд вовлек
              его в бурных 90-х в сферу торговли подакцизным товаром типа водки и сигарет и
              соответствующих освобождений от налогов для богоугодных заведений. Кого только
              из местечковых братков и дельцов вы бы тогда ни встретили в строящихся церковных
              покоях. Возможно, они там каялись и получали отпущение грехов. Ну, и жертвовали
              что-то на разные добрые дела, например, на скромный «Мерс» для помпезного
              перемещения батюшки по Ужгороду. Оплаченная индульгенции – это католическая
              традиция. Противник этой практики Ян Гус был сожжен в Констанце. Я как рядовой
              православный грешник не хотел бы быть отлученным от РПЦ МП за сомнения в
              корректности имеющейся практики. Тем более, что отец Димитрий ударился со
              временем в удовлетворение других своих потребностей или грешков. Увы, батюшка
              болезненно тщеславен. Это главная, если не единственная причина его
              гиперактивности на русинской ниве. В боевых для русин «0»х годах он, если не
              был упомянут пару дней в СМИ, то впадал в тяжкое уныние – абстинентный сидром славы.
              Не поддается исчислению количество носимых им титулов, званий, должностей и
              членств. Вершиной его деятельности должно бы стать прославление в лике святых.
              На русинской земле уже есть такой прецедент: преподобный Алексий — Александр
              Кабалюк, православный священник и общественный деятель удостоился этой чести в
              2001 г. Но до того, в 1913 г. он по своей воле вернулся из-за границы на
              судебный процессе против православных крестьян-русин, обвинённых в
              государственной измене и сам сдался суду. Через два месяца в
              Мараморош-Сиготском процессе пострадали за веру 93 человека. Самое суровое
              наказание – 4 года и 6 месяцев тюремного заключения получил о.Алексий. И
              отсидел от звонка до звонка.. При этом двое подозреваемых были доведены во
              время допросов до сумасшествия. Трагедия повторилась в виде фарса: в 2008 г.
              СБУ затеяло против русин дело о посягательстве на территориальную целостность
              Украины. В результате процесса, продлившегося на этот раз в 20 раз дольше, в
              2012м суд признал о. Димитрия виновным в посягательстве и приговорил к трем
              годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на два года. В сонном
              Ужгороде и обвиняемый, и публика ходили на процесс как на спектакль. Батюшка
              выступал с речами, ездил заграницу и победно возвращался на тоталитарную Украину.
              Это были счастливые времена – почти 4 года пиара за государственный счет. Фарс,
              затеянный СБУ, главный обвиняемый поддержал. Не хотелось бы разбирать
              целесообразность избрания особой тактики защиты с историко-героической 
              точки зрения, но оказалось, что благостный о. Димитрий вообще не имел отношения
              ни к организации крамольного II Европейского конгресса подкарпатских русинов,
              ни к подготовке преступного «Меморандума» о воссоздании русинской
              государственности, который он имел неосторожность только зачитать. Он чист
              перед украинским правосудием. Виноваты во всем коммунисты М. И. Шарга и
              М.П.Макара.
Которые,
              кстати, и являются единственными, причем несправедливо забытыми жертвами
              Ужгородского процесса. Вот цитаты из показаний о.Димитрия:
— «еще во время предварительного следствия Шарга М.И. мне рассказывал о
              следующем. Почти каждый день его вызывали в СБУ, где каждый раз 3-4 работника
              предлагали ему дать показания против меня в том плане, что якобы именно я
              написал проект «Меморандума», и именно я организовал и провел второй Единый
              конгресс подкарпатских русин (ЕКПР). Он не поддавался на эти подлые эсбэушные
              провокационные предложения и говорил мне, что по этой причине не может даже
              спать и очень переживает за то, чтобы те.., "придурки" не отомстили
              ему или его детям… сердце Шарга М.И не выдержало подлости СБУ, он и умер, в
              угрожающих для его здоровья переживаниях, еще во время досудебного
              расследования уголовного дела № 499»
— «Заместителем председателя правления «Сойма» был Михаил Шарга, который до
              самой смерти работал председателем правления Закарпатского областного общества
              «Знание», был капитаном СБУ в отставке… окончил Ужгородский университет и
              высшую партийную школу, работал вторым секретарем Иршавского райкома КПСС по
              идеологии. Поэтому только невежда, или сознательный преступник, может себе
              пофантазировать, что, являясь основным разработчиком и идеологом проекта
              «Меморандума»(!), Шарга М.И. этим имел целью отделить Закарпатье от Украины…
              В материалах следствия есть и письмо в СБУ, где доказано, что Шарга М.И. и
              Буряк Н.И. разработали проект Конституции
              Закарпатья…»     
               
              -«Основателем «Сойма» есть и русинское научно-образовательное общество, которое
              возглавлял к.и.н., профессор Николай Макара, уважаемый делегат конгресса,
              который был когда-то комсоргом Ужгородского университета, а затем
              преподавателем и доцентом. Перед распадом СССР он возглавлял идеологический
              отдел Закарпатского обкома КПСС. При организации и проведении 2-го ЕКПР Макара
              Н.П. был профессором и доцентом Закарпатского государственного университета,
              был активным делегатом 2-го ЕКПР. Поэтому тоже проходит свидетелем по
              уголовному делу. Но во время досудебного следствия в СБУ он также скончался в
              схожей с Шаргой ситуации… Поэтому в суде, в присутствии прокурора, было
              считано его протокол допроса и его показания, которые сводятся к следующему:
              «На 2-м ЕКПР речь шла исключительно о реализации референдума об автономии
              Закарпатья в составе Украины». Кстати, покойный Макара Н.П. также мне сказал,
              что в СБУ ему намекнули, что из-за участия во 2-м ЕКПР может потерять работу. А
              у него больной сын, на лечение которого нужно большие деньги, поэтому
              увольнения будет для него катастрофой. Видимо от этих переживаний и умер по
              этой причине, что и Шарга».
Подобные подробности дела в свое время шокировали русинскую общественность и
              необычайно беспокоят батюшку. Настолько, что из некоторых публикаций о процессе
              в интернете исчезают целые абзацы о, как оказалось, подлинных героях и
              идеологах русинского освобождения. О. Димитрию очень не хочется делиться с ними
              всероссийской славой лидера и пострадавшего. С другой стороны, ему не хочется
              за что-то отвечать по всей строгости гибкого украинского закона. Кто-то из
              историков и священнослужителей может себе представить, чтобы преподобный о. Алексий
              так бы переводил стрелки на других обвиняемых или свидетелей в 1913 г.?
              Чувствуете разницу в уровне и напряженности двух процессов над русинами?
              Сбудется ли мечта о. Димитрия о его прославлении? Это решать РПЦ МП, и не
              сегодня. А вот продолжить ли спектакль с «духовным лидером», который своими
              действиями провоцирует рост русофобии на Подкарпатской Руси, — это в руках
              находящихся рядом с нами русских политиков и русинских активистов. 
Свой вклад в русофобию традиционно вносит международное русинское движение.
              Количественно оно невелико. Однако, геополитическая составляюшая – США, Канада,
              Чехия, Словакия, Польша, Венгрия, Россия – делают его очень интересным и
              влиятельным. О нём – особый и отдельный разговор.
А. В. Гегальчий,
              Попечитель МФ Русская Премия, публицист, Прага (Чехия).
Оригинал этого материала опубликован на ленте АПН.
 
                  

 
              












 
              

