Русское национальное движение в Татарстане
18
июня 2013 года в Казани прошла всероссийская научно-практическая конференция «Русское
национальное движение в Татарстане в постсоветский период: достижения, проблемы
и поиск путей преодоления», посвященная 20-летию деятельности Общества русской
культуры Республики Татарстан.
Открывая
работу мероприятия, председатель ОРК РТ, профессор Александр Салагаев рассказал
об истории возникновения и работе этой старейшей русской национальной
организации в Татарстане и той роли, которую она сыграла в деле реституции
церковной собственности (колокольня Ивановского монастыря в Казани,
восстановления Седмиозерской пустыни), создания русских гимназий в республике и
поддержки русских фольклорных коллективов. Возникнув первоначально как
культурная организация, ОРК РТ вскоре вынуждена стать на долгое время
единственной национальной организацией русских Татарстана, выступая вскоре в
роли правозащитной организации в условиях наметившейся дискриминации
нетитульного населения в республике. Салагаев отметил, что при первом
президенте Татарстана Минтимере Шаймиеве было три встречи с русской
общественностью, когда глава республики готов был выслушать проблемы русских: в
1994, 2002 и 2011 годах. Хотя при этом все решения принимались половинчато. «А
вот за время правления Рустема Минниханова ни разу он не встретился с русскими
общественниками, более того, именно при нем начались откровенные репрессии
судебного характера и преследования русских», — подчеркнул казанский профессор,
напомнив про дела Павла Хотулева и Виктории Можаровой. По его словам, власти
пошли по пути создания «ручной» русской организации — Русского
национально-культурного объединения Республики Татарстан, абсолютно лояльной
этнократическому режиму республики. «Вот прошло уже более полугода со дня
основания этой организации, однако мы не видим никакой их работы», — заметил
Салагаев.
Рассуждения
русского общественника о том, что начавшаяся радикал-исламизация Татарстана,
которой региональные власти не только противостоят, но и в чем-то потворствуют,
были прерваны явившейся на конференцию одной женщиной, представившейся русской
мусульманкой, которая принялась эмоционально защищать этот курс по превращению
региона в аналог северокавказского субъекта. Однако когда присутствующие
участники обратились к ней прекратить свою словесную тираду, та выпалила: «Да
мне самой впадло здесь находится!», хлопнув дверью, продемонстрировав тем самым
уровень культурного поведения этнически русских, принявших ислам.
Точку
зрения Салагаева на появление и деятельность «ручной» русской организации,
искусственно созданной республиканскими властями, поддержал председатель Совета
ветеранов кряшенского национального движения Аркадий Фокин, выступивший с
приветственным словом. В прошлом сам возглавлявший в Аппарате президента
Татарстана сектор национальной политики и сыгравший ключевую роль в создании
Ассоциации национально-культурных обществ Татарстана (предшественник нынешней
Ассамблеи народов РТ, из которой было исключено ОРК РТ и на его место поставили
РНКО РТ. – прим.), кряшенский лидер отметил, что «региональным властям нужна
показуха национально-культурной жизни на уровне «два прихлопа, три притопа», а
не решения национальных проблем населяющих Татарстан народов».
Лидер
Национально-демократической партии России Константин Крылов, приехавший на
конференцию из Москвы, выступил с докладом о современном русском национальном
движении в масштабах России и в ее национальных субъектах. «О том, как обстоит
положение русских в Татарстане, в Москве не знают, потому что существует
информационная блокада, а вокруг самого Татарстана создан ореол стабильности и
межнационального благополучия, что на практике далеко не так», — отметил
московский гость. По его мнению, с ваххабизацией русские сталкиваются не только
в Татарстане, но и в самой Москве. «Со стороны русского национального движения
нет внятной и четкой позиции по политическому исламу, который развивается в
России уже очень стремительно», — заявил Крылов.
На
конференции был заслушан доклад председателя комитета Собора русских
Башкортостана Евгения Беляева «Русские в постсоветском
Башкортостане и русское национальное движение». В соседнем с Татарстаном
регионом русские сталкиваются во многом с похожей ситуацией, которая выражается
в последовательном формировании этноконфликтной исторической памяти, когда в
систему исторического образования в школе и в вузах дается
эмоционально-окрашенный подход к описанию прошлого Башкирии, в котором русским
отводится роль оккупантов, в конфликте образовательных стандартов и в конфликте
идентичностей.
Заместитель
председателя Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов остановился
в своем выступлении на этнолингвистическом конфликте в республике. «То
агрессивное сопротивление, которое русские испытывают при попытке отстоять
право своих детей изучать русский язык в полном объеме в школах и как свой
родной язык, можно объяснить только единственным ответом: одним из маркеров,
который воспринимается как угроза для этнократического характера правящей элиты
в Татарстане, является именно русский язык», — считает русский общественник,
добавляя, что этнократия в Татарстане сама не желает разрешить конфликт,
который можно исправить только путем предоставления права выбора родителям на
изучения русского языка как по всей России.
Директор
Правозащитного центра Русского общественного движения Наталья Холмогорова остановилась
на теме взаимоотношения русского национального движения в Москве и в регионах,
озвучив при этом ряд фактов. Русский марш как форма протеста против политики
государства в отношении русских в прошлом году прошел в 67 городах России, что
говорит только о том, что сегодня политическая национально ориентированная
активность русских как никогда велика. Однако до сих пор нет единого русского
движения, потому что в его среде существует разобщенность. «Самой страшной
проблемой для русских в регионах является раскол русских активистов в центре»,
— резюмировала правозащитница.
Шеф-редактор
федерального информационного агентства «REGNUM» в Поволжье Алексей Демин выступил
с докладом «Освещение русского вопроса в Татарстане средствами массовой
информации». «Русский вопрос в Татарстане существует только в виртуальном
пространстве», — констатировал журналист, посетовав на то, что о проблемах
русских в республике можно только прочитать в Интернете, поскольку газеты и
журналы, издаваемые в Татарстане, практически никогда не подымают эту тему
из-за ее табуированности со стороны региональных властей, напрочь отрицающих
наличия национальных проблем русских. Демин посетовал и на крайне низкую
политическую активность самого русского населения региона: «В социальных сетях
об этом пишут сотни и даже тысячи, а на митинг или пикет в защиту права изучать
русский язык в полном объеме выйдут только десятки», — заметил редактор.
Поздравить
с юбилеем ОРК РТ пришли лидеры трех национальных общин Татарстана: немецкой,
украинской и белорусской. Председатель Немецкого общества РТ Виктор Диц,
возглавляющий к тому же региональное отделение партии «Новая сила», отметил,
что «значимость ОРК сегодня для русских Татарстана огромна: из сугубо
культурного сообщества оно превратилось в организацию по защите прав русских».
«Россия распадется, если русские еще ослабнут», — подчеркнул он.
Председатель
национально-культурной автономии украинцев Татарстана Владимир Любченко в
своем приветствии подчеркнул, что сейчас находится свидетелем того, что под
влиянием учебников по истории Татарстана татарская молодежь начинает относиться
к русским как к оккупантам. «Это мне напоминает Западную Украину советского
времени, где даже украинские дети, подходя к солдату Советской Армии где-нибудь
во Львове, говорили ему, что он оккупант», — вспомнил лидер украинской общины.
Председатель общественной организации белорусов Казани «Спадычна»
(Наследие) Сергей Маруденко отметил важность той роли, которую
русские играли в жизни большой страны – Советского Союза – в качестве
скрепляющего его ядра: «Если сейчас кто-то пытается принизить роль русского
народа в какой-то части страны, то он работает на развал России».
О
том, как препятствуют обсуждению положения русских в Татарстане, на федеральном
уровне поведала шеф-редактор журнала «Вопросы национализма» Надежда
Шалимова. «В Москве стремятся показать Татарстан исключительно как райский
оазис, а когда начинаешь подымать проблему положения нетитульного населения, то
тут же обрывают: «Не нужно об этом говорить, там, к счастью, не Кавказ»,
фактически запрещая даже в Москве говорить об этом», — рассказала она.
Председатель
Совета регионов НДП Ростислав Антонов коснулся темы русского вопроса
в правовом поле России. «Национальные республики, включая Татарстан, закрепляют
в своих законах неравноправный статус титульного и нетитульного населения», —
отметил русский политик из Новосибирска. По его мнению, русские, живущие в национальных
регионах, это все прекрасно видят и голосуют ногами, уезжая из них. «Если
татары как субъект права есть в Конституции Татарстана, то русские в таком
качестве нет ни в одном уставе областей и краев, ни в самой Конституции
России», — констатировал Антонов, добавив, что в случае серьезных военных
конфликтов у русских в национальных регионах нет возможности рассчитывать даже
на помощь. Яркий пример – Чечня: чеченцы получили компенсацию, а русские,
жившие в Чечни, нет.
Лидер
русской городской молодежи Казани Витольд Филиппов выступил с
докладом «Русская молодежь в Татарстане: идейные настроения, формы
самоорганизации, общественная активность». По его словам, рост политического
самосознания у русской молодежи проходил в 2005-2011 году, чему большую роль
сыграл кино-клуб при Обществе русской культуры Татарстана. Появление движения
«Сопротивление» в Москве и его отделения в регионах способствовали дальнейшей
самоорганизации русской молодежи в Татарстане. С 2010 года в Казани появление
отделение движения «Русские за ЗОЖ», сопровождающееся конфликтами с «антифа». В
2011 году создается объединение «Русский альянс» в Казани, активисты которого
стали с 2012 года молодежным крылом практически всех региональных отделений
русских национально ориентированных партий – Российского общенародного союза,
«Новой силы» и Национально-демократической партии. «Политическая активность
русской городской молодежи сейчас активно подавляется региональными властями
путем судебных преследований, что наиболее заметным стало в ходе ареста 74
участников русского марша в Казани в 2012 году», — отметил Филиппов.
Казанский
русский писатель Лев Кожевников остановился на положении русских
литераторов в Татарстане. Он привел такой случай: за поставленную пьесу
русского писателя платят в Казани 3 тысячи рублей, а даже за не поставленную
пьесу татарского драматурга – 27 тысяч рублей.
Завершилась
конференция выступлением руководителя Приволжского центра региональных и
этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раиса
Сулейманова на тему взаимоотношений татарского и русского национальных
движений в Татарстане. «На этнополитическом пространстве Татарстана только два
национальных движений можно считать пророссийскими – русское и кряшенское. В
авангарде татарского национального движения в авангарде сегодня одни
сепаратисты», — констатировал эксперт, посетовав на то, что умеренные татарские
националисты просто откровенно пассуют выступить против своих соплеменников из
числа радикалов, чтобы их урезонить или поставить на место. Причина в том, что
бояться быть названы предателями татарского народа и изменниками некого «общего
татарского дела». Ярким примером такого является случай с Эльмирой Исрафиловой,
на защиту которой сразу же бросились сепаратисты, сделав ее своим знаменем, в
то время как никто из умеренных татарских националистов публично не стал ее
осуждать, тем самым дав повод считать, что татарское национальное движение
полностью солидарно с журналисткой в ее оценке русских.
Стоит
отметить, что организаторы конференции приглашали на нее руководство Ассамблеи
народов Татарстана, Русского национально-культурного объединения РТ,
Государственного совета РТ и Аппарата президента Татарстана. Однако никто из
них не посчитал нужным придти и поздравить с юбилеем старейшую русскую
национальную организацию республики. Видимо, обсуждаемые на конференции темы в
Татарстане просто не признаются как существующие проблемы. В кулуарах
конференции одна дама риторически спрашивала участников: «А для региональных
властей русские – это коренной народ Татарстана?» Вопрос остался без ответа.
Оригинал
материала опубликован на ленте АПН.