Серенада Силиконовой долины
Ситуация с малым и средним
бизнесом в Нижегородской области не является однозначной Подводя на встречах с различными представителями
нижегородской общественности итоги развития региона за минувший 2013 год и
намечая направления развития Нижегородской области на ближайшее будущее,
губернатор Валерий Шанцев подчеркнул, что ключевым моментом является
привлечение в наш регион крупных инвесторов.
Причем очень важно отметить, что
привлечение инвестиций предполагается нижегородским областным правительством
прежде всего в индустриально-промышленный сектор. Что кажется вполне
естественным явлением, поскольку наш регион в прошлом отличался в первую
очередь именно своим промышленным потенциалом. Соответственно, эта специфика
сохраняется и сегодня.
При этом развитие индустриально-промышленного
потенциала предполагает — по крайней мере, не исключает — развитие и сектора
малого и среднего бизнеса. Например, некоторый отток профессионалов из
промышленности, который объясняется особенностью современных способов повышения
производительности труда, можно было бы регулировать, если развивать малый и
средний бизнес.
Ситуация с малым и средним бизнесом
в Нижегородской области не является однозначной. С одной стороны общий
экономический рост, рост доходов у населения создают условия, предпосылки и
возможности для развития малого и среднего бизнеса в сфере различного рода
услуг.
У нас, в частности, существует
достаточно большое количество различного рода специализированных магазинчиков,
различных массажных и спа-салонов, существуют всевозможные языковые курсы,
продается оборудование для биллиарда, боулинга, организуются различные школы
верховой езды и парки развлечений, — в общем, есть масса возможностей для
развития сферы услуг.
Работает огромное количество
всевозможных салонов и магазинов, связанных с ремонтом и интерьерами, которые
продают кафельную плитку, сантехнику, газовое оборудование и многое другое.
В туристическом секторе у нас
открываются хостелы, что тоже важно: в Нижегородскую область начинают приезжать
не только богатые и деловые люди, образуются варианты для бюджетного проживания
здесь туристов из самых широких социальных слоев. Развивается сфера, связанная
с организацией досуга и праздников, проведением активного отдыха, включая,
скажем, пейнтбол-клубы.
В этой сфере все в регионе обстоит
сравнительно благополучно. Поле для развития есть, хотя истории развития
предприятий складываются по-разному. Кто-то не выдерживает конкуренции, кто-то
неправильно оценивает потребности рынка и неправильно на нем позиционируется —
но все это то, что и называется «живой жизнью».
И здесь можно говорить и рассуждать,
что смещается интерес от одной подотрасли к другой, от одного вида досуга к
другому, от спроса на одни вещи к спросу на вещи совершенно иные, — все это
нормальный процесс развития. Здесь можно говорить о том, что где-то были
высокие темпы роста, а затем произошло насыщение рынка и темпы роста спали,
можно говорить о том, что где-то в силу общей экономической ситуации несколько
уменьшился спрос и поэтому игроки этого сегмента рынка стали чувствовать себя
хуже…
Но в общем и целом все нормально.
Где же у нас проблемы?
Болезненные точки. Прежде всего —
точки торговые
У нас существует общеизвестная
проблема, связанная с малым бизнесом в сфере уличной торговли.
На муниципальном уровне — это нужно
подчеркнуть, поскольку уровень муниципалитетов губернатору не слишком-то
«пришьешь», — в последние несколько лет проводится политика ограничения уличной
торговли. У этой политики есть свои резоны. В эту тему можно углубляться, но
сейчас предмет разговора состоит не в этом.
Такая политика связана не только с
решениями муниципальных властей, но и с решениями властей федеральных.
Например, с решением о запрете торговли алкогольной продукцией и даже столь
слабо алкогольным, по сути пищевым, продуктом, как пиво, в ларьках и
мини-маркетах, расположенных в общественных местах.
Так или иначе, политика ограничения
уличной торговли имеет место быть, она реально существует. Есть целый ряд
ограничений, которые сильно повлияли на людей, которые до этого долго и
сравнительно спокойно работали в этой сфере. Я не говорю при этом про торговцев
различных вещевых и продуктовых открытых рынков. Здесь ситуация еще более
жесткая.
Но здесь опять-таки есть некий план,
согласно которому рынки, которые хотят остаться в качестве круглогодичных,
будут переоборудованы в формате капитальных строений, — все это будет под
крышей. А рынки, которые не хотят переоборудоваться и отстраиваться,
превратятся в некие сезонные ярмарки.
Да, наверное, это все часть
нормального процесса изменения городской среды. Тем не менее все это является
серьезным потрясением для тех, кто на этих рынках работал. Поэтому мы услышим
еще не одну историю о том, как и сколько людей в этой связи разорились, были
вынуждены уйти из бизнеса, сколько сдали патентов предпринимателей или другие
регистрационные документы, насколько уменьшилось количество предпринимателей в
регионе и так далее.
Это — болезненная точка. Становится
очевидным, что прежний порядок вещей заканчивается. Или, по крайней мере,
видоизменяется.
Мало промышленности, штучные
инновации
По сравнению с Европой или США в
России вообще и в Нижнем Новгороде в частности мало промышленного малого
бизнеса. И пока не имеется явного рецепта, как изменить данную ситуацию
кардинально и в стратегическом ключе — по крайней мере, я такого рецепта не
знаю.
Сама эта ситуация сложилась по двум
причинам. Одна из них — неготовность российских крупных компаний сотрудничать с
малым и средним бизнесом. Вторая — неготовность нашего малого и среднего
бизнеса работать в промышленном секторе.
Чуть лучше положение дел сегодня в
секторе инновационном. Здесь есть некоторые заделы, существует определенная
политика властей, поощряющая развитие этого сектора малого и среднего бизнеса.
Крупные компании инновационного сектора легче идут на сотрудничество с малым и
средним бизнесом.
И здесь есть такая форма
сотрудничества, когда сами авторы инновации оформляют небольшое предприятие и
начинают взаимодействовать с крупной компанией, где можно внедрять эту
инновацию, чтобы в полной мере получить свой авторский «гонорар» за
изобретение. Потому что если автор инновации существует в рамках большой
государственной корпорации и из нее не выходит, то вклад в создание инновации
не всегда адекватно оценивается.
Описанная практика становится уже
типичной. Но, к сожалению, пока она еще не составляет большой процент рынка.
Да, Нижегородская область по доле инновационной продукции занимает хорошее
место в стране, значительно опережая среднероссийские показатели. Однако во
многом это происходит благодаря инновационной продукции крупных компаний — по
крайней мере, если судить по отчетам.
«Силиконовой долины», иными словами,
у нас пока не возникло. И каждая существующая история успеха малых инновационных
компаний — это отдельная история. Как правило, это истории о том, как люди
воспользовались тем или иным благоприятным обстоятельством. Но надеяться на то,
что все это будет продолжаться и идти по нарастающей, пока нельзя. Или нужно
сказать так: надежда есть, уверенности нет.
Госзакупки — не панацея, но нужно
с чего-то начинать
Что можно сделать в этой связи?
На федеральном уровне ожидаются
определенные изменения ситуации, связанные с тем, что достаточно большая часть
государственных закупок должна быть распределена между предприятиями малого и
среднего бизнеса. Это — само по себе достаточно интересное предложение.
Возможно, оно даже даст толчок развитию малого и среднего бизнеса.
Однако поскольку все-таки речь идет
о государственных закупках, то я боюсь, что малый и средний бизнес получит их
прежде всего и в основном в той его части, которую составляют торговые и
посреднические структуры. То есть, торговцы и посредники будут первыми, кто
получит доступ к этим государственным деньгам и станет их осваивать.
Существует и ряд специфических
проблем. Например, если объем заказа большой, а предприятие маленькое, то как
оно сможет обеспечить выполнение этого заказа, если даже и выиграет тендер на
его выполнение?
Есть некие барьеры роста, которые
будут непросто преодолеваться. Тем не менее, нужно с чего-то начинать, чтобы
потом можно было действовать уже более осмысленно и целенаправленно. Когда
определятся все узкие места, тогда, возможно, появятся новые инициативы
относительно того, как именно эти узкие места со временем расшивать.