Шанцев: зенит пятилетки. Плюсы и минусы
Региональная
стратегия развития до 2020 года, по словам Валерия Шанцева, разбита
на пятилетки, что соответствует определенному губернаторскому сроку.
А подведение промежуточных итогов по рубежам длиною в год показывает,
справляется областная власть в отчетный временной отрезок с
поставленными перед ней задачами или нет.
Но до того, как
ответить на данный вопрос, хотелось бы прежде всего уточнить по
поводу «временных границ». Годовой цикл «губернаторского
отсчета» естественным образом длится от августа до августа. А
прозвучавший на днях отчет о работе возглавляемого Шанцевым
правительства охватывает строго календарный период завершившегося
2012 года. То есть получается, что в этот раз были представлены
результаты именно «зенита» губернаторской пятилетки,
который по определению влияет на ее грядущие, полностью итоговые,
показатели.
Так вот, что мы
видим с высоты этого «зенита»?
Представленные в
отчете цифры в большинстве своем, конечно, не могут не впечатлить.
Главный фактор, по
которому судят об эффективности действий любой, в том числе
региональной, власти – финансовая составляющая, то есть
наполняемость бюджета и приток инвестиций. Потому что сегодня, как ни
крути, деньги – в основе всего. Без рубля не модернизировать
инфраструктуру, не запустить новые предприятия, не создать рабочие
места, не построить современное жилье, не улучшить благосостояние
жителей.
Судя по отчетной
статистике, с исходным главным фактором в Нижегородской области в
общем и целом все в порядке. Несмотря на довольно тяжелые
экономические времена вообще и уход из региона «благодаря»
федеральному законодательству отдельных крупных налогоплательщиков в
частности, бюджет достойно наполняется и рационально балансируется.
Не без долгов, конечно (в пределах установленного лимита) – но
все же. При этом бюджетный эффект от господдержки приоритетных
проектов превысил ее изначальный объем в 3,3 раза – значит,
средства вложены рачительно и с умом. Кроме того, бюджет развития
региона, невзирая на объективные трудности, сокращать в будущем не
планируется, и это стратегически разумно. Что до иностранных
инвестиций, то они в минувшем году впервые превысили
«психологическую» планку в миллиард долларов, более чем в
1,5 раза перекрыв уровень докризисного 2008 года, и это поистине
знаковый рекорд.
Отдельно в рамках
данной важной темы необходимо упомянуть о соотношении федерального и
регионального финансового вклада в развитие Нижегородской области.
Понятно, что чем больше федерация вложится – тем «нашим
легче». Шанцев, надо признать, деньги для своего субъекта РФ
умеет добывать по максимуму. Эта его способность вкупе с личным
авторитетом много раз помогала решать региону невыполнимые, казалось
бы, задачи. Наглядных доказательств чему – внушительный ряд.
Вспомним: с помощью национального бюджета не дал обанкротить ГАЗ и
сохранил тем самым рабочие места на одном из крупнейших предприятий
области, содействовал выделению многомиллиардных кредитов тому же
ГАЗу и Саровскому технопарку, завершил масштабные тридцатилетние
долгострои, и так далее. Вот и теперь – Шанцев заявил, что
строительство стадиона к ЧМ-2018 будет вестись полностью на
федеральные деньги, да и львиную долю прочих инфраструктурных
расходов в пределах области на подготовку сего знаменательного
события понесет на себе тоже федерация.
Региональному
бюджету, мягко говоря, приятно, но почему так происходит? Видимо,
такому раскладу способствуют две причины.
Во-первых, логика
заставляет предполагать, что Шанцеву (в отличие от ряда других
губернаторов) реально по сей день лично доверяют президент Путин и
премьер Медведев – иначе, согласитесь, вряд ли что
бы вышло в принципе.
Известные, хотя и крайне редкие, острые дискуссионные моменты —
моментами, а стабильно многолетний факт-то налицо.
И, во-вторых, Шанцев
добился не только внешне достойного, но и внутренне «выгодного»
представительства Нижегородской области в действующей Госдуме шестого
созыва. Если в предыдущем созыве наши депутаты не занимали, к
сожалению, ни одной сколько-нибудь значимой должности в парламентской
иерархии (ни одного председателя или хотя бы зама председателя
комитетов), то в настоящее время – дело иное. Заручившись
поддержкой весомой представительской когорты, гораздо легче
продвигать локальные интересы региона на всероссийском уровне. Не
даром же Шанцев в различных лобби-рейтингах неизменно занимает
престижные места на фоне общего губернаторского корпуса из 83-х
меняющихся время от времени участников.
Чем еще вправе
гордиться Шанцев и его правительство, исходя из анализа
представленного отчета? Из наиболее примечательного —
в первую очередь, завершенным «прорывом»
метро в верхнюю часть Нижнего Новгорода вкупе с построенными и
строящимися дорогами, развязками, мостами. Еще тем, что уровень
официальной безработицы в области два года подряд остается самым
низким среди регионов округа. Плюс тем, что растущая, по мере
возможности, поддержка АПК вроде бы оборачивается соответствующей,
опять-таки по мере возможности, отдачей.
Теперь о минусах. Их
тоже хватает.
Самый, на мой
взгляд, ощутимый – слишком низкий рост доходов населения. Если
бюджет, даже с учетом инфляции, с 2005 года действительно вырос в
разы, равно как и объем инвестиций – то доходы населения за тот
же период увеличились в реальном выражении статистически всего лишь
на 10% (местные «олигархи» — не в счет). Вдобавок, они,
эти доходы, до сих пор отстают от «средних» по стране (не
говоря уже о столицах и «продвинутых» регионах) –
причем на весомые 6,5 процентов. Это публично признает и сам Шанцев.
Впрочем, он обещает за 2-3 года это печальное отставание
ликвидировать. Посмотрим.
Далее. Рождаемость в
относительных процентах повышается, но в абсолютных цифрах
по-прежнему серьезно уступает смертности — то
есть регион продолжает чисто физически вымирать. Нельзя не напомнить,
что это общая беда подавляющих регионов России, особенно на «исконно
русской» части территории страны – но все-таки.
И еще. В отчете
много говорится о заботе власти о детях, инвалидах и малоимущих –
другими словами, о социальной опеке незащищенных слоев граждан.
Пособия, официальный «прожиточный уровень», МРОТ — да,
увеличиваются, но изначально мизерные и в мизерной пропорции, на
такие деньги живому организму, тем более человеческому, существовать
невозможно. Призывы «потерпите» — не к ним, у них каждый
день на счету, в загробной жизни выписанные на бумаге «щедроты»
к «обналичке» не принимаются.
Очереди в детские
сады постепенно уменьшаются – но все еще «километровые».
Особливо на контрасте обреченных к разрушению успешно функционирующих
детских садов – как, например, в районе улицы Ильинской в
Нижнем Новгороде. Об инвалидах якобы по мере сил заботятся. Ну, а как
же тогда расценивать пресловутые 39 талонов на проезд, насильно
«вмененные» тем же инвалидам? Да еще и за их собственные
деньги?
В «сухом
остатке» — обилие «плюсов» в целом перевешивает
обилие «минусов», но в так называемом «макроэкономическом
плане». Вся проблема – в «микро», то есть в
сочувствии и сопереживании отдельно взятому человеку. Коих, «как
назло», подавляющее большинство.
Да, это трудно. Но
необходимо. Без этого никакая цивилизация не устоит – в
пределах ни отдельно взятого региона, ни государства, ни планеты.
Проверено временем.