Смещенный фокус
Владимир Касютин, секретарь Союза журналистов России:
Я не в восторге от того, как составлен опрос. Обозначенное
название «Информационная политика региона» не просматривается, но вторая часть
исследования довольно сильная — там, где даётся оценка открытости ньюсмейкеров.
Первая часть опроса незавершённая потому что, например, употреблять
словосочетание «четвёртая власть» непрофессионально. Есть такой термин, но
давно понятно, что это неправильный перевод определённых терминов, а людям
задаётся конкретный вопрос с этим словосочетанием. Также неожиданно возникает
вопрос про коррупцию – при чём тут коррупция и информационная политика региона?
Согласно вопросу получается, что люди в основном узнают о коррупции из СМИ, а лично
с ней не сталкиваются. Тогда нужно дальше «копать»: например, а что люди
считают коррупцией? Не секрет, что большинство из нас так или иначе участвуют в
бытовой коррупции: коробка конфет врачу или ещё кому-то. Люди считают, что
коррупция – это где-то там, гигантские сделки и прочее, прочее.
Мне кажется, что не совсем точно определён фокус исследования:
слишком много самых разных тем, которые авторы исследования пытаются изучить.
Надо сосредоточиться на чём-то одном — изучают степень открытости власти,
значит нужно уделять внимание только этому. В действительности, информационная
политика отражает развитие телевидения, Интернета, печати, радио, включая также
и направления, как они должны развиваться, какие нужно придумать меры
регулирования и прочее. Это такой очень большой вопрос, поэтому чтобы это всё
оптимизировать, я бы лучше сконцентрировался на информационной открытости
власти или на изучении влияния ключевых ньюсмейкеров региона на информационную
политику.
Вторая часть опроса довольна сильная, в части, где дается
оценка открытости, эффективности ньюсмейкеров. Конечно, я ожидал таких
результатов губернатора — лично я считаю его одним из самых сильных и самых
ответственных губернаторов в России сегодня. Это факт. В тех поездках, в
которых бывал, моё общение с местными журналистами, редакторами и
представителями каких-то PR-структур позволяет мне заключить, что Валерий
Шанцев пользуется серьёзной поддержкой населения, и ни о каких других фигурах в
Нижегородской области, близких по уровню влиятельности, я не слышал. Причём, я
беседовал как с людьми невысокого уровня по социальному статусу, так и с представителями
бизнеса, также со своими коллегами журналистами.
Основа такой сильной позиции губернатора проста: работа – это
один момент, без которого, несомненно, ничего не может быть, а второй – правильно
выстроенная информационная политика, но не всего региона, а именно в части освещении
деятельности губернатора, как раз то, чем занимается пресс-служба главы региона.
Во-первых, честно могу сказать, что Пресс-служба губернатора одна из лучших в
стране: она очень эффективно организована с применением совершенно новых
приёмов, желанием выстроить отношения с самыми разными видами СМИ. Во многом
такое позитивное восприятие населением губернатора связано не только с работой
Валерия Шанцева, но и с тем, как работает его пресс-служба. Я знаю страну, я
знаком с определённым количеством пресс-секретарей губернаторов, пресс-служб разных
субъектов РФ и могу точно сказать, что пресс-служба губернатора Нижегородской
области одна из самых сильных в стране — для меня это не открытие.
На последней конференции, которую проводило в Нижнем Новгороде
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям при содействии Фонда
развития информационной политики, я видел, как люди оценивали проведение мероприятия:
я общался с коллегами из других регионов, и они высоко оценили деятельность пресс-службы
Валерия Шанцева и, в частности, пресс-секретаря губернатора Романа Скуднякова.
Мы же понимаем, что сегодня так много факторов влияет на
назначение главы субъекта РФ, на то, чтобы губернаторы оставались в должности
не один срок. Губернатор может быть просто невероятно успешным, но есть
какие-то факторы, по которым могут быть проблемы. Мне кажется, самое важное –
сохранить то, что есть во внутреннем пространстве региона. Нигде не бывает идеальной
ситуации в отношениях прессы и власти, но в Нижегородской области она здоровая,
конструктивная. Власть не наживает себе врагов, а с помощью своей пресс-службы,
собственных представителей пытается находить взаимопонимание с журналистами по
самым разным вопросам внутри региона. Мне кажется, надо более широко
выстраивать такую информационную политику, деятельность за пределами региона. В
целом, по сравнению с другими регионами страны Нижегородская область неплохо
представлена в федеральных СМИ.