Социально ориентированный?
Продолжение. Начало здесь.
Нам говорят, что бюджет Нижегородской области на 2015-2017
годы обещает быть социально ориентированным, называют какие-то проценты от
расходов бюджета , которые будут направлены на социальные
нужды. Но, извините меня, главным показателем социально ориентированного
бюджета является выполнение социальных обязательств перед незащищенными
категориями граждан – пенсионерами, ветеранами, многодетными семьями, детьми-сиротами,
людьми, страдающими хроническими заболеваниями и так далее. Однако именно по
этой линии расходов мы наблюдаем очень лукавую позицию тех, кто предложил этот
вариант бюджета, и тех, кто за него проголосовал (напомню, фракция КПРФ вместе
с фракцией ЛДПР выступили против такого проекта).
Проектом предлагается не индексировать на следующий год
именно выплаты социально незащищенным категориям граждан. Инфляция разгоняется –
уже в этом году она зашкалила все мыслимые пределы, в следующем году в связи с
существенным удешевлением рубля вполне естественно ожидать убыстрения темпов
инфляции. Между тем даже на копейку не будет повышено пособие многодетным
семьям, семьям, воспитывающим приемных детей, ветеранам (на приобретение
топлива), всем пенсионерам Нижегородской области на проезд в общественном
транспорте, на приобретение единого социального билета. Ни на копейку не будут
увеличены выплаты, предусмотренные законом о погребении и похоронном деле.
А ликвидаторы произошедшей в 1970-м году аварии страшной аварии
на заводе «Красное Сормово», которых осталось несколько десятков человек? Чтобы
повысить им выплаты на шаг официальной инфляции, на пять процентов (я уже не
говорю о том, чтобы учесть реальный уровень инфляции, который может составить
пятнадцать-двадцать процентов), нужно 130 тысяч рублей. Не миллионов, а тысяч –
при 115-миллиардном бюджете. Но у людей отобрали даже эти крохи, полагающиеся
им по закону. (И все выше перечисленные выплаты полагаются
нижегородцам по закону.) Но действие этих норм закона «Единая Россия» вместе со
«Справедливой Россией» на следующий год приостановила.
Я бы назвал такой подход крохоборством, хотя для определения
позиции, которую власть заняла по отношению к социально незащищенным гражданам,
можно было бы найти термин и посильней, непарламентский. Крохоборство – это как
минимум, если власть не хочет найти 130
тысяч рублей ликвидаторам аварии или триста
тысяч рублей на минимальное повышение пособий приемным семьям, чтобы
воспитывающиеся в них дети питались в школах и пользовались проездом на
транспорте.
При этом мы видим, что 54
миллиона рублей направляется на повышение инвестиционного имиджа Нижегородской
области – просто так, ни о чем. На развитие
государственно-частного партнерства еще десяток миллионов. 17 миллионов на
очередные имиджевые решения в части якобы привлечения
в регион инвесторов. Выставочная
деятельность съедает десятки миллионов рублей. 300 миллионов рублей – прямое финансирование государственных средств
массовой информации. А сколько помимо этого средств выделяется на контракты по освещению деятельности
правительства Нижегородской области негосударственными СМИ? Сотни миллионов.
Мы живем в реальности, которая на нормальном человеческом
языке называется «политика двойных стандартов». По отношению к нижегородцам
одна стандартная шкала, по отношению к запросам чиновников и обслуживающих их пропагандистских
инструментов – другая. Фракция КПРФ считает, что это
неправильно, что задача бюджета заключается, в первую очередь, в решении
социальных задач. Даже если бюджет очень тяжелый, нужно постараться,
подтянуться, но выполнить свои обязательства.
Если бы сегодня действовал закон 2004 года (который каждый
год правительство области вместе с «Единой Россией» и «Справедливой Россией»
приостанавливает) о компенсации пенсионерам платы за единый социальный
проездной билет, то уже не один год наши пенсионеры – по всей области – ездили бы
в общественном транспорте бесплатно. В год 70-летия Великой Победы это было бы
символическим и абсолютно верным решением. Но нет, ни на копейку не пошли в
этом направлении.
Чтобы решить задачу бесплатного
проезда пенсионеров в общественном транспорте, нужно 430 миллионов рублей.
Это ровно половина той суммы, которую правительство и «Единая Россия»
предлагают на следующий год потратить на налоговые льготы крупным предприятиям,
которые находят средства на спонсорскую помощь профессиональным спортивным
клубам.
В бюджете запланирован почти
миллиард средств, которые будут возвращаться этим крупным компаниям за то,
что они оказывают спонсорскую помощь профессиональным спортивным клубам! Это не массовый спорт, не физкультура, не детский и юношеский спорт
– речь идет о тех спортивных клубах, которые закупают игроков за рубежом,
платят им огромные заработные платы в евро и долларах, а затем, как футбольный
клуб «Волга», несмотря на эти гигантские затраты скатываются в более низкий
дивизион, не оправдывая надежд своих болельщиков.
Причем, в этот миллиард не входит хоккейный клуб «Торпедо» –
он не получает из этой суммы ни копейки. Все средства идут
в том числе на ту же самую «Волгу». Но половины этой суммы было бы достаточно,
чтобы все пенсионеры – не только Нижнего
Новгорода, но и всей области – целый год ездили бы в общественном транспорте
бесплатно. Что на одной чаше весов у правительства, и что на другой? Как это взвесить?
Я считаю, что наш долг перед людьми старшего поколения, перед
теми, кто заработал все то, что проедается нынешней властью, – сделать так,
чтобы в автобусе контролер не спрашивал с них позорные тридцать девять талонов.
Но наша поправка о том, чтобы избавить пенсионеров от этой унизительной процедуры,
не прошла – усилиями фракций «Единая Россия» и «Справедливая Россия».
Избирателям надо внимательно отнестись к бюджету, к полемике
вокруг него и сделать правильные выводы, поняв, кто действительно стремится
изменить этот бюджет в социальную сторону, а кто лишь использует его для
произнесения красивых лозунгов, чтобы решать потом совершенно другие, не
социально ориентированные задачи.